Сколько весит трамвай
Средний вес вагона трамвая составляет 18 тонн.
Трамвай – это особый вид наземного общественного транспорта, предназначенный для внутригородских перевозок. Питание двигателя трамвая осуществляется через контактный провод, по которому поступает постоянный электрический ток.
На внешний вид трамвайный вагон выглядит довольно внушительно – огромная «махина» плавно подъезжает к остановке, с шумом открывая двери для приема очередной «порции» пассажиров. А вот сколько весит трамвай? Несомненно, подобным вопросом хотя бы раз задавался каждый трамвайный «пользователь».
Поэтому наша сегодняшняя тема – о трамваях и их весовых категориях. Итак, «поехали»!
Происхождение трамвая: немного истории
Средний вес вагона трамвая составляет 18 тонн.
Согласно версии, название «трамвай» произошло от английского «tram» — вагон и «way», что означает путь. Этим словом называли вагонетки для перевозки угля на английских шахтах. Первые трамваи пришли на смену омнибусам в начале XIX века и также «работали» на конной тяге. Однако, в отличие от этих многоместных экипажей, трамваи двигались более плавно – за счет рельс, обозначавших направление их хода. Так что трамваям были «не страшны» неровности мостовых.
В 1881 году мир увидел первый электрический трамвай – он был построен одной немецкой компанией, занимавшейся производством электротехнического оборудования, бытовой техники и железнодорожного транспорта. Прототип современного электротранспорта торжественно открыл трамвайное движение между Берлином и Лихтерфельдом. Эпохой расцвета трамваев считается временной промежуток между мировыми войнами, вплоть до начала Великой Отечественной.
А вот в послевоенное время популярность трамвая пошла на спад. Впрочем, в 70 –х годах XX века после определенных технологических «ноу-хау» этот вид рельсового транспорта обрел «вторую жизнь».
Сколько весит трамвай?
Общая масса трамвая зависит от его модели – все «весовые категории» в порядке убывания представлены в следующей таблице.
Марка трамвая | Вес, т |
ЛВС-89 | 40 |
ЛВС-93 | 40 |
ЛВС-86 | 29,5 |
ЛТ-10 | 23 |
КТМ-8 | 21 |
КТМ-19К | 20 |
Татра Т7Б5 | 20 |
СПЕКТР-1 | 19,5 |
ЛМ-68М | 19 |
КТМ-5М3 | 18,9 |
К1 | 18,6 |
Татра Т6Б5 | 18,4 |
РВЗ-6 | 18,4 |
МТВ-82А | 18,35 |
Татра Т-3 | 17,3 |
РВЗ-6М2 | 16,5 |
Из данных таблицы видно, что средний вес трамвая составляет примерно 18 тонн, а самой большой массой обладают модели ЛВС. Это опытные восьмиосные сочлененные трамвайные вагоны, выпущенные Петербуржским трамвайно-механическим заводом в период 1989 – 93 гг. Данные модели были произведены всего в нескольких экземплярах, а ЛВС-89 – вообще в единственном. К слову, этот трамвай 1989 года выпуска был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный вагон.
Трамвай марки РВЗ-6М2 является самым «легким» из вышеприведенных образцов и весит примерно 16,5 тонн. Этот односторонний моторный четырехосный высокопольный вагон впервые был произведен на Рижском вагоностроительном заводе в 1960 году.
Однако мы сравнивали только порожние вагоны, без учета пассажиров. Конечно, вес нагруженного трамвая будет значительно больше, чем пустого. К примеру, один маршрутный «наполненный» трамвай весит примерно 27 – 30 тонн, а масса сцепки из двух вагонов — примерно 60 тонн.
Что весит больше – трамвай или танк Т-34?
Если средняя масса танка Т-34 составляет примерно 15 т, то вес трамвая любой советской модификации будет больше. Хотя современные российские модели трамваев по весовым категориям могут проигрывать более ранним образцам. Да и модели Т-34 бывают разные – к примеру, танк выпуска 1940 года обладал боевой массой 25,6 – 32 тонн. Поэтому ответ на данный вопрос не совсем однозначный.
Интересное о трамваях
- В Сан-Франциско чрезвычайной популярностью пользовались канатные трамваи, двигатели которых были расположены вне вагонов, а привод осуществлялся через трос. Вагон был прикреплен к тросу специальным захватом, который отцеплялся для совершения остановок. Правда, скорость такой техники регулировать не представлялось возможным.
- Сегодня на острове Мэн можно запросто прокатиться на самом старом трамвае 1893 года выпуска. Два «раритетных» трамвайных вагона до сих пор возят пассажиров на загородной линии длиной в 28,5 км.
- Хотите вдоволь поездить на трамвае? В Бельгии проложен самый длинный маршрут без пересадок – Береговой трамвай, протяженность которого достигает 67 км. Данный маршрут имеет целых 60 остановок!
- Появление первого электрического трамвая в Царской России относится к 1892 году.
- В России длина самой протяженной трамвайной сети составляет около 500 км, а длина самого длинного ее маршрута равна 20 км.
- В Астрахани трамвайное движение было организовано в 1900 году — даже раньше, чем железнодорожное сообщение.
Итак, теперь мы знаем, сколько весит трамвай разных модификаций, а также многие интересные факты об этом виде электротранспорта.
Источник: https://CalcSoft.ru/skolko-vesit-tramvaj
Современный троллейбус: описания устройства и принципа работы
С самого момента появления и по сегодняшний день развитие отечественного городского электрического транспорта, в частности троллейбуса, практически не останавливалось. И теперь на современных троллейбусах можно проехаться не только в Киеве, Минске или Москве, а и в большинстве остальных городов Беларуси, России и Украины, имеющих троллейбусное движение.
Современный троллейбус имеет низкопольный кузов, экономную компактную бесконтактную систему управления на полупроводниковых приборах с микропроцессорным управлением, хорошие динамические характеристики, пневматическую подвеску с электронным управлением, систему ABS, электронную информационную систему. Есть и целый ряд дополнительных опций, среди которых автономный ход, создание микроклимата в кабине водителя и пассажирском салоне и т. п.
Одним словом, современный троллейбус отвечает практически всем предъявляемым на сегодняшний день требованиям, в том числе требованиям к безопасности, экономичности, комфортабельности. Однако путь к такому троллейбусу был довольно долгим, особенно если сравнить первые троллейбусы «Лазарь Каганович» (ЛК) и ЯТБ с троллейбусами марок БКМ, «Богдан», ЛАЗ, МАЗ, ТролЗа, «Электрон» и др.
Также необходимо отметить, что конструкция троллейбуса во многом (кузов, ходовая часть) зависела от развития автобусов, которые были всегда немного впереди. В современных экономических условиях большинство троллейбусов разработано на базе низкопольных автобусов (например, Богдан-Е231, ЛАЗ-Е183, МАЗ-203Т, ЮМЗ-Е186 и др.). Однако такие троллейбусы, как АКСМ-321, ТролЗа-5265, Электрон-Т191, создавались как троллейбусные машины изначально.
Практически каждый стандартный 12-метровый двухосный троллейбус имеет свою шарнирно-сочлененную версию, унифицированную по кузову, узлам и агрегатам с базовой моделью.
Богдан-Т70110 в Полтаве, 2011. Базовый Т701 имеет пять модификаций, которые отличаются между собой составом оборудования
Фото автора
На просторах бывшего СССР странами, лидирующими в области троллейбусостроения, являются Беларусь, Россия и Украина. В Беларуси троллейбусы выпускаются заводом «Белкоммунмаш» (Минск) и предприятием «Этон» (Жодино) в совместном производстве с Минским автомобильным заводом. Необходимо отметить, что именно в Беларуси появились первые низкопольные троллейбусы среди стран СНГ — в 1998 г.
был построен первый экземпляр шарнирно сочлененного АКСМ-333 («Белкоммунмаш»), а в 1999-м появился двухосный МАЗ-103Т. В Украине первым «низкопольником» стал днепропетровский ЮМЗ-Е186, построенный в 2003 г., а в России — ТролЗа-5265 «Мегаполис», увидевший свет в 2005-м. К основным российским троллейбусным заводам относятся: ТролЗа (бывший Троллейбусный завод им.
Урицкого, Энгельс), Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ, Москва), «Транс-Альфа» (ранее Вологодский механический завод). Троллейбусы украинского производства выпускают: Автосборочный завод № 1 (Луцк, корпорация «Богдан-моторс»), Львовский автобусный завод, совместное предприятие «Электронтранс» (Львов), Черниговский и Бориспольский автозаводы (корпорация «Эталон), Южный машиностроительный завод (Днепропетровск).
Все эти предприятия предлагают городам современные низкопольные троллейбусные машины различной комплектации и вместимости. Наиболее передовыми современными троллейбусами производства стран СНГ на данный момент являются: АКСМ-420 «Витовт», ПКТС-6281 «Адмирал», Электрон-Т191.
Все троллейбусные системы бывшего СССР имеют в троллеях рабочее напряжение 550 В постоянного тока (DC — Direct Current). Современные тяговые приводы позволяют развивать скорость свыше 60 км/ч с полной нагрузкой на ровном участке дороги. Однако, в связи с ограничением скоростного режима в городах, тяговые приводы не позволяют развивать скорость более 65 км/ч.
Троллейбус обладает достаточной маневренностью, ведь допустимое отклонение от контактной линии в каждую сторону составляет до 4,5 м.
Основными элементами троллейбуса являются: кузов, тяговый электродвигатель, тяговый привод или система управления, подвеска, ведущий мост и управляемая ось, рулевое управление, тормозная система, пневматическое оборудование, вспомогательное высоковольтное электрическое оборудование, низковольтное оборудование, колеса и шины.
Кузов
Кузов служит основой, на которую навешиваются все составляющие части троллейбуса. В кузове размещается помещение для пассажиров и кабина водителя, а также отдельные устройства и приспособления (уголки, кронштейны) для размещения различной аппаратуры, агрегатов и других элементов троллейбуса.
К кузовному оборудованию относят: наружную и внутреннюю обшивку, пол, потолок, сиденья, поручни, служебные люки (наружные, внутренние в полу — для обслуживания агрегатов троллейбуса, потолочные — для естественной вентиляции), лобовые и салонные стекла, пассажирские и служебные двери, лестницу на крышу, диэлектрическое покрытие на крыше, передний и задний бамперы, зеркала обзора заднего вида, штангоуловители, декоративные профили.
Также важным элементом современного троллейбуса является выдвижной или откидной трап-пандус для людей с ограниченными физическими возможностями.
Троллейбусы имеют цельносварной самонесущий кузов вагонного типа с усиленной нижней частью (основанием кузова). Главным отличием современных троллейбусов является низкопольный кузов, т. е. на входе отсутствуют ступеньки и по всей длине салона уровень пола одинаковый (не считая надколесных куполов и отсеков для оборудования).
В связи с этим практически все оборудование размещается на крыше, в специальном отсеке в задней части троллейбуса, а также во внутренних отсеках, образованных на стыке крыши и боковин. Основной материал для кузовов — закрытый и открытый профили (например, квадратные и прямоугольные трубы, швеллер и др.
), из которых сначала делают отдельные элементы кузова (основание, боковины, крышу), которые потом соединяют в единое целое свариванием.
Негодный кузов — главная причина списания троллейбуса. Если любой узел или агрегат троллейбуса можно капитально отремонтировать или заменить на новый, то кузов имеет свой ресурс, после выработки которого он просто не подлежит восстановлению. Основные причины прихода кузова в негодность – коррозия металлических элементов, накопление усталостных трещин; как следствие – разрушение несущих частей кузова.
Поэтому прочный и защищенный от коррозии кузов — залог длительной эксплуатации троллейбуса. Для этого применяется целый ряд мер, в частности — изготовление кузова из низколегированных сталей, устойчивых к коррозии, качественная обработка кузова грунтовками, установка внешних элементов обшивки из оцинкованных стальных листов и легких стеклопластиковых панелей, надколесных куполов — из листовой нержавеющей стали, установка стекол методом вклеивания.
К слову, клееное остекление делает кузов также более прочным и жестким, чем окна на резиновых профилях.
Тяговый электрический двигатель
Тяговый электродвигатель (ТЭД) является силовым агрегатом троллейбуса и предназначен для создания тягового усилия, с помощью которого движется троллейбус.
Конструктивно ТЭД постоянного тока состоит из остова (цилиндрического или многогранного), якоря с коллектором, главных и дополнительных полюсов, щеточных аппаратов с графитовыми электрощетками, вентилятора для охлаждения, подшипниковых щитов с подшипниками. Подавляющее большинство троллейбусных ТЭД постоянного тока последовательного (сериесного) или смешанного (компаундного) возбуждения.
ТИСУ и ТрИСУ работают только с тяговыми двигателями последовательного возбуждения.
На современных отечественных троллейбусах «Богдан», ЛАЗ, ЮМЗ с тяговыми преобразователями постоянного тока установлен ТЭД производства харьковского завода «Электротяжмаш» последовательного возбуждения ЭД-139А (140 кВт), на белорусских и российских машинах — ТЭД последовательного возбуждения ДК-211БМ (170 кВт) производства завода «Динамо» (Москва). Тяговые двигатели являются довольно внушительными электрическими машинами. Например, масса тягового двигателя ЭД-139А составляет 750 кг, рабочий ток — 280 А, частота вращения — 1 650 об/мин, момент на валу — 810 Нм.
ЮМЗ-Е186 в Полтаве, 2008. Таких троллейбусов было выпущено всего 11 экземпляров
Фото автора
ТролЗа-5265 «Мегаполис» в Москве, 2013. Самый массовый российский «низкопольник» — построено около 700 экземпляров
Фото автора
Источник: https://naukatehnika.com/sovremennyij-trollejbus.html
Технические характеристики троллейбуса 42003А
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
Общий вид троллейбуса с номинальными значениями основных размеров, приведен на
Основные характеристики троллейбуса:
-
число мест для сидения + число откидных сидений …29+6
– общее число пассажиров, человек78
– порожняя масса транспортного средства, кг .12600
– максимальная техническая масса, кг ….18000
Примечание – Допустимое отклонение масс троллейбуса не более ± 3 %.
-
максимальная техническая масса, приходящаяся на каждую ось, кг
на переднюю….7000
на заднюю….11000
-
порожняя масса транспортного средства, приходящаяся на каждую ось, кг
на переднюю….4300
на заднюю……8300
-
максимальная установившаяся скорость движения троллейбуса с максимальной технической массой на прямом горизонтальном участке и номинальном напряжении контактной сети , км/ч, не менее60
-
время разгона троллейбуса с максимальной технической массой с места до скорости 40 км/ч на прямом горизонтальном участке и номинальном
напряжении сети, с, не более…15
-
суммарный люфт в рулевом управлении, градус, не более..20
– установленный токоприемник должен оказывать усилие на контактный провод, подвешенный на высоте от 4,0 до 6,0 м от уровня дороги, Н:
штанги из стали…….от 120 до 140
штанги из стеклопластика.от 90 до 110
– автономный привод (КБ), кВтч15
– запас автономного хода троллейбуса с максимальной технической массой
на прямом горизонтальном участке, не менее, км.5
-
электрическое сопротивление изоляции токоведущих частей в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН №36, МОм, не менее:
-
между металлическими элементами кузова и высоковольтными электрическими цепями ….5,0
-
между металлическими элементами кузова и низковольтными электрическими цепями ..1,0
-
между высоковольтными электрическими цепями и низковольтными электрическими цепями5,0
-
между металлическими элементами кузова, поручнями входа-выхода,
входными ступенями, панелями (створками) дверей..1,0
-
между металлическими элементами кузова и головкой токоприемника..10,0
-
– величина тока утечки в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 36
на сухом и чистом троллейбусе с корпуса на «землю», мА, не более ..0,2
Примечание – Величина тока утечки при эксплуатации устанавливается «Правилами технической эксплуатации троллейбуса» или другими действующими техническими нормативными правовыми актами (ТНПА).
В состав троллейбуса входят основные узлы:
-
кузов;
-
шасси;
-
электрооборудование;
-
система отопления.
Средства измерения, инструмент и принадлежности троллейбуса 42003А
В кабине на пульте водителя установлен прибор контроля скорости и пройденного пути (спидометр), служащий для отображения информации о скорости движения троллейбуса и о пройденном им расстоянии.
На блоке БКА установлен счетчик электрической энергии постоянного тока (далее – счетчик) СКВТПТ, предназначенный для учета энергии в режиме потребления (прямом) или в режимах потребления и рекуперации (прямом и реверсивном).
Подробное описание, рекомендации по эксплуатации и техническому обслуживанию счетчика приведены в технической документации на него.
В комплект поставки троллейбуса входят инструмент и принадлежности в соответствии с ведомостью комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей (далее
-
ведомость ЗИП) АКСМ42003А-000000.000 ЗИ и эксплуатационная документация (ЭД)
согласно паспорту АКСМ42003А-000000.000 ПС.
Маркировка троллейбуса 42003А
Каждому троллейбусу присваивается идентификационный номер в соответствии с СТБ 984-95, который наносится ударным способом на передней поперечной балке троллейбуса симметрично буксирным проушинам.
Заводская табличка устанавливается на перегородке кабины водителя со стороны салона и должна содержать:
-
товарный знак (наименование) изготовителя;
-
номер «Одобрения типа транспортного средства», присвоенный в установленном порядке;
-
идентификационный номер (код VIN);
-
максимальную техническую массу;
-
максимальные технические массы, приходящиеся на оси.
Рядом с табличкой может наносится знак (знаки) соответствия продукции, сертифицированной на соответствие требованиям стандартов.
При отгрузке троллейбуса потребителю к стеклу кабины водителя прикрепляется ярлык с указанием информации о сезонном типе смазки в механизмах троллейбуса, об удалении жидкости из системы омывателя стекол, отключении и состоянии аккумуляторных батарей (далее – АБ) (заряжены, не заряжены), состоянии КБ (заряжены, не заряжены).
Упаковка троллейбуса 42003А
Укомплектованный троллейбус отправляется в собранном виде без упаковки.
Запасные части, инструмент и принадлежности упаковываются и укладываются в кабину и салон троллейбуса согласно ведомости ЗИП АКСМ42003А-000000.000 ЗИ (далее ведомость ЗИП).
Эксплуатационная документация герметично упаковывается в пакет из водонепроницаемого материала и укладывается согласно ведомости ЗИП.
Составные части индивидуального комплекта запасных частей, кроме резинокордных оболочек и колеса должны быть законсервированы и упакованы согласно ведомости ЗИП.
-
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/05302_trollebus/001_00_trolleibus_pasajirski_42003a_rukovodstvo/002.htm