Лиаз 5256 двигатель

История создания ЛиАЗ-5256 и масштабные модели автобуса от фирмы Classicbus

лиаз 5256 двигатель

Основа конструкции автобуса ЛиАЗ-5256, тысячи экземпляров которого сегодня бегают по дорогам всего СНГ, как это ни удивительно прозвучит, была заложена отнюдь не на Ликинском автобусном заводе.

В начале 1970-х годов был дан старт разработке единой конструкции пассажирского автобуса, поставлять который предполагалось в страны европейского соцлагеря в рамках кооперации СЭВ.

С советской стороны в этой работе участвовало Головное Союзное конструкторское бюро по автобусам (г. Львов), с венгерской – завод Ikarus и институт Autokut.

Выбор участников проекта вполне объясним, с одной стороны – это главная советская организация по разработке автобусов, с другой – крупнейший в то время в Европе производитель автобусов.

Первый вариант автобуса, получившего имя собственное «Мир» и индекс 11-630, был изготовлен в 1974 году. После его испытаний и ряда необходимых бюрократических согласовательных моментов в 1977 году в СССР было утверждено техзадание и определён завод-производитель будущей единой модели. Им стал Ликинский автобусный завод, производивший на тот момент автобусы семейства ЛиАЗ-677.

Новая модель автобуса по действовавшей в СССР отраслевой нормали получила индекс ЛиАЗ-5256, а её венгерский аналог – Ikarus 415. К 1981 году компоновка новой машины в её нынешнем виде практически сложилась, да и экстерьер опытных экземпляров уже был малоотличим от пошедших в серию автобусов.

До начала серийного выпуска ЛиАЗ-5256 во Львове было собрано 15 автобусов в рамках опытно-конструкторских работ.

Для выпуска новой модели автобуса первоначально планировалось построить новый производственный корпус ЛиАЗа, однако в конечном итоге было принято решение использовать имеющиеся площади, что привело к серьёзной перестройке всей работы завода. Нужно ещё раз подчеркнуть, что конструкция автобуса разрабатывалась не ЛиАЗом, а разработчики не приняли во внимание технологические возможности будущего производителя.

По этой причине первоначальный план организации выпуска ЛиАЗ-5256 был сорван, вместо планировавшегося 1984 года первая опытно-промышленная партия из 14 автобусов была выпущена только в 1985 году. Следующие несколько лет одновременно с доработкой конструкции автобуса (откровенно сыроватой) и отладкой заводских техпроцессов с учётом поступающих из эксплуатации отзывов завод выпускал автобусы мелкосерийно на участке мелких серий.

Лишь в июле 1989 года, на излёте СССР, ЛиАЗ-5256 встал на конвейер, потеснив ветерана ЛиАЗ-677М, с которым их выпускали параллельно до 1994 года.

Безусловно, нынешние ЛиАЗ-5256, выпускаемые Ликинским автобусным заводом, – это уже совсем не те машины, выпуск которых стартовал в 1985 году. Постоянно проводимая заводом модернизация конструкции автобуса вот уже 30 лет позволяет ей оставаться флагманом и составлять основу производственной линейки Ликинского автобусного завода – хорошая заявка для Книги рекордов Гиннесса.

Модель космополита

Не менее интересно складывалась и жизнь модели ЛиАЗ-5256. Первые модели этих автобусов ручной сборки появились в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Их выпускали небольшими партиями мастерские «Киммерия» (г. Херсон) и «ФиНоКо» (г. Омск). Первая мастерская изготовляла модели методом гальванопластики, вторая – отливала их из белого металла. Но даже при том, что модели были неидеальны, стоили немало, всем желающим их не хватало.

В начале этого года компания SSM, вняв просьбам коллекционеров, сделала попытку выпустить модель ЛиАЗ-5256. Однако она оказалась не только простоватой по исполнению, производитель вдобавок умудрился напутать с цветографическими схемами окраски, отчего многие коллекционеры отказались от покупки этих моделей, тем более, что на тот момент был анонсирован выход аналогичной модели от компании Classicbus. И, пожалуй, самые терпеливые не прогадали, дождавшись её.

Нужно сказать, что Classicbus анонсировала выпуск модели ЛиАЗ-5256 ещё в 2012 году, а работы по модели были начаты на год раньше. В качестве прототипа была выбрана модель ЛиАЗ-5256.00 с двигателем КАМАЗ-7408.10 и механической коробкой передач КАМАЗ-141.

Такие автобусы сходили с конвейера в Ликино с 1989 года и до момента пожара на заводе двигателей КАМАЗ в апреле 1993 года. С этой даты поставка двигателей КАМАЗ для ЛиАЗ-5256 была прекращена, и выпуск ЛиАЗ-5256.

00 с двигателем КАМАЗ был практически прекращен вплоть до 1996 года.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Peugeot boxer пассажирский

Почему за образец была взята именно эта модель? Дело в том, что это, по сути, база для всех последующих модернизаций, и производитель рассудил, что в случае хорошего спроса на модель он с минимальными издержками на разработку, в дальнейшем сможет расширить модельный ряд этого поколения ЛиАЗов.

По словам людей, которые имели отношение к созданию этой модели, её изготовление велось частично на основании заводской технической документации.

Причём самой трудоёмкой частью работы оказался перенос всех элементов кузова, подвески, агрегатов, элементов салона и водительской кабины с бумаги в электронную 3D-модель.

Дело в том, что для работы были взяты чертежи автобуса на бумажных носителях, которые рассылались по автотранспортным предприятиям и автосборочным производствам (автобусы типа ЛиАЗ-5256 собирал добрый десяток предприятий). Именно по этой причине первый вариант мастер-модели ЛиАЗ-5256.00 делался почти год.

https://www.youtube.com/watch?v=JAvg94vSe-c

Модель ЛиАЗ-5256.00, металлический кузов которой выполнен методом литья под давлением, состоит из 189 деталей и выпущена в четырёх вариантах окраски по 250 экземпляров каждого. Сразу отмечу, что все варианты окраски достоверны и соответствуют заводским цветографическим схемам.

Кстати, изначально планировался выпуск модели только с красным кузовом с белой полосой, которая примерно соответствует 1989–1992 годам. Но ближе к выпуску модели на рынок было решено сделать ещё три варианта окраски – с белым кузовом и нанесёнными по борту полосами жёлтого, красного или синего цвета.

Бело-красную схему окраски завод использовал в период 1989–1992 годов, а бело-жёлтые и бело-синие автобусы с камазовскими дизелями выпускали в 1991–1993 годах.

Важной особенностью модели являются объёмные государственные номерные знаки, выполненные методом фототравления, на двух из четырёх моделей – «5308 МЗЗ» на красном автобусе и «36–17 проба» на белом с красными полосами.

По-видимому, белый автобус с красными полосами копирует предсерийную машину, а красный – известную машину с официальной заводской фотосессии для рекламных брошюр.

Автобусы с жёлтыми и синими полосами оставлены без надписей на аншлагах машин и без номеров – их коллекционеры могут нанести самостоятельно в соответствии со своими предпочтениями.

Стоит отметить, что выпущенные модели ЛиАЗ-5256 – большой шаг вперёд по сравнению с ранними моделями Classicbus. Как было сказано, здесь уже появились фототравленные детали (номерные знаки, ажурнейшие стеклоочистители, вентиляционные решётки). Каждое сиденье теперь собирают из нескольких деталей для придания ему максимального соответствия прототипу. В салон добавлены декоративные алюминиевые накладки на ступеньки, дополнительно проработаны пассажирские поручни, выполнены карты дверей.

Интересная деталь – корпуса зеркал заднего вида всех четырёх моделей в полном соответствии с исторической достоверностью окрашены в цвет охра, традиционный для ЛиАЗ-677М, выпускавшихся в это же время, и от которых заимствовали зеркала.

Есть у модели и некоторые недостатки. Впрочем, они являются прямым следствием некоторой унификации в деталях для удешевления модели.

К примеру, в качестве запасного колеса традиционно для Classicbus используется переднее колесо со ступицей, а панель приборов, созданная в расчёте на будущие модификации, получила кнопки контроллера гидромеханической передачи.

И если ступица с «запаски» может быть убрана в течение 3–4 минут при помощи сверла подходящего диаметра, то кнопки контроллера заметны на чёрном пластике панели приборов только при очень пристрастном осмотре модели.

А вот следы толкателей на спинках сидений для их извлечения из пресс-формы легко не уберёшь, они довольно заметны. Да и покрышки подкачали – излишне жёсткие, они вдобавок лишены боковой маркировки и рельефа.

И обозначенные на кузове оранжевой краской боковые катафоты выглядят грубовато на фоне остальной светотехники, выполненной отдельными деталями из оптически прозрачного пластика соответствующих цветов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кароса автобус

А традиционные для большинства производителей отверстия в днище, предназначенные для крепления модели к подставке, убивают половину очарования от высокодеталированного днища.

Возможность создания коллекционерами всевозможных вариантов специальных исполнений на шасси ЛиАЗ-5256 вроде передвижного кафе или поликлиники – это тема отдельной большой статьи. Однако как минимум одну вариацию, получаемую сравнительно малой кровью из серийной модели ЛиАЗ-5256.00 компании Classicbus, можно упомянуть уже сейчас.

Это опытный троллейбус производства ТОО «Альтерна» на базе ЛиАЗ-5256. Модель автобуса с красным кузовом подходит для этого как нельзя лучше – нужно лишь изготовить электрообрудование на крышу и нанести необходимые декали.

Полученный результат внесёт приятное разнообразие на полку с моделями, особенно если собственно автобус будет на ней присутствовать в белом кузове.

Что дальше?

Неизвестно. По имеющейся информации, в случае коммерческого успеха ЛиАЗ-5256.00, компания Classicbus запланировала выпуск модели ЛиАЗ-5256.

45 в бело-зелёной, так называемой «московской», схеме окраса с иным расположением задних фонарей, изменёнными кузовными элементами (в первую очередь, конечно, иной передней и задней масками), элементами салона и кабины, которые начали выпускать с 2005 года.

Однако если учесть срок, в течение которого нынешняя модель добиралась до прилавков, шансы расширения модельного ряда этого семейства в ближайшем будущем не очень велики.

Кроме того, по сообщениям инсайдеров, в компании идёт большая работа по подготовке к выпуску нескольких моделей семейства ЛиАЗ-677М периода 1982–1994 годов. По их мнению, по проработке и точности эти модели значительно превосходят обсуждавшуюся модель ЛиАЗ-5256.00, благодаря широкому использованию оригинальных заводских чертежей.

Сегодняшняя ситуация на модельном рынке с внезапно случившимся изобилием разнообразных моделей просто-таки обязывает производителей к повышению уровня деталировки и геометрической точности своих моделей для привлечения внимания коллекционеров. Думается, что какую бы модель ни выпустил Classicbus на рынок следующей, она будет иметь безусловный успех в среде коллекционеров при условии сохранения нынешнего уровня исполнения, заданного моделью ЛиАЗ-5256.00.

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/4164-istoriya-sozdaniya-liaz-5256-i-masshtabnye-modeli-avtobusa-ot-firmy-classicbus-rossiyskiy-plod-sovetsko-vengerskoy-drujby/

Ликинский автобусный завод ЛИАЗ

лиаз 5256 двигатель

Ликинский автобусный завод (ЛИАЗ) многие годы является лидером по производству автобусов особо большого и большого класса. В линейке предприятия более десятка моделей общественного транспорта, в том числе – троллейбусов. В 2005 году организация вошла в структуру ГК «ГАЗ», что позволило переоснастить производственную базу и наладить сборку техники мирового уровня.

Опытный Лесохимический

Начало 30-х годов для Советского Союза стало очень напряженным временем. Оправившись от последствий гражданской войны, СССР всеми силами устремился догонять западные страны. Первостепенными задачами стало наращивание промышленного потенциала, разработка и внедрение прогрессивных технологий.

В 1933 году под Москвой (в поселке Ликино-Дулево) на месте будущего завода ЛИАЗ было решено создать опытное предприятие – Лесохимический завод.

На его площадке планировалось разрабатывать новые для СССР технологии обработки и использования древесины: ДВП, ДСП, бруски лигностона, изоляционные плиты и т. д. Однако строительство затянулось.

Только к осени 1937 года были построены основные корпуса, установлено оборудование. Первой продукцией стали деревянные подкладки под рельсы для Московского метрополитена.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Высота автобуса паз

Война

Не успел завод набрать обороты, как началась Великая отечественная. За несколько месяцев фашистские войска дошли до Москвы. Встал вопрос об эвакуации предприятия. Оборудование было демонтировано и под бомбежками передислоцировано в Челябинскую область. Однако вскоре враг от столицы был отброшен, и эшелоны вернулись домой.

Героическими усилиями, главным образом, женщин и подростков (большинство мужчин воевали) работа завода была восстановлена. Уже в феврале 1942 года начат выпуск деревянных изделий для самолетов, шаров для получения пороха и прочей продукции. За самоотверженный труд работники коллектива не раз награждались медалями, орденами и памятными знаками.

От дерева к механизмам

Когда большая часть СССР была освобождена, перед правительством встала не менее серьезная задача, чем разгром врага – восстановление страны из руин. Первым делом необходимо было в разы увеличить выпуск стройматериалов, наиболее доступным из которых была древесина. А для повышения темпов лесозаготовок нужны были механизмы и оснастка.

В 1944 году Лесохимический опытный завод, учитывая его профиль и опыт работников, был реконструирован в Ликинский машиностроительный завод (ЛИМЗ). Его специализацией стал выпуск машин и агрегатов для лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности: станков шпалорезных, передвижных электростанций, лебедок трелевочных, мотовозов, электропил, запасных частей к тракторам КТ-12 и автомобилям ЗИС. Также на предприятии был организован ремонт сложных дизельных моторов.

Автобусам быть

50-е годы ознаменовались бурным ростом автомобильной промышленности. По мере расширения городов все острее сказывалась нехватка общественного транспорта. Особенно актуальной эта проблема была для самого крупного мегаполиса страны – Москвы. В конце 50-х принято решение на базе ЛИМЗ создать завод автобусов ЛИАЗ. Предприятие располагалось около столицы, а квалификация работников позволяла наладить выпуск сложной техники.

В 1958 году начата реконструкция завода под производство городских пассажирских автобусов ЗИЛ-158. «Первенец» сошел с конвейера 10 января 1959 года. Эта модель выпускалась по 1970 год включительно. За 11 лет на ЛИАЗе изготовлено 62 290 машин.

От копирования к собственным разработкам

Автобусный завод ЛИАЗ развивался стремительно. Если в 1959 году заводчане изготовили 213 единиц автотранспорта, то в 1963 году было собрано 5419 автобусов. К концу 60-х производительность составляла более 7000 транспортных средств.

Однако коллектив замахнулся на большее – создать собственную модель, превосходящую по характеристикам надежный, но устаревший ЗИЛ. Наработав определенный опыт, инженеры и конструкторы завода ЛИАЗ разработали улучшенную версию большого вместительного городского автобуса ЛИАЗ-677. Опытный образец был выпущен в 1962 году, после серии испытаний и доработок в 1967 году была выпущена первая партия.

Модель получилась на редкость удачной. В 1972 году на осенней Лейпцигской ярмарке она была удостоена Золотой медали, став примером для других предприятий социалистического блока. Она выпускалась в разнообразных вариантах и модификациях до середины 90-х годов: экскурсионной, городской, пригородной, в северном исполнении, с газобаллонным оборудованием, в специсполнении (передвижная телевизионная станция). К концу 1994 года было изготовлено 194 356 единиц.

Таким образом, ЛИАЗ-677 стал одной из самых массовых моделей в стране и широко использовался как на территории СССР, так и за его пределами. За трудовые достижения коллектив в 1976 году получил заслуженную награду – Орден Трудового Красного Знамени.

Развитие

Выпустив отличный продукт, почивать на лаврах заводчане не собирались. В начале 80-х была разработана новая модель – ЛИАЗ-5256. Однако для ее производства необходимо было провести техническое переоснащение завода ЛИАЗ. Реконструкция была начата в 1985 и длилась до 1991 года.

Источник: https://liveprosto.ru/business/likinskiy-avtobusnyy-zavod-liaz/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Общественный транспорт
Такси в свободном

Закрыть