Лиаз 5280 троллейбус

ЛиАЗ-5280 — WikiModern

ЛиАЗ-5280 — российский высокопольный троллейбус производства Ликинского автобусного завода. Разработан на базе кузова автобуса ЛиАЗ-5256.25.

История этой модели были с оглядкой на троллейбусы ЛиАЗ-5256Т и МТрЗ-5279 «Русь». Данные троллейбусы были собраны с 1990 по 2004 года, из автобусных кузовов ЛиАЗ-5256.

Так в 2005 году на ВЗТМ, из готовых автобусных машино-комплектов от завода, уже была готова партия из 11 троллейбусов, еще в первом рестайлинговом виде, которые ушли в Петрозаводск. С декабря 2006 на «ЛиАЗ» открыто собственное производство троллейбусов, которое включает в себя полный производственный цикл.

Но при этом, поставляя готовые машино-комплекты подрядчику ВЗТМ, где оснащали кузова всем необходимым электрооборудованием. А с 2008 года, уже выпускался готовым прямо с «ЛиАЗ».

Унифицированная агрегатная база позволяет использовать запасные части как на автобус, так и на троллейбус, что позволяет снижать эксплуатационные издержки транспортных организаций. Все троллейбусы комплектовались троллейбусными задними мостами RABA (Венгрия), ресурс которых, с учетом особенностей российских дорог, составляет 600 тысяч километров.

При желании, заказчик мог пожелать установить:

  • электронные маршрутоуказатели (ЭМУ)
  • тонированные стекла (с 2009 — шли в стандарте)
  • разные модели сидений и их количество (от 23 до 25)
  • количество печей (по стандарту — 3)

ЛиАЗ-5280

Оригинальная модификация, собиралась на заводе «ЛиАЗ» с 2008 по 2012 года. Отличалась оригинальным коробом под электрооборудование на крыше, тремя печами в салоне и одной в кабине водителя и пластиковыми сидениями. Всего было собрано и отправлено 84 троллейбуса.

ЛиАЗ-5280 (ВЗТМ)

Троллейбусные машино-комплекты, первые 11 из автобусных, которые дооснащались на Волгоградском заводе транспортного машиностроения, в период с 2005 по 2010 года. Отличались иным расположением и видом короба электрооборудования на крыше, всего одной печкой в салоне и, до 2008 года, наличием стандартных сидений, вместо пластиковых. Всего было дособран и отправлен 181 троллейбус.

ПТ-5280.02

В 2006 году, два кузова автобуса ЛиАЗ-5256 в условиях цеха капитального ремонта троллейбусов Петрозаводского троллейбусного управления, прошли переоборудование в троллейбус по образцу ЛиАЗ-5280 с переименованием модели в ПТ-5280.02.

На них были поставлены новые сидения с высокими спинками. Вскоре, 15 сентября 2006 года, эти троллейбусы открывали троллейбусный маршрут № 8 в городе Петрозаводске. Проработав лишь 2 года, были переведены в Архангельск, где как раз в 2008 году закрылось троллейбусное движение.

А вскоре из-за ненадобности, были перепроданы в Нижний Новгород.

Отличия кузова от автобуса

Хотя троллейбусные кузова ЛиАЗ выпускались на одном конвейере с их автобусными аналогами, в них присутствует ряд различий. Основным является усиленная крыша: чтобы выдержать вес электроаппаратуры (в общей сложности не меньше 350 кг), вдоль крыши, между ней и внутренней обшивкой, приварены широкие стальные полосы с отверстиями, а поперек — трубчатые ребра. В остальном кузова автобусных и троллейбусных версий полностью унифицированы.

Основные недостатки троллейбусов ЛиАЗ-5280

  • «Автобусное» происхождение приводит к некоторым недостаткам конструкции троллейбуса: кузов ЛиАЗ-5280 теснее конкурентов из-за большого моторного тоннеля в корме (электродвигатель намного компактнее дизеля со всеми его системами и коробкой передач)
  • Высокие ступени к сидениям на моторном отсеке

Фотогалерея

  • Вид спереди справа, Нижний Новгород.
  • В заводской окраске, Челябинск.
  • Перекрашен в «фирменный» окрас, Челябинск.
  • Троллейбусы из последних партий ВЗТМ, Астрахань.
  • Троллейбусы из последних партий ВЗТМ, Рязань.
  • Вид спереди слева, Нижний Новгород.
  • Вид сзади слева, Воронеж.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник: https://infosphere.top/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%9B%D0%B8%D0%90%D0%97-5280/

Ликинский автобусный завод

Ликинский автобусный завод ( акр. ЛиАЗ) — российской производитель автобусов, компания, выпускает автобусы и троллейбусы большого класса, компания основана в 1937 году, а выпускает автобусы с начала 1959 года. Компания расположена в городе Ликино-Дулево ( Московская область), Россия. Генеральный директор — Дворецкий Александр Васильевич.

С 2000 года компания вошла в компанию «Русские автобусы», с 2005 года входит в автомобилестроительную группу ГАЗ.

1. История

Начало истории Ликниського автобусного завода следует считать 2 августа 1937 года, когда в селе Ликино-Дулево начал работать Ликинский лесотехнический завод облагороження древесины (ЛОЗОД) также этот завод занимался тяжелым машиностроением. В 1945 году завод был переменовано в ЛиМЗ — Ликинский машиностроительный завод.

17 апреля 1958 года завод был переименован обратно в название, которое завод носит до сих пор — Ликинский автобусный завод: Мосраднархозови было поручено организовать на заводе виробнитцво автобуса ЗИЛ-158, который выпускался на Заводе имени Лихачева с 1957 года. В 1959 году производство ЗИЛ-158 было перенесено на ЛиАЗ, а первый автобус, который был построен на ЛиАЗ отправился на испытания в январе 1959 года.

ЗИЛ 158 выпускался на Ликинский автобусном заводе с 1959 до 1970 года. Однако, самым «детищем» ЛиАЗ стал ЛиАЗ 677, ставший проектироваться еще с 1960 года. Этот автобус работал во многих странах СНГ, их было выпущено более 200 тысяч экземпляров, однако у него было очень много недостатков, за что получал много оскорбительных призвисьок, однако ему даже было установлено несколько памятников.

ЛиАЗ 5256 старого варианта

В 1977 году, во Львове «Львивавтобуспромом» было разработано два автобуса: первый, это автобус ЛАЗ 5252, который выпускался на Львовском автобусном заводе по 1992 по 2005 года, а второй был прототипом ЛиАЗ 5256, который впоследствии стал одним из самых массовых из всех ЛиАЗ, сейчас их произведено более 20000 экземпляров и более 15 различных модификаций. Тогда ЛиАЗ 5256 был мало похож на современный: он имел очень угловато кузов и вообще был похож на городские автобусы Ikarus. Виробнитцво автобусов ЛиАЗ 5256 началось внутри 1980-х годов.

С 2000 года Ликинский автобусный завод вошел в компанию «Русские автобусы». В том же году началось тотальное рестайлинг ЛиАЗ 5256. С началом 21 века, начинают проектироваться и выпускаться новые автобусы, которые в целом ничем не хуже зарубежных аналогов, с конца 2002 выпускается високопидлоговий двухсекционный автобус ЛиАЗ 6212, в 2004 году выпущен первый экземпляр двухсекционного (напивнизькопидлоговий в тягачи) ЛиАЗ 6213, который выпускается серийно с 2007 года.

В 2004 году выпущен опытный 14-метровый автобус, который не имеет точно установленного индекса: ЛиАЗ-62?, его випущно один экземпляр. С 2005 года Ликинский автобусный завод входит в автомобилестроительную группу ГАЗ. С 2006 года выпускается напивнизькопидлоговий ЛиАЗ 5293.

На заводе возникает вопрос производства городских троллейбусов, которое еще предстояло с начала 1990-х, однако троллейбусы не собирались на ЛиАЗ полностью; самый троллейбус ЛиАЗ 5280 с реостатно-контакторной системой управления и двигателем Динамо ДК-213 был собран полностью на ЛиАЗ только в 2007 году. Он сделан на базе ЛиАЗ 5256 с максиальною унификацией. С того же года начинают проектироваться и выпускаться низкопольный ЛиАЗ 52802 и напивнизькопидлоговий ЛиАЗ 52803.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Троллейбусный поезд

С 1959 года Ликинский автобусный завод изготовил более 260 000 автобусов. Сейчас выпущено более 200 экземпляров троллейбусов ЛиАЗ; компания планирует выпускать до 500 троллейбусов в год.

2.1. Снятые с производства

С 1959 года Ликинский автобусный завод выпускал автобус ЗИЛ-158, часто его можно встретить как ЛиАЗ 158. Он был оборудован карбюраторным двигателем и вмещал около 70 пассажиров. Коробка передач и двигатель автобуса были использованы на первых автобусах ЛАЗ 695. Выпускался в 1970 году.

С 1960 года начал проектироваться ЛиАЗ 677, который выпускался с 1967 по 1994 год. Он имел также бензиновый двигатель (виробнитцва ЗИЛ) и вмещал около 90-100 человек. Таких автобусов было выпущено более 200 000 экземпляров.

Прекращение его производства было обусловлено несоответствие современным требованиям; недостатки, как большие затраты топлива (до 55 литров горючего), сильная загазованность салона через длинную и негерметичной (из-за коррозии), длинной выхлопной трубы, сильная жара на месте водителя летом (а двигатель размещен в него спереди), низкий уровень комфорта а в 90-х годах автобус как технически, так и морально старом.

В начале 1990-годах выпускался ЛиАЗ 5918, работавший как видеосалон и компьютерный центр. Массовой модель не была. Автобус выпускался с двумя дверями (передними и средними Двустворчатые). без задних дверей, выглядел точности как ЛиАЗ 5256 старого образца.

2.2. Городские автобусы большого класса

ЛиАЗ 5256, которых выпущено уже более 20 000 экземпляров, выпускается еще с середины 1980-х годов.

Автобусы старого образца были мало похожи на настоящие, и имели кучу недостатков, как холод в салоне (зимой), плохая вентиляция, двигатели зачастую низкого качества, плохая работа подвески и низкий ресурс кузова, с началом 21 века завод перешел на изготовление несущих (готовых кузовов на которые крепятся все агрегаты) кузовов с оцикованои стали (ранее была оцинкованная жесть), с полной антикоррозийной обработкой.

Хотя, многие бывшие проблем осталось и у новых моделей ЛиАЗ 5256, тем не менее, автобус стал значительно надежнее и комфортнее, выпущено более 15 модификаций, даже с газобаллонными двигателями, выпускаемых не только городские ЛиАЗ 5256, а и пригородные версии. Кузова ЛиАЗ 5256 используются Голицынский автобусным заводом для виробнитцва собственных автобусов (например, междугородный ЛиАЗ 5256R).

ЛиАЗ 5292 представляет собой низкопольный автобус с дизельным двигателем и автоматической коробкой передач, комплектуется многими качественными инзоемнимы комплектующими, выпускаются также с газобаллонным двигателем, модификация ЛиАЗ 5292.57.

Вместимость автобуса составляет около 100 человек. Всего удобный и комфортный городской 12-метровый автобус возможна перевозка двух пассажиров в инвалидных колясках. Выпускается серийно с 2007 года, а в 2009 году было сделано гибридную версию ЛиАЗ 5292.

На базе ЛиАЗ 5292 построено троллейбусы ЛиАЗ 52802 и МТРЗ-5279.1.

ЛиАЗ 5293 представляет собой 11.5-метровый напивнизькопидлоговий автобус вместимостью до 100 человек с дизельным двигателем. Он имеет систему книлинга (правда, часто работающая не так как необходимо) и может перевозить колясочников (1 место по специальным креслом). Выпускается с 2006 года, на базе этого автобуса выпущено ЛиАЗ 52803, напивнизькопидлоговий троллейбус. В целом это достаточно современный автобус.

2.3. Двухсекционные автобусы

Первые двухсекционные автобусы ЛиАЗ 6212 были выпущены в 2001 году, а серийное производство началось в 2002 году. Несколько автобусов ЛиАЗ 6212 было построено на базе ЛиАЗ 5256 старого образца.

ЛиАЗ 6212 представляет собой високопидлоговий городской автобус, который может перевозить до 180 пассажиров (нормальная емкость).

Многие недостатков ЛиАЗ 5256 этот автобус принял, как довольно плохую работу подвески, руль, плохо слушалось, однако ресурс кузова значительно увеличился, комфорт салона улучшилось, и автобус стал действительно хорошим русским автобусом.

ЛиАЗ 6213 был впервые выпущен в 2004 году. Это напивнизькопидлоговий автобус, в котором было ликвидировано большинство прболем ЛиАЗ 6212, однако он имеет высокий уровень пола в прицепе, и имеет узкие проходы между рядами сидений.

Однако, он низкопольный в тягачи, ресурс кузова не менее 15 лет, автобус Дорба приспособлен к российским дорогам, имеет автоматическую коробку передач, комплектуется качественными комплектующими, узел сочленения сделан Hϋbner Gmbh, Германия.

Кузов автобуса несущий из оцинкованной стали, вмещает он более 175 пассажиров, имеет откидной пандус для въезда инвалидных колясок, также электронные рейсовказивникы, очень высокий потолок салона, хорошую систему отопления, крайне нужную зимой в российских городах.

2.4. Троллейбусы

Первым троллейбусом, который был построен на Ликинский автобусном заводе, стал ЛиАЗ 5280, на базе ЛиАЗ 5256. Еще раньше, в начале 2000-ных, Московский тролейбусноремонтний завод выпускал троллейбусы МТРЗ-5280 на базе старого образца ЛиАЗ 5256.

ЛиАЗ 5280 может оснащаться новой отделкой салона, как гнутыми цветными перилами и полумягкими сиденьями, зустричюаться как троллейбусы со старой, так и новой отделкой салона. Также может оснащаться тонированными стеклопакетами.

У троллейбуса есть ряд недостатков, как низкий пол, большое потребление электроэнергии из-за неэкономическую ресотатно-контакторную систему управления, холод в салоне зимой и склонность к мелким поломкам. Максимальная скорость троллейбуса составляет 60 км / ч, хотя скорость троллейбуса почти никогда не упоминается в различных характеристиках.

https://youtube.com/watch?v=ISs49oxOwog

Троллейбус ЛиАЗ 52802 является низкопольных троллейбусом, который является основанным на 12-метровом ЛиАЗ 5292. Этот троллейбус оснащен IGBT-транзисторной системой управления, благодаря которой энергия, которую тратит троллейбус уменьшается среднем на 30 процентов.

У троллейбуса комфортный салон и низкий уровень пола на всех входах кроме последнего (там имеется маленькая ступенька). Некоторые из троллейбусов ЛиАЗ 52802 имеют сплошное лобовое стекло и заваренные заднее стекло, двигатель троллейбуса размещен на заднем свесе под полом салона.

Троллейбус ЛиАЗ 52803 является напивнизькопидлоговим троллейбусом, который является основанным на 11.5-метровом ЛиАЗ 5293. Этот троллейбус может оснащаться либо реостатно-контакторной или IGBT-транзисторной системой управления.

У данного троллейбуса низкий уровень пола на первых двух входах, современная оборобка салона с гнутыми (преимущественно розового цвета) перилами и полумягкими сиденьями. Передние фары троллейбуса от Mercedes-Benz.

Двигатель троллейбуса размещен на заднем свесе под полом, это может быть как двигатель производства Динамо, так и асинхронный ТАД.

2.5. Подобные автобусы и троллейбусы, которые выпускаются на базе ЛиАЗ

МТРЗ-5279.1 «Садко», на базе ЛиАЗ 5292 и почти в точности такой, как ЛиАЗ 52802

В 1993 году на Сокольническом вагоноремонтном заводе был построен сочлененный троллейбус на базе старого образца ЛиАЗ 5256 и получил название СВАРЗ 6220. Троллейбус в 1990-х екзсплуатувався в Москве, с конца 90-х годов находится в одном из Московских троллейбусных депо, где ржавеет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Масса троллейбуса

В 1995 году, в Украине, на Харьковском авторемонтном заводе было выпущено 6 экземпляров ХАРЗ 5259, который фактически был клоном ЛиАЗ 5256, кроме некоторых комплектующих.

В середине 1990-х годов было построено несколько десятков экземпляров ЯАЗ-5267, которые, однако качеству не были лучше тогдашние ЛиАЗ 5256 старого образца.

В начале 2000-Московский тролейбусноремонтний завод выпускал троллейбусы МТРЗ-5280, которые были построены на базе ЛиАЗ 5256 старого образца.

На базе ЛиАЗ 5292 построено троллейбус МТРЗ-5279.1 (производство Московского тролейбусноремонтого завода, МТРЗ), получивший прозвище «Садко» (Садовое Кольцо), данный троллейбус довольно современным и ничем не уступает ЛиАЗ 52802. Троллейбус оборудован IGBT-транзисторной системой управления и аккумуляторными батареями, благодаря которым может проехать не менее двух километров без соединения с контактной сетью.

В декабре 2007 года, самый первый из выпущенных двухсекционных автобусов ЛиАЗ 6213, был переделан в троллейбус на МТРЗ, и получил название МТРЗ-6232.

ЛиАЗ же к этому троллейбуса не имеет никакого отношения, поэтому неправильно было бы его назвать ЛиАЗ 6213Т. МТРЗ-6232 имеет 17.9 метров в длину и комплектуется транзисторной системой управления российского производства.

Пока, он выпущен только один, он сейчас работает под номером 3690 в Москве, его «прописка» — Филевский автобусно-троллейбусный парк (ФАТП).

Голицынский автобусный завод выпускает междугородний автобус ГолАЗ-ЛиАЗ 5256, на базе нового варианта ЛиАЗ 5256, выпускаемых другие междугородные модификации на базе нового варианта автобуса, например ЛиАЗ 52562.

См.. также

Другие производители автобусов России:

  • КАвЗ
  • ПАЗ
  • МАРЗ
  • ГолАЗ
  • Волжанин

Другие производители троллейбусов России:

Источник: https://nado.znate.ru/%D0%9B%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4

ЛиАЗ-5280

    Введение
  • 1 История создания модели
  • 2 Технические характеристики
  • 3 Модификации ЛиАЗ-5280
  • 4 Особенности ЛиАЗ-5280
  • 5 Основные недостатки ЛиАЗ-5280, 52801, 52803

ЛиАЗ-5280

Общие данные

Производитель: Ликинский автобусный завод
Сборка: Ликинский автобусный завод
Класс: высокопольный городской троллейбус

Характеристики

Массово-габаритные

На рынке

Связанные: ЛиАЗ-5256ЛиАЗ-52803, ПТ-5280
Похожие модели: ТролЗа=5275.05 , ВМЗ-5298

ЛиАЗ-5280 — высокопольный троллейбус производства Ликинского автобусного завода. Разработан на базе автобуса ЛиАЗ-5256. Троллейбус оснащён реостатно-контакторной системой управления (РКСУ) и комплектуется задними мостами Raba, а унифицированная агрегатная база позволяет использовать запасные части как для автобуса, так и для троллейбуса, что значительно снижает эксплуатационные издержки. По состоянию на октябрь 2010 года выпущено более 120 таких троллейбусов.

1. История создания модели

«ЛиАЗ» начал производить троллейбусы с 2005 года, поставляя готовые машинокомплекты подрядчикам, которые оснащают кузова всем необходимым электрооборудованием. С декабря 2006 на «ЛиАЗе» открыто собственное производство троллейбусов, которое включает в себя полный производственный цикл.

2. Технические характеристики

  • Тип кузова Несущий, вагонной компоновки
  • Ресурс кузова, лет 12
  • Колесная формула 4х2/ задние
  • Длина / ширина / высота, мм 11800 / 2500 / 3470
  • База, мм 5840
  • Количество / ширина дверей, мм 3 / 1282
  • Общее число мест/в том числе посадочных 110 / 23+1
  • Колея передних/задних колес, мм 2050 / 1840
  • Масса снаряженная, полная, кг 10300 / 17780
  • Ведущий мост Raba A 718.20-3300
  • Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг 7250 / 10530
  • Рулевой механизм С гидроусилителем руля
  • Тормозная система Основной тормоз: двухконтурный, пневматический
  • Запасной тормоз: стояночная тормозная система
  • Стояночный тормоз: тормозные механизмы задних колес с приводом от тормозных камер с энергоаккумуляторами (Knorr Bremze)
  • Силовой агрегат
  • Двигатель (тип) ДК-213 (ЭК −213; ЭДК-123), тяговый
  • Мощность номинальная, кВт 115
  • Напряжение номинальное, В 600
  • Максимальная частота вращения, об/мин 3900
  • система управления реостатно-контакторная

3. Модификации ЛиАЗ-5280

  • ЛиАЗ-5280
  • ЛиАЗ-52802
  • ЛиАЗ-52803

На сегодняшний день ЛиАЗ выпускает троллейбусы трех моделей: 5280 с высоким полом (на базе автобуса ЛиАЗ-5256), низкопольную 52802 и полунизкопольную 52803 (спереди пол низкий, а сзади приподнят). Различия касаются также комплектации троллейбусов — на всех машинах стоят ведущие мосты Raba, но у низкопольной модели он портальный.

Рулевое управление высокопольных машин — отечественное, полу- и низкопольных — венгерское, Czepel.

Различия касаются и рабочего места водителя — ЛиАЗе-5280 стоит простое рулевое колесо c блоком управления света, позаимствованным у КамАЗ, незатейливые сиденье и щиток приборов, а у дорогих моделей — турецкое кресло Pilot (а по заказу и немецкое Grammer), рулевое колесо от Mercedes, снабженное пневморегулировкой и щиток с электронным дисплеем.

4. Особенности ЛиАЗ-5280

Хотя троллейбусные кузова ЛиАЗ выпускаются на одном конвеере с их автобусными аналогами, в них присутствует ряд различий. Основным является усиленная крыша: чтобы выдержать вес электроаппаратуры (в общей сложности не меньше 350 кг), вдоль крыши, между ней и внутренней обшивкой, приварены широкие стальные полосы с отверстиями, а поперек — трубчатые ребра. В остальном кузова автобусных и троллейбусных версий полностью унифицированы.

5. Основные недостатки ЛиАЗ-5280, 52801, 52803

«Автобусное» происхождение приводит к некоторым недостаткам конструкции троллейбуса: кузов ЛиАЗа-5280 теснее конкурентов из-за большого моторного тоннеля в корме (электродвигатель намного компактнее дизеля со всеми его системами и коробкой передач).

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 12.07.11 02:12:43
Похожие рефераты: NGC 5280, ЗиЛ(ЛиАЗ)-158, ЗиЛ (ЛиАЗ)-158, ЛиАЗ-677, ЛиАЗ-158, ЛиАЗ, ЛиАЗ-5292, ЛиАЗ-6212.

Категории: Троллейбусы, Автомобили по алфавиту, Троллейбусы ЛиАЗ.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareA.

Источник: https://wreferat.baza-referat.ru/%D0%9B%D0%B8%D0%90%D0%97-5280

Ликинский автобусный завод ЛИАЗ

Ликинский автобусный завод (ЛИАЗ) многие годы является лидером по производству автобусов особо большого и большого класса. В линейке предприятия более десятка моделей общественного транспорта, в том числе – троллейбусов. В 2005 году организация вошла в структуру ГК «ГАЗ», что позволило переоснастить производственную базу и наладить сборку техники мирового уровня.

Опытный Лесохимический

Начало 30-х годов для Советского Союза стало очень напряженным временем. Оправившись от последствий гражданской войны, СССР всеми силами устремился догонять западные страны. Первостепенными задачами стало наращивание промышленного потенциала, разработка и внедрение прогрессивных технологий.

В 1933 году под Москвой (в поселке Ликино-Дулево) на месте будущего завода ЛИАЗ было решено создать опытное предприятие – Лесохимический завод.

На его площадке планировалось разрабатывать новые для СССР технологии обработки и использования древесины: ДВП, ДСП, бруски лигностона, изоляционные плиты и т. д. Однако строительство затянулось.

Только к осени 1937 года были построены основные корпуса, установлено оборудование. Первой продукцией стали деревянные подкладки под рельсы для Московского метрополитена.

Война

Не успел завод набрать обороты, как началась Великая отечественная. За несколько месяцев фашистские войска дошли до Москвы. Встал вопрос об эвакуации предприятия. Оборудование было демонтировано и под бомбежками передислоцировано в Челябинскую область. Однако вскоре враг от столицы был отброшен, и эшелоны вернулись домой.

Героическими усилиями, главным образом, женщин и подростков (большинство мужчин воевали) работа завода была восстановлена. Уже в феврале 1942 года начат выпуск деревянных изделий для самолетов, шаров для получения пороха и прочей продукции. За самоотверженный труд работники коллектива не раз награждались медалями, орденами и памятными знаками.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Trolza троллейбус

От дерева к механизмам

Когда большая часть СССР была освобождена, перед правительством встала не менее серьезная задача, чем разгром врага – восстановление страны из руин. Первым делом необходимо было в разы увеличить выпуск стройматериалов, наиболее доступным из которых была древесина. А для повышения темпов лесозаготовок нужны были механизмы и оснастка.

В 1944 году Лесохимический опытный завод, учитывая его профиль и опыт работников, был реконструирован в Ликинский машиностроительный завод (ЛИМЗ). Его специализацией стал выпуск машин и агрегатов для лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности: станков шпалорезных, передвижных электростанций, лебедок трелевочных, мотовозов, электропил, запасных частей к тракторам КТ-12 и автомобилям ЗИС. Также на предприятии был организован ремонт сложных дизельных моторов.

Автобусам быть

50-е годы ознаменовались бурным ростом автомобильной промышленности. По мере расширения городов все острее сказывалась нехватка общественного транспорта. Особенно актуальной эта проблема была для самого крупного мегаполиса страны – Москвы. В конце 50-х принято решение на базе ЛИМЗ создать завод автобусов ЛИАЗ. Предприятие располагалось около столицы, а квалификация работников позволяла наладить выпуск сложной техники.

В 1958 году начата реконструкция завода под производство городских пассажирских автобусов ЗИЛ-158. «Первенец» сошел с конвейера 10 января 1959 года. Эта модель выпускалась по 1970 год включительно. За 11 лет на ЛИАЗе изготовлено 62 290 машин.

От копирования к собственным разработкам

Автобусный завод ЛИАЗ развивался стремительно. Если в 1959 году заводчане изготовили 213 единиц автотранспорта, то в 1963 году было собрано 5419 автобусов. К концу 60-х производительность составляла более 7000 транспортных средств.

Однако коллектив замахнулся на большее – создать собственную модель, превосходящую по характеристикам надежный, но устаревший ЗИЛ. Наработав определенный опыт, инженеры и конструкторы завода ЛИАЗ разработали улучшенную версию большого вместительного городского автобуса ЛИАЗ-677. Опытный образец был выпущен в 1962 году, после серии испытаний и доработок в 1967 году была выпущена первая партия.

Модель получилась на редкость удачной. В 1972 году на осенней Лейпцигской ярмарке она была удостоена Золотой медали, став примером для других предприятий социалистического блока. Она выпускалась в разнообразных вариантах и модификациях до середины 90-х годов: экскурсионной, городской, пригородной, в северном исполнении, с газобаллонным оборудованием, в специсполнении (передвижная телевизионная станция). К концу 1994 года было изготовлено 194 356 единиц.

  «Сахарный гигант» — томат новой селекции

Таким образом, ЛИАЗ-677 стал одной из самых массовых моделей в стране и широко использовался как на территории СССР, так и за его пределами. За трудовые достижения коллектив в 1976 году получил заслуженную награду – Орден Трудового Красного Знамени.

Развитие

Выпустив отличный продукт, почивать на лаврах заводчане не собирались. В начале 80-х была разработана новая модель – ЛИАЗ-5256. Однако для ее производства необходимо было провести техническое переоснащение завода ЛИАЗ. Реконструкция была начата в 1985 и длилась до 1991 года.

Источник: https://liveprosto.ru/business/likinskiy-avtobusnyy-zavod-liaz/

Троллейбус

Идея производства троллейбусов на базе автобусов ЛиАЗ витала в воздухе с начала 90-х годов, что нашло подтверждение в опытных образцах машин. Серьезность намерений оформилась в 2000 году, и в течение 5 лет в реализацию идеи ликинского троллейбуса было вложено немало сил и средств. Ожидания были велики, но они не оправдались. Что это было – фальстарт или просчеты менеджмента? В любом случае реальная история троллейбуса ЛиАЗ пока остановилась на отметке 7-ми лет.

Производство троллейбусов «ЛиАЗ»

У производства автобусов и троллейбусов много общего, но это разные машины. По этой причине не каждый производитель идет на изготовление обоих видов транспорта, но на заводе ЛиАЗ на это решились. Конструкторы подготовили к производству следующие модели:

  • «ЛиАЗ-5280» с высоким полом – на базе автобуса «ЛиАЗ-5256»
  • «ЛиАЗ-52802» с низким полом – на базе автобуса «ЛиАЗ-5292»
  • «ЛиАЗ-52803» с полом промежуточной высоты – на базе автобуса «ЛиАЗ-5293»

Были предприняты две попытки создания троллейбуса с сочлененным кузовом. На заводе  СВАРЗ собрали по одной единице экспериментальных моделей «СВАРЗ-ЛиАЗ-6220» (в 1992 году) и «СВАРЗ-6234» на базе «ЛиАЗ-6213» (в 2008 году), но дальше дело не пошло.

В планах завода значилось изготовление пятисот машин в год на мощностях первой очереди с перспективой увеличения производства до 1000 единиц. Специальное изготовление кузовов для троллейбусов не планировалось, из-за чего их вместимость получилась меньше, чем у машин с классической компоновкой. Вместо этого решили дорабатывать корпусы серийных автобусов – усиливали потолок и резали отверстия под монтаж электрооборудования. 

Превращение автобуса «ЛиАЗ» в троллейбус

На снимке 2005 года — троллейбус ЛиАЗ волгоградского производства.

Теперь уже раритет!

Кардинальные отличия силовых агрегатов автобуса и троллейбуса служат объяснением необходимости разработки разных кузовов даже при наличии унифицированных деталей.

Например, крыша троллейбуса несет дополнительную нагрузку 350-400 кг в виде токоприемного узла, моторный отсек автобуса слишком велик для электрического тягового двигателя. Кроме того, электротранспорту не нужны тяги и валы трансмиссии.

Конструкторы ЛиАЗа сделали неплохие машины. В них использовались импортные комплектующие ведущих производителей: мосты Raba, рулевое управление Czepel и Mercedes, оснащение водительского места Pilot и Grammer. Сборка велась по стендовой технологии на 13 постах. Каждый из них обслуживали два человека, за 3,5 дня полностью собирали троллейбус. Однако оптимистичные планы столкнулись с суровыми реалиями жизни.

Особенности рынка троллейбусов

В отличие от автобусов, которые можно эксплуатировать в любых условиях, троллейбусы привязаны к городам. Рынок этих машин целиком и полностью зависит от возможностей муниципальных властей, которые обычно не входят в категорию богатых покупателей. Платежеспособный спрос на троллейбусы в России оценивается в диапазоне всего 500-800 машин в год, поэтому конкуренция их производителей очень высока.

Одним из важнейших факторов в этой борьбе является цена. В 2008 году дешевле всех были машины «Тролза» (2,5 млн. рублей), троллейбусы ЛиАЗ были дороже на 200 тыс. рублей. Завод «Тролза» только в 2008 году выпустил 383 машины, ЛиАЗ за 2005-2012 гг. – всего лишь 200. Продукция последнего была намного лучше «ЗиУ-682» («ЗиУ-9»), но гонка была проиграна, и в 2012 году программа производства троллейбусов «ЛиАЗ» была остановлена.

Будет ли она возобновлена? Во всяком случае, все технические возможности для этого имеются. Если учесть и исправить некоторые ошибки прошлого, то очередной старт производства троллейбусов «ЛиАЗ» выглядит реалистично, главная предпосылка к этому – значительный рост платежеспособного спроса на электротранспорт на колесах. В настоящее время на рынке есть место только для одного крупного отечественного производителя. В случае появления еще одного его успех будет означать смерть конкурента.

Источник: https://bus-set.ru/eto-interesno/trolleybus-liaz

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Общественный транспорт
Для любых предложений по сайту: [email protected]