Василиса ЯВИКС — интеллектуальная поисковая система. Завтра уже здесь!
«СВАРЗ-Икарус» в кузове «Икарус-283». |
→СВАРЗ |
1988—1992 |
60 |
37 / 29 |
168 / 204 |
16 500 / 17 975 |
2500 |
3160 |
5400 и 6200 |
350 |
4 |
2-2-2-2 (4-4-4-4) |
РКСУ |
СВАРЗ-Ика́рус — советский сочленённый троллейбус особо большой вместимости, производившийся с 1988 по 1992 год на заводе СВАРЗ в Москве на основе автобусов Ikarus 280 и Ikarus 283.
Описание
Троллейбусы СВАРЗ-Икарус производились путём переоборудования новых автобусов Икарус-280.33, 280.64 и 283.00. Самый первый троллейбус, модернизированный таким образом в ноябре1988 года, поступил на испытания в Филёвский автобусно-троллейбусный парк г. Москвы и получил бортовой номер 0012. Он имел «планетарные» двери (модификация 280.64).
С 1989 года СВАРЗ-Икарусы поставлялись в ФАТП, 6-й и 7-й троллейбусные парки, однако из двух последних они были распроданы в Вологду, Тверь и Рустави. 16 июня2004 года около станции метро «Кропоткинская» произошёл разрыв узла сочленения троллейбуса с бортовым номером 0048 (283.00), в результате чего в течение трёх месяцев в ФАТПе были списаны все оставшиеся СВАРЗ-Икарусы.
Однако история троллейбусов «Икарус» в Москве на этом не закончилась: оригинальный Икарус-280Т (сборки завода Ikarus) проработал в ФАТПе до 2008 года под номером 0049 (позднее — 3649).
Интересные факты
- СВАРЗ-Икарусы не имеют собственного цифрового обозначения по ГОСТу.
- Наравне с ЗиУ-683Б массово использовался в качестве уличных баррикад в Москве во время августовского путча 1991 года.
- Самым последним СВАРЗ-Икарусом в пассажирской эксплуатации оказался самый первый: он был списан ровно через три месяца после ЧП у метро «Кропоткинская». Дело в том, что он был перенумерован сначала в 0022, затем уже в 0041.
- Троллейбусы СВАРЗ-Икарус можно встретить в кинофильмах «Бабник», «Перекрёсток», «Московская жара», «Дневной дозор».
Примечания
- В кузове: 280 / 283
- База данных СТТС
2014-2019 ЯВИКС — все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок
Источник: http://yavix.ru/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%A1%D0%92%D0%90%D0%A0%D0%97-%D0%98%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81
Автобус
Автобусы марки «Икарус» более полувека перевозят пассажиров, как раньше в Советском Союзе, так и сейчас на постсоветском пространстве. Во времена СССР венгерским производителем было поставлено 143 тысячи автобусов нескольких модификаций. Одной из наиболее популярных моделей, хоть и не самой большой по объему поставок, является автобус «Икарус 280».
Немного общей истории
Наиболее известными в 60-х годах прошлого столетия были «Икарус Люкс», на которых в основном осуществлялись междугородние перевозки.
Первая сочлененная модель (так называемая «гармошка») «Икарус 180» поставлялась в СССР с октября 1968 г. Эти автобусы можно было встретить на городских маршрутах почти пятнадцать лет.
В конце 60-х годов стали выпускаться модели двухсотой серии. Они отличались модной в те времена угловатой формой кузова. Для европейского рынка кузова ставили на шасси MAN, Scania, Volvo.
В этой серии моделей было много, но в Советский Союз поставлялись городские автобусы моделей 260, 263, 280 и 283 и междугородние — 250, 255 и 256. Городские автобусы все были темно-желтые, потому что эта заводская окраска была принята производителем для СССР, позднее для России — бело-красные модели «Икарус 280» (фото см. ниже).
В Польшу поставлялись красные, в Германию – белые, с оранжевыми передней и задней частью и дверями, в Венгрию – синие, с серой крышей и дверями.
Основной завод компании «Икарус» разорен, но на постсоветском пространстве продолжается эксплуатация венгерских автобусов, сошедших с конвейера еще в прошлом веке.
История модели
В 1973 г. начался выпуск автобуса «Икарус 280». Модель имела более пятидесяти модификаций и была снята с производства в 1993 г. Поставлялись автобусы этой модели в страны социалистического лагеря и третьего мира, собирались на Кубе из готовых комплектующих. Автобусы, которые были выпущены для Ирана, отличались расположением и количеством дверей, а для Кувейта – наличием кондиционера.
Поскольку в России не производились сочлененные модели автобусов, в 1994 году автобусы начали собирать на Московском заводе «Тушино-Авто». Начиналась работа с монтажа сидений и обивки салона почти готовых автобусов, но уже в 1996 году был выпущен «Икарус 280.33М» стандартного московского бело-зеленого цвета. Выпущенная тушинским заводом на рубеже нового века модификация «Икарус 280.33М2» работала на газу. Выпуск этих автобусов полностью прекращен в 2002 году.
Описание популярной модели автобуса
«Икарус 280» — сочлененный автобус повышенной пассажировместимости, с мощным двигателем, предназначен для густонаселенных крупных городов. Широкий проход позволял легко перемещаться по салону.
В Советский Союз и позднее в Россию поставлялись модификации с полностью отделенной от салона кабиной водителя и трехрядным расположением одиночных полумягких сидений. Большая накопительная площадка перед задними дверями позволяла расположить на ней достаточно много пассажиров, не мешавших движению в проходе.
Вентиляция салона обеспечивалась за счет потолочных люков с резиновыми уплотнителями и форточек в четверть, а затем и половину бокового окна.
Рабочее место водителя было оборудовано высоко расположенным сиденьем, которое регулировалось не только по высоте, наклону спинки и подушки, но и по массе водителя.
Переключатели основных устройств на приборной панели располагались слева, а справа находились тумблеры для открытия четырех двойных дверей автобуса. Сдвоенные пневмоцилиндры позволяли открывать обе половинки дверей одновременно. На ранних моделях двери были ширмовые, позднее – поворотные. Если в городских автобусах было четыре двери, то в пригородных, где посадка и высадка пассажиров осуществлялась реже, их было две, в салоне тягача и в прицепе.
Достоинства и недостатки
Модель автобуса «Икарус 280» отличается неприхотливостью, хорошей приспособленностью к сложным природным условиям, высокой пассажировместимостью и удобной планировкой салона. Работники эксплуатирующих организаций говорят, что до сих пор не создан автобус более надежный, экономичный и удобный в эксплуатации.
Для «Икаруса» характерно высокое расположение пола, правда, ровного по всей длине, без ступенек и пандусов, и две ступени у пассажирских дверей, несколько замедляющие загрузку и выгрузку пассажиров. Эта конструктивная особенность считается основным недостатком городского автобуса.
Недостатком этой модели считают и конструкцию системы отопления салона. В зимнее время салон обогревался двумя автономными отопителями «Сирокко», которые активно потребляли дизельное топливо. Стремясь сэкономить топливо, водители не включали обогреватели, и в салоне автобуса было холодно.
Можно считать недостатком и слабую антикоррозионную обработку кузова, хотя разработчики вряд ли планировали срок эксплуатации для своих машин более двадцати лет, в том числе и для модели «Икарус 280».
Технические характеристики модели
За все время производства автобусов 280-й модели коробка передач оставалась механической, ведущими были задние колеса тягача, управляемый мост прицепа обеспечивал длинному сочлененному автобусу отличную маневренность. Упругими элементами подвески были пневматические подушки. Тягач и прицеп соединялись шарнирным узлом сочленения. В салоне тяги рулевого управления колес прицепа закрывались состоящим из двух частей поворотным кругом.
Мотор был специально разработан для автобусов, компоновка которых предусматривает горизонтальное положение цилиндров. Двигатель, выполненный по лицензии немецкой компании MAN, менялся и дорабатывался в соответствии с требованиями экологической безопасности. Поскольку он располагался под полом, то выхлопные газы в салон не попадали.
Тормозная система была специально разработана для безопасности перевозок в городских условиях. Стояночный тормоз был совмещен с запасной тормозной системой. Моторный замедлитель служил вспомогательным тормозом. В холодное время систему защищал от замерзания полулитровый спиртовой предохранитель.
Топливный бак рассчитан на 260 литров дизельного топлива. В комплект поставки входил полный пакет документации, который облегчал не только эксплуатацию, но и ремонт автобусов.
Отзывы эксплуатационщиков
Для удобства обслуживания автобуса очень важно, что доступ к коробке передач и двигателю возможен через откидные крышки на левом борту и специальные технические люки в полу салона.
Механическая коробка передач, может, и устаревшее техническое решение, но в условиях городской зимы (в России не меньше четырех месяцев в году), обледенений и укатанного снега только она помогает водителю на пониженной передаче вывести тяжелую машину на скользкий подъем. Водители «Икарусов» хвалят педаль сцепления и удобный механизм переключения передач, который работает очень точно, так как в этой модели тяга привода переключения передач – это мощный вал, а не тросы, как в более поздних моделях.
Большое расстояние между боковым поручнем на поворотном круге и кожухом сильфона «гармошки» вынуждало водителя часто доставать упавшие вещи пассажиров, на остановках поднимая крышку поворотного круга.
На холод зимой в автобусах пассажиры жаловались всегда, но это был вопрос не столько конструкции системы отопления, сколько экономии топлива. Ремонтники считают, что в новых выпусках «Икаруса 280» печки греют плохо уже из-за недостатков в конструкции, потому что с запаздыванием пропускает жидкость из системы охлаждения к печкам второй термостат, который установлен за облицовкой передней панели.
«Икарус» — настолько эпохальный автобус в истории пассажирских транспортных перевозок, что обойти его вниманием не могла известная российская копания Classicbus, которая производит коллекционные модели автотранспорта. На сегодня компанией выпущено более тридцати моделей автобусов не только отечественного автопрома, но и наиболее известных мировых производителей. В 2011 году была выпущена коллекционная модель «Икарус 280» (1:43). Прототипом является автобус выпуска 1994-1996 гг.
Кузов модели выполнен из металла цвета охра, салон — из пластика. Для сборки изделия размерами 385х58х74 мм и массой 0,9 кг понадобилось 180 деталей. Тираж выпуска – всего три тысячи штук.
Троллейбусы марки «Икарус»
В 1975-77 годах на базе автобуса совместно компанией «Икарус» и Будапештской Транспортной Компанией было построено семьдесят семь сочлененных троллейбусов с электрооборудованием списанных советских троллейбусов завода им. Урицкого.
Затем после 1977 года были созданы несколько опытных троллейбусов с оборудованием различных известных производителей. Ходовые испытания эти машины проходили в крупных городах Европы и Северной Америки. С 1985 по 1992 гг.
были выпущены около трехсот троллейбусов «Икарус 280Т» с оборудованием Ganz Electronics для внутреннего рынка, ГДР и Болгарии.
В СССР троллейбусы «Икарус» официально не поставлялись. В конце прошлого столетия в Челябинске перевозили пассажиров около двух десятков бывших в эксплуатации машин, купленных в Восточной Германии.
В Москве в производстве троллейбусов «СВАРЗ-Икарус» использовались списанные кузова автобусов. Электрооборудование для них производил завод «Динамо». Был также выпущен один троллейбус на Тушинском заводе в кузове «Икарус 280».
Аналогичные переоборудованные троллейбусы выпускались в Польше, Болгарии и Северной Корее.
Сочлененные автобусы «Икарус 280» по праву считаются едва ли не самой заметной вехой в истории городского транспорта в России. Они тридцать лет поставлялись в Советский Союз и позднее в Россию, и уже более полувека перевозят пассажиров.
Источник: https://FB.ru/article/217743/avtobus-ikarus-tehnicheskie-harakteristiki-i-foto