ЛАЗ-699 — настоящая легенда!
ЛАЗ – это настоящая легенда среди автобусов, которая получила немало модификаций. В эту модель внедряли самые последние разработки и идеи, которые делали ее не просто комфортной, но и в некоторых смыслах уникальной. У этого автобуса довольно долгая история. Даже сегодня его можно встретить на дорогах. И как ни странно, из-за большого успеха и популярности автобус производили даже в 2000-х годах.
Первая модель появилась в 1960-м – ЛАЗ-699 «Карпаты». Опытный с удлиненной базой, мягкими 34-мя креслами, двумя люками, отсеком для термосов, туалетом, холодильником, радиоприемниками в подголовниках.
Серийно производили ЛАЗ-699 на Львовском заводе начиная с 1978 года. Главной его особенностью было то, что он имеет кузов вагонного типа с несущим основанием, считается междугородней моделью, имеет три двери (водительскую и две пассажирские). Автобус большого класса.
Главное предназначение – международные и междугородние перевозки.
699А «Карпаты-1»
Изначально было произведено всего три модели ЛАЗ. Автобус был практически полностью идентичен предыдущему, но с дистанционной пневмоэлектрической системой переключения передачи.
Также были определенные отличия в планировке салона 699А: 41 кресло, два откидных сиденья спереди, убрали туалет и гардероб. Данная модель была создана для государственных и заводских испытаний, осталась прежняя система освещения и молдинги.
Испытания выявили вопросы относительно надежности определенных агрегатов и мостов, поэтому производство этой модели отложили.
Следующие модели были произведены в 1967 и 1969 годах (699А и 699Б), стали единственными в своем роде вариациями ЛАЗ. Автобусы этой модели не имели шансов отправиться в серийное производство, поэтому были разработаны варианты того же класса – 699Н и 695Н, габариты были одинаковыми.
При этом у 699Н была дополнительная третья дверь для пассажиров в пределах колесной базы, в результате чего пришлось увеличить толщину стоек противоположных оконных проемов. Отличались модели высоким лобовым стеклом, более современным дизайном и повышенной прочностью кузова.
Благодаря отсутствию накопительных площадок, а также трехрядной планировке было установлено 31 сиденье, а в общем автобус мог вместить 74 человека.
Передвигался транспорт на моторе от ЗИЛ 375, оснащался рессорно-пневматической подвеской и АКПП.
На протяжении двух лет (с 1972 по 1974) на эту модель устанавливали силовые гибридные агрегаты, тяговый генератор ДК 512А, бензиновый мотор ЗМЗ 53, батареи аккумуляторов и тягового электромотора на 75кВт ДК 308А.
ЛАЗ-699 оснащался дополнительным выходом, что далее стало обязательным, появились воздухозаборники, форточки. В 699Н была новая вентиляция, но не было форточек. Производство автобуса было ограничено с 1976-го по 1978-й.
Туристическую большую модель с литерой «Р» в названии представили в 1978. Но массово ее стали производить только в 83-м, когда сократили выпуск 697Р и смогли полностью переключиться на автобус ЛАЗ-699. Было много изменений и модернизаций до самого окончания его производства (2002).
Главной отличительной чертой этой модели изначально были фальш-радиаторы, до 1981 года монтировали прямоугольные (москвичевские) фары и небольшие эмблемы с буквой «Л» в квадрате. В конце 81-го фары обрели круглую форму, а эмблемой стал круг с большой буквой «Л».
Стоит отметить, что в начале 80-х выпускали еще и в очень ограниченном количестве люксовые модели ЛАЗ-699. Фото этих разновидностей можно легко отыскать, было бы желание, а вот встретить их на дороге практически невозможно. Использовались они только для госслужб, поэтому имели определенные дополнения.
В конце тех же 80-х полностью отказались от алюминиевой решетки радиатора. С 1993-го убрали водительскую дверь, некоторые модели имели мосты с дисковыми колесами.
699И
С 1974-го по 1975-й были выпущены две единицы ЛАЗ-699 с буквой «И», которые получили официальное название «Украина-34». В народе они больше известны как «космические». Разработаны они были для перронной доставки космонавтов. Базовое расположение дверей, сзади приподнята крыша для установки кондиционера. Салон герметичен и поделен на независимые части:
• 8 сидений, холодильник, телефон, гардероб, пульт управления кондиционером, столы с магнитофоном, рабочие откидные кресла, микрофоны громкой связи, шлемофонная связь;
• центр для 1 сиденья, пылесоса и шкафа для летных костюмов;
• 8 сидений, шкаф для одежды и белья, стол с микрофоном и телефоном;
• кабина водителя.
Отопление проводилось жидкостными печками, которые были подключены к охлаждающей системе двигателя, питание от штатной 12-вольтовой электросети. Во время работы электроприборов использовались 380/220 В.
699П
Еще две модели ЛАЗ-699 1974-75-х годов были сделаны для Байконура. Они также доставляли космонавтов к площадке. Кузов автобуса был белым с зелеными и оранжевыми горизонтальными полосами, вторая дверь была в базе и направлялась в герметичный отсек с пылесосами и щетками.
Далее отдельные двери вели или в 9-местный отсек для сопровождающих (устанавливался туалет, гардероб, холодильник и бар), или в отсек на 6 кресел для космонавтов. Передняя дверь позволяла попасть в стеклянную огороженную кабину с дополнительным сиденьем для сопровождающего лица. Посредине была еще одна дверь.
Автобус оборудовался видео- и радиомагнитофоном, переговорными устройствами, радиоприемником, светильниками для видео- и фотосъемки, УКВ-радиостанцией, системой вентиляции костюмов, телевизором, автономным кондиционером, жидкостным отопителем и системой охлаждения двигателя.
Кузов абсолютно герметичен: атермальный двойной стеклопакет и тепловой экран крыши. На борту находились независимые две электросети (24 и 12В), генераторы (800 и 1200 Вт) и АКБ (60 и 150 ч).
Опытные модели
Напоследок стоит отметить, что были и многие другие опытные модели, которые не пошли в серийное производство. Например, в 1969-м в едином экземпляре был создан 699Б, как и ЛАЗ-699Р «Турист-2». Также была опытная модель 699Н на дизельном двигателе ЯМЗ 740.
В общем, вариантов было очень много, но совсем немногие смогли попасть на конвейер из-за определенных проблем или по причине их узкой специализации.
На дороги выехали туристические надежные модели, которые позволяли с комфортом преодолевать очень большие расстояния, с прекрасной системой вентиляции, отопления и продуманной конструкцией подвески.
Источник: https://FB.ru/article/174551/laz----nastoyaschaya-legenda
Советский междугородний автобус ЛАЗ 699Р
В апреле 1945 года Совнарком СССР в целях реализации программы о восстановлении и развитии промышленности принял соответствующее постановление. Благодаря этой программе, в которой учитывалось развитие и индустриализация городов Советского союза во Львове построили автосборочный завод.
До 1955 года завод, в основном, занимался выпуском кранов. И только в 1956 году завод изготовил первый автобус. Марка получила название ЛАЗ. Первые автобусы ЛАЗ-695 выпускались в различных модификациях, получили несколько призов на международных выставках.
Самой массовой моделью (1978-2002 год) стал ЛАЗ 699Р. В 1960 году Львовский автозавод выпустил новый автомобиль, который прошел успешные испытания. Новый ЛАЗ-699, получавший название «Карпаты», имел более длинный салон (длина увеличилась на одну оконную секцию).
Туристический автобус
Сама серия «Карпаты» означала, что автобус имеет повышенную комфортность для пассажиров. В салоне установили 34 мягких сидения с регулируемыми спинками и подголовниками, в которые были вмонтированы динамики.
Повышенная комфортность для пассажиров выражалась и в системе вентиляции: индивидуальные поворотные дефлекторы, смонтированные на потолке, подавали воздух от общей системы кондиционирования, рядом были установлены индивидуально для каждого пассажира осветительные плафоны.
Правда, многие пассажиры в поездках на автобусах ЛАЗ 699Р жаловались, что такой системы вентиляции недостаточно для создания нормальной, комфортной обстановки в жаркую погоду. Поскольку воздух не забирался для нормального кондиционирования в нужном количестве, пассажирам было душно.
Этот автомобиль предназначался для работы на длительных междугородних рейсах и международных перевозках, в первых экспериментальных моделях находился буфет и холодильник. Изначально в машине также имелась туалетная кабинка.
Конструкторы высвободили пространство, избавив автомобиль от ненужных бытовок и смогли установить на версии ЛАЗ-699А большее количество сидений – 41. Впереди в автобусе размещались два дополнительных откидных сидения.
До окончания выпуска автобусы ЛАЗ 699Р имели именно такую планировку салона.
В 1967 году автобус ЛАЗ-699А в усовершенствованной версии по итогам ралли, проведенного во Франции, получил главную награду – Большой приз. Но до этого момента и после автопроизводители постоянно модифицировали автомашину. Поскольку основные нарекания вызывали именно агрегаты автомобиля, на серийные машины установили мосты от МАЗ-500, что увеличило ресурс автобуса.
Первоначально ЛАЗ-699 выпускался с двумя видами крыши салона: первый вариант был с цельнометаллической, а второй экспериментальный с брезентовым люком. Тканевая часть снижала жесткость кузова и не отвечала требованиям безопасности. Такие автобусы, выпущены в небольшом количестве, через два года после начала выпуска их перестали выпускать.
Конструкторскому бюро долгое время не удавалось запустить какую-либо модель в массовое серийное производство. Вплоть до 1972 года на заводе неоднократно производились автобусы, которые существовали только в экспериментальных, не допущенных к серийному производству единичных экземплярах. С 1978 года автозавод перешел на сборку новой модификации автобуса ЛАЗ 699Р с задним приводом.
Автобусы, которые собирали на Львовском автозаводе с 1978 года комплектовались фальш-радиаторной решеткой (ее позже не устанавливали), а фары, замененные в восьмидесятых годах на круглые, имели прямоугольную форму.
По заказу номенклатурных учреждений небольшими партиями в эти же годы Львовский завод производил автобусы класса «Люкс». По спецзаказу они выпускались с дополнительными «украшениями».
Пластиковые детали, несущие только декоративную функцию – колпаки на колеса, высокий воздухозаборник на крыше, а так же дополнительная опция в виде встроенных в передний бампер противотуманных фар стала отличительной чертой этих автомашин.
Обзор технических характеристик автобуса
Технические характеристики ЛАЗ 699Р отвечали уровню безопасности того времени. При любых погодных условиях безопасность проезда обеспечивалась использованием противотуманных фар и прожектором. За счет увеличения заднего свеса автомобиля на ЛАЗ-699Р была установлена вторая пассажирская дверь.
Они открывались вручную, пневмопривод для автоматического открывания не устанавливался. Кузов автобуса вагонной компоновки длиной 10540 мм и шириной 2500 мм устанавливался на базу в 5545мм. Он получил дополнительную жесткость, поскольку из-за установки второй двери, были укреплены стойки окон.
Радиус габаритного поворота автомашины был 12 метров. Автобус имел багажные отсеки, находящие под сидениями. Их объем был 4,38 м3. багажа пассажиров в отсеки, проходила через бортовые люки. Водительская дверь с левой стороны автобуса устанавливалась только до 1990 года.
В снаряженном состоянии автобус весил 8829 кг, а полный вес ЛАЗ-699Р был 12931 кг. Салон автомашины рассчитывался на работу в различных погодных условиях: в него устанавливали независимый отопитель, и дополнительно в автобусе ЛАЗ 699Р подавался за счет тепла от системы охлаждения двигателя теплый воздух. Система охлаждения была рассчитана на 40 литров охлаждающей жидкости.
Мягкие самолетного типа пассажирские сиденья устанавливались попарно в два ряда, между ними был удобный проход, подголовники и спинки регулировались по наклону пассажирами автобуса самостоятельно.
Рулевой механизм автобуса оснащался гидроусилителем, люфт рулевого колеса 100. Водительское сидение для того времени было достаточно удобным, оно устанавливалось на рессоры, водитель мог регулировать сиденье индивидуально для удобства вождения.
Автобус ЛАЗ-699Р комплектовался восьмицилиндровым четырехтактным двигателем ЗИЛ-375Я5 с рабочим объемом в 7 литров и V-образным расположением цилиндров, мощностью 180 л/с. Автобус развивал скорость до 102 км в час и комплектовался топливным баком на 282 литра. На 100 км пути машина расходовала от 35 до 50 литров бензина. Воздушный фильтр на автобусе был инерционно-масляным.
Подвески на автобус ЛАЗ 699Р устанавливались полуэллиптические, рессорные, с корректирующими пружинами и двумя амортизаторами на передней – она была независимой, со стабилизатором поперечной устойчивости. Амортизаторы на задней подвеске отсутствовали. Автомашина на переднюю ось выдерживала нагрузку в 4525 кг, максимальная нагрузка на заднюю могла быть 8406 кг.
Тормозная система с пневматическим приводом и раздельным воздействием на передние и задние колеса этого автобуса ЛАЗ-699Р, позволяла ему двигаться не только по загородным трассам, но и в плотном городском потоке. При экстренном торможении на скорости 60 км/ч тормозной путь автобуса ЛАЗ 699Р составлял 32,1 метра.
Рабочие тормоза были двухконтурные, с барабанными механизмами и пневматическим приводом. Стояночный тормоз воздействовал на задние колеса, запасной был совмещен со стояночным. Для предотвращения замерзания конденсата устанавливался спиртовой предохранитель.
ЛАЗ 699Р комплектовался пятиступенчатой механической коробкой передач. У автобуса было двухдисковое, сухое, оснащенное гидроприводом сцепление. Наличие привода облегчало выключение достаточно жесткого сцепления. Автомашина преодолевала подъем с уклоном в 25% и передвигалась по трассе плавно. По отзывам пассажиров, в салоне вибрации при движении автобуса фактически не ощущались.
Существенным недостатком ЛАЗ 699Р было конструкторское решение о заднем размещении двигателя. На задних сидениях комфорт пассажиров нарушался из-за шума двигателя, проникающих в салон из-за недостатков шумоизоляции кузова автобуса, а также запахов бензина, которые проникали в салон во время остановок.
Источник: https://promplace.ru/passenger-transport-staty-i-obzory/avtobus_laz-699r-1400.htm