Паз 3205 — автобус, знакомый каждому
Какой автобус в нашей стране можно назвать самым массовым? Многие, не задумываясь ответят на этот вопрос. Конечно, «пазик». Так его прозвали в народе. А Павловским Автобусным Заводом ему присвоено название ПАЗ 3205 и в линейке выпускаемых предприятием пассажирских автобусов он является базовой моделью для целого ряда модификаций.
Несмотря на то, что первые автобусы ПАЗ 3205 сошли с конвейера еще в советское время, они до сих пор широко используются для пассажирских перевозок в сельской местности, на городских маршрутах, а также обслуживают крупные предприятия, в качестве служебного транспорта. Пазики часто требуются и для перевозки рабочих, строительных бригад или работяг, трудящихся вахтовым методом. Возраст для них не помеха – «народные» автобусы не сдают свои позиции и пользуются спросом на отечественном рынке.
Чем же обусловлена такая популярность этого, казалось бы, устаревшего по всем параметрам транспорта? Во-первых, техническое обслуживание ПАЗ 3205 не вызывает никаких сложностей. Во-вторых, небольшие габариты делают автобус простым в управлении и маневренным, что, безусловно, важно, учитывая его эксплуатацию на городских маршрутах.
И, наконец, автоперевозчиков не может не привлекать более низкая, по сравнению с большинством моделей пассажирских автобусов, цена «пазика». Новые машины выпуска 2013-2014 гг. производитель предлагает по цене от 1 100 000 рублей. При этом заказчик может выбрать как модификацию, так и комплектацию автобуса.
Стоимость подержанных машин 10-15 летней давности начинается от 100 – 150 тыс. рублей.
Из истории создания
Но, вернемся немного назад, в 1981 год, когда с конвейера Павловского Автобусного Завода сошли первые образцы ПАЗ 3205. Праобразом для создания этой модели послужил ПАЗ 665, который был разработан конструкторами еще в 1966 году. Правда, эта модель так и осталась экспериментальной, даже несмотря на награды, которая она получила в 1967 году на ежегодной международный выставке-автосалоне во Франции.
Это было связано с тем, что в это время к серийному производству готовили другую, сконструированную несколькими годами ранее, модель ПАЗ 672. После разработки 665 модели конструкторское бюро завода продолжало активную работу над созданием новых моделей автобусов, однако, их постигла та же участь, что и предшественника – их выпуск так и не был налажен.
Главной причиной стал отказ Завода имени Лихачева поставлять КПП, мосты и рулевой механизм, которые предполагалось устанавливать на новые автобусы.
Первая машина с индексом 3205 представлял собой двухдверный пассажирский автобус, одна дверь которого открывалась автоматически, другая – механически. Аналог, с двумя автоматически открывающимися дверьми, получил индекс 32051.
Эти опытные образцы, с ГАЗовскими основными узлам, были собраны в 1981 году. Правда, они нуждались в доработке – комплектующие Горьковского автозавода были менее надежными.
Поэтому лишь в 1986 году началось мелкосерийное производство «пазиков», а массовый выпуск был налажен в конце1989 года.
К началу 90-х новая модель полностью вытеснила с конвейера морально и технически устаревший к тому времени ПАЗ 672. А буквально за пару лет, с 1989 по 1991 годы, автобусы ПАЗ 3205 появились практически во всех уголках нашей необъятной Родины.
Несмотря на распад СССР и резкое снижение объемов производства, в 191 году был налажен выпуск ПАЗ 32051 – пассажирский автобус для городских перевозок, а позже и других модификаций этой модели.
Всего же с начала производства «пазика» было создано более 30 модификаций, различающихся по своему назначению и комплектации, которые успешно эксплуатируются на всей территории постсоветского пространства уже более 20 лет.
Модификации модели
Семейство автобусов ПАЗ 3205 предназначено для городских и пригородных пассажирских перевозок. Транспорт относится к малому классу, поскольку имеет достаточно компактные размеры – 6 925 х 2 500 х 2 960 мм. Наиболее популярными являются модификации автобуса 32053 и 32054 в различных исполнениях, созданные на основе базовой модели 3205.
Помимо различного назначения, машины отличаются пассажировместимостью (как правило, 36-42 человека), количеством сидячих мест (19 – 26) и некоторыми техническими характеристиками. ПАЗ 3205 может использоваться и в качестве грузопассажирского транспорта, например, для перевозки бригад рабочих-строителей и соответствующего оборудования. Для этих целей создана модификация 322053-20, которая снабжена грузовым отсеком.
При этом его площадь, в зависимости от исполнения, может быть от 5,3 до 15 кв.м.
Конструкция Павловских автобусов этого модельного ряда – самая простая. Цельнометаллический кузов ПАЗ 3205, как и у большинства автобусов, является несущим и имеет вагонную компоновку. В салон можно попасть через двухстворчатую складную дверь с пневматическим приводом, расположенную в передней части автобуса.
Предусмотрена и аварийная дверь – она расположена в задней части. Модификация с дополнительной дверью, получившая индекс 32054, более удобна в эксплуатации на городских маршрутах, поскольку время простоя транспорта на остановках сокращается.
Перегородка между салоном и рабочим местом водителя не предусмотрена, но, выбирая «пазик» трудно ожидать от него чего-то другого.
Что касается салона ПАЗ 3205, то просторным и комфортным его назвать трудно. Несмотря на то, что сиденья достаточно мягкие и расстояние между ними немаленькое, выдержать длительную поездку в таком автобусе довольно трудно. К тому же жесткая подвеска и значительные крены машины не доставляют особого удовольствия при передвижении.
Высокий пол, узкий вход и крутые ступеньки также могут вызвать трудности при входе/выходе, особенно у представителей старшего поколения. Не удивительно, что многие считают этот автобус архаичным и неудобным.
Но реальность такова, что перевозчики отдают предпочтение более дешевым, хоть и не обладающими достаточной степенью комфорта моделям транспорта, ведь они вполне рентабельны. А что еще нужно предпринимателям?
К тому же ремонт ПАЗ 3205 большинство водителей могут осуществить собственными силами и затраты на него, благодаря тому, что основные запчасти и узлы российского производства, минимальные.
Да и устранить возможные поломки двигателя, расположенного в передней части машины, гораздо проще, чем, скажем, у автобусов с задним расположением силовой установки или у капотных моделей.
Доступ к двигателю можно получить, не выходя из салона, а для ремонта в зимнее время это является огромнейшим плюсом.
Технические характеристики автобуса
Популярные автобусы производитель комплектует двигателями ЗМЗ и ММЗ. Карбюраторный агрегат ЗМЗ рабочим объемом 4,67 литра имеет мощность 130 л.с. и соответствует нормам Евро-2. Показатель расхода топлива у машин с этим двигателем составляет 20,5 л.
Дизельный мотор ММЗ считается более экономичным в эксплуатации, его расход топлива — 19 литра. При этом мощность 4-цилиндрового 4,75-литрового агрегата составляет 122 л.с. Правда, минский двигатель, который устанавливают на ПАЗ 3205 очень шумит.
Но, чего еще ждать от «тракторного» мотора?
Тип коробки передач, которой комплектуется автобус, зависит от двигателя. Так, бензиновый мотор работает в паре с 4-х ступенчатой КПП, как у ГАЗ 3307, имеющей простой и надежное устройство. Минский двигатель, установленный на ПАЗ 3205, сочетается с 5-ступенчатой СААЗ 3206.
Сцепление у всех моделей – однодисковое с гидравлическим приводом. Пневматические тормоза ПАЗ 3205 с механизмами барабанного типа имеют гидравлический привод. Выпускаемые с 2002 года автобусы оснащаются ABS. Согласно схеме, электрооборудование ПАЗ 3205 имеет напряжение 12 В.
Конечно, с начала выпуска этой модели прошло уже немало лет и, неудивительно, что завод не раз модернизировал широко востребованный среди перевозчиков автобус ПАЗ 3205. В первую очередь, изменения коснулись вызывающих немало проблем деталей и узлов отечественного производства.
Так на российском рынке появились «пазики» с немецкими двигателями «Deutz», «Cummins» или польскими Andoria. Салон автобуса также был доработан: обшивка стен стала пластиковой, пол застелили хорошо пропитанной фанерой, для двери стали использовать оцинкованную сталь, а стекла получили защитные профили.
На сегодняшний день эти небольшие автобусы успешно эксплуатируются как городскими транспортными предприятиями, так и различными компаниями.
Фото автобуса
Источник: https://promplace.ru/passenger-transport-staty-i-obzory/paz-3205-1398.htm
Паз 3205 технические характеристики, габариты, вес
(14 votes, average: 3,50 5)
Автобус с модельным названием ПАЗ 3205 пущен в серийный выпуск в 1989 году и за этот период несколько раз модифицировался. Модель относится к классу малых высокопольных автобусов, что удачно подходит для перевозки небольших групп людей на близкие расстояния. ПАЗ 3205 считается базовой моделью Павловского автозавода, хотя ее технические характеристик схожи с более поздними сериями техники.
Внешний вид автобуса говорит о компактности. Его габариты составляют 6925 мм в длину, 2500 мм в ширину, 2950 в высоту. Дорожный просвет автобуса составляет 264 мм, что позволяет удобно проезжать по малому бездорожью. Полная фактическая масса автобуса составляет 8060 кг.
ПАЗ 3205 оснащен одной автоматической дверью и пневматической тормозной системой. В некоторых модификациях автобуса имеется две автоматические двери, которые управляются с панели приборов водителя. Номинальная вместимость салона автобуса – 41 человек при расчете в 5 персон на квадратный метр площади. Число мест для сидения составляет от 21 до 25 штук. Все они обтянуты кожзамом, для которого характерен длительный срок эксплуатации.
Техническое описание ПАЗ 3205
Двигатель.
Мод. ЗМЗ-672-11, бензиновый, V-обр. (900), 8 цил., 92.х80 мм, 4,25 л, степень сжатия 7,6, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8; мощность 88,3 кВт (120 л.с.) при 3200-3400 об/мин; крутящий момент 284,5 Н-м (29 кгс-м) при 2000-2500 об/мин; карбюратор К-135; воздушный фильтр инерционно-масляный.
Трансмиссия.
Сцепление — однодисковое, привод выключения — гидравлический. Коробка передач 4-ступ., передат. числа: I-6,65; II-3,09; III-1,71; IV-1,00; ЗХ-7,77; синхронизаторы — на III и IV передачах. Раздаточная коробка (у ПАЗ-3206) 2-ступ.
передат. числа: 1-1,963; 11-1,00. Карданная передача: у ПАЗ-3205 состоит из двух валов с промежуточной опорой; у ПАЗ-3206 — три карданные передачи: от двигателя к раздаточной коробке и от раздаточной коробки к мостам. передача — одинарная, гипоидная, передат.
число 6,83.
Колеса и шины.
Колеса — дисковые, ободья 6.0Б-20 с бортовыми кольцами, крепление на 6 шпильках. Шины 8,25R20 (240R508), на ПАЗ-3205 — мод.К-84 или КИ-63, НС — 10, рисунок протектора — универсальный, давление, кгс/см. кв. : мод. К-84 — передние 6,0, задние 5,0; мод. КИ-63 — передние 6,1, задние 5,0. На ПАЗ-3206 — шины мод. К-55А; НС — 10, рисунок протектора — универсальный, давление, кгс/см. кв. : передние 6,0, задние 4,3. Число колес 6+1.
Подвеска.
Зависимая, передняя — на полуэллиптических рессорах, два амортизатора, задняя — то же, с корректирующими пружинами, дна амортизатора. На ПАЗ-3206 передняя и задняя подвески — со стабилизатором поперечной устойчивости.
Тормоза.Рабочая тормозная система — двухконтурная, с: пневмогидравлическим приводом, барабанными механизмами (диаметр 380 мм, ширина накладок 100 мм), разжим — кулачковый. Стояночный тормоз — трансмиссионный — барабанный, привод — механический. Запасной тормоз — один из контуров рабочей тормозной системы. Давление в пневмоприводе тормозов 5,2-5,5 кгс/см . Имеется предохранитель против замерзания конденсата.
Рулевое управление.
Мод. МАЗ-5336-34000 10-60, рулевой механизм — винт с шариковой гайкой и сектор, гидроусилитель передат. число 23,55, ном. давление в усилителе 65-70 кг/см. кв. Люфт рулевого колеса при работающем усилителе до 150.
Электрооборудование.
Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-105ЭМС, генератор Г287 с встроенным выпрямителем и регулятором напряжения РР132, стартер СТ230-А, распределитель Р133-Б, транзисторный коммутатор ТК1 02, катушка зажигания Б116, свечи А11-3.
Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы ПАЗ 3205
Топливный бак:ПАЗ-3205 — 105л;ПАЗ-3206 — 150л, бензин А-76;система охлаждения — 25л, вода или тосол А-40;система смазки двигателя — 10 л, всесезонно M-8B, или М6/10В, зимой АСЗп-6;картер рулевого механизма 1,5 л, ТАП-15В;система гидроусилителя руля — 3,2 л, всесезонно масло марки P, заменители: летом турбинное марки Т, зимой веретенное АУ;коробка передач — Зл, ТАП-15В или ТСп-15К;раздаточная коробка — 1,5 л, ТАП-15В или ТСп-15К;картер заднего моста — 8,2 л, ТСп-14гип;картер переднего моста — 7,7 л, ТСп-14ГИП;гидравлическая система привода тормозов и сцепления — 1,47 л, тормозная жидкость «Томь»;амортизаторы — 4×0,475 л, АЖ-12Т;бачок омывателя ветрового стекла — 2 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой;
предохранитель от замерзания тормозной системы — 0,2 л, технический спирт.
Масса агрегатов (в кг)
Двигатель с оборудованием и сцеплением — 304,
карданные валы:ПАЗ-3205-27,
ПАЗ-3206-41,5,
коробка передач — 56,
раздаточная коробка — 48,5,
передний мост:ПАЗ-3205 — 195;
ПАЗ-3206 — 365,
задний мост — 270,кузов — 2100,колесо в сборе с шиной — 80,
радиатор — 18,5.
ПАЗ 3205 комплектуется разными типами отечественных и зарубежных бензиновых двигателей. В новых модификациях достигается экономия топлива на 2-3 литра с расчетов в 100 км. Общий топливный расход новых модификаций автобуса составляет 18 литров, если техника работает в смешанном цикле. В городском цикле расход составляет 20,5 литров. Емкости штатного топливного бака достаточно для поездки на расстояние в 500 километров без необходимости промежуточных заправок.
В автобусе установлена пневматическая тормозная система. Некоторые модификации отмечаются наличием пневмо-гидравлической системой торможения, оснащенной двухконтурной ABS. Управляется ПАЗ 3205 рулевой системой МАЗ 64229 со штатным гидроусилителем. При этом автобус в полной загрузке способен развивать скорость в 100-120 километров в час.
Источник: http://avtobuspaz3205.ru/paz-3205-texnicheskie-xarakteristiki-gabarity-ves/
ПАЗ-3205
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску ПАЗ-32051 в Харькове. Вид спереди ПАЗ-3205 в Набережных Челнах
ПАЗ-3205 (разг. «Па́зик») — советский и российский высокопольный автобус малого класса производства завода «Павловский автобус», является базовой и классической моделью завода с 1989 года.
С 2014 года для марок автобуса ПАЗ-32053, ПАЗ-32054 ПАЗ-4234 появился рестайлинг.Модели ПАЗ-3205 и не выпускаются с 1999 года.
История[ | ]
Разрабатывался путём создания десятков опытных образцов в течение почти 15 лет. Основой послужил разрабатываемый в 1972-1977 гг. и подготовленный к серийному производству с 1979 г., но так и не запущенный в производство автобус ПАЗ-3203[2]. Первая опытная партия автобусов для испытаний была изготовлена в 1979 году, конвейерная сборка была начата в 1984 году[3]. Окончательный вариант автобуса был утверждён в 1986 году.
Массовый выпуск начался 1 декабря 1989 года, когда на конвейере полностью прекратили выпуск предыдущей модели ПАЗ-672М. 4 июня 2001 года на заводе отмечался выпуск 100-тысячного автобуса данной модели. В 2008 году проведена модернизация производства, что позволило проводить сертификацию для регулярного использования на загруженных маршрутах, значительно возрос ресурс службы кузова (с 5 до 10 лет), в салон устанавливаются более эффективный отопитель и более комфортные сиденья.
[4] В 2014 году было освоено производство рестайлинговой версии[5].
Модификации[ | ]
Выпускается в большом количестве модификаций:
- ПАЗ-3205 — базовый вариант с одной автоматической дверью, карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 и пневмогидравлической тормозной системой. В настоящее время снят с производства.
- ПАЗ-3205-10 — автобус, предназначенный для работе на сжатом газе, опытный экземпляр которого был выпущен в 1997 году. Газовые баллоны у этой машины спрятаны под специальным кожухом на крыше, установленном на месте третьего люка. Автобус так и остался опытным.
- ПАЗ-3205-20 — грузо-пассажирский вариант автобуса ПАЗ-3205, выпускающийся в нескольких вариантах с разным объёмом грузового отсека, который расположен в задней части кузова. Количество посадочных мест — 16. Задняя аварийная дверь в таких автобусах отсутствует — её функции выполняет дверь грузового отсека в задней панели. Объём грузового отсека может варьировать от 5,3 до 15 м³.
- ПАЗ-3205-30 — автобус для инвалидов, оборудованный гидроподъёмником и креплениями для колясок. Был разработан в 1998 году и изначально носил индекс ПАЗ-3208.
- ПАЗ-3205-40 — самоходное шасси на базе узлов и агрегатов автобуса ПАЗ-3205. В 70-80-е годы XX века Советский Союз осуществлял значительные объёмы поставок самоходных шасси на базе автобуса ПАЗ-672 на Кубу, где заказчик монтировал на него свои кузова. В связи с прекращением выпуска 672-й модели планировалось продолжить поставки шасси уже на базе ПАЗ-3205. Однако изменение политической обстановки не дало этим планам осуществиться — на Кубу было отправлено лишь незначительное число шасси ПАЗ-3205-40 перед распадом СССР.
- ПАЗ-3205-50 — вариант «люкс», разработанный в начале 1990-х годов. Первые опытные автобусы имели индекс ПАЗ-3205Т. От стандартных автобусов отличается установкой мягких нерегулируемых кресел в салоне на надстройке (подиуме), наличием багажных полок над сиденьями вдоль окон и багажного отсека объёмом около 2 м³ в задней части салона.
- ПАЗ-3205-60 — северный вариант автобуса был разработан ещё в восьмидесятые годы XX века, а первый опытный образец, называвшийся тогда ПАЗ-320501, появился в 1984 году. От базовой модели он отличается улучшенной термоизоляцией, двойным остеклением, полностью отгороженной от салона кабиной водителя. Система отопления калориферная — от радиатора и 3 отопителей, подключенных к системе охлаждения двигателя.
- ПАЗ-3205-70 — изначально этот индекс был присвоен дизельному автобусу ПАЗ-3205, который появился в 1995 году. Однако вскоре его поменяли на ПАЗ-3205-07, а под индексом ПАЗ-3205-70 ныне выпускается школьный автобус. От базовой модели он отличается четырьмя ступеньками, из которых нижняя — выдвижная, сиденьями с полумягкой высокой спинкой, ремнями безопасности на каждом сиденье, кнопкой сигнала водителю возле каждого места. Также автобус оборудован полками для ранцев школьников, предусмотрено место для двух инвалидных колясок в сложенном состоянии. По периметру кузова нанесена светоотражающая полоса, а на крыше установлен мегафон.
- ПАЗ-3205-70[6] РАП — вариант школьного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст(бензин) или СААЗ мех., 5-ст(дизель).[7]
- ПАЗ-32051 — автобус с двумя автоматическими дверями для пригородных маршрутов (часто ставился на городские) и пневмогидравлической тормозной системой (расположение сидений в салоне у однодверных и двухдверных модификаций различается). В настоящее время снят с производства.
- ПАЗ-32052 — опытный с одной широкой автоматической дверью для городских маршрутов; в серию не пошёл.
- ПАЗ-32053 — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов и пневматической тормозной системой с ABS. Является заменой ПАЗ-3205.
- ПАЗ-32053 РАП — вариант бензинового автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст [8]
- ПАЗ-32053-07 РАП — вариант дизельного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: СААЗ мех., 5-ст [9]
- ПАЗ-32053-20 — грузо-пассажирский автобус для перевозки строительных бригад и оборудования.
- ПАЗ-32053-27 — грузо-пассажирский с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-50П — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов с улучшенным салоном.
- ПАЗ-32053-57 — пригородный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-60 — автобус в северном исполнении.
- ПАЗ-32053-67 — северный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-70 — школьный автобус.
- ПАЗ-32053-77 — школьный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-320538-70 — школьный в северном исполнении.
- ПАЗ-32053-80 — ритуальный автобус.
- ПАЗ-32054 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов, карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 и пневматической тормозной системой с АБС. Является заменой ПАЗ-32051.
- ПАЗ-32054-03 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов с дизельным двигателем Cummins B 3.9 140 CIV-1.
- ПАЗ-3798 — изотермический фургон.
- ПАЗ-3975 — передвижная лаборатория для комплексного обследования спортсменов на местах проведения соревнований. Модель была разработана по заказу Госкомспорта СССР в 1987 году.
- ПАЗ-3206 — полноприводный автобус
Технические характеристики[ | ]
Технические характеристики | |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Общее число мест | 41 |
Число мест для сидения | 25 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 19 |
Ёмкость топливного бака, л | 105 |
Тормозная система | пневматическая, двухконтурная с ABS |
Длина, мм | 7000 |
Ширина, мм | 2530 |
Высота, мм | 2880 |
База, мм | 3600 |
Полная масса, кг | 7610 |
Комплектуется двигателями | ЗМЗ-5234.10, ЯМЗ 534, ММЗ 245.7 |
Вентиляция | 3 люка в крыше, форточки на боковых окнах |
Рулевой механизм | МАЗ-64229 с гидроусилителем руля |
Литература[ | ]
- Автобус ПАЗ-672. Техописание, эксплуатация и ТО — 1984. — 353 стр.
- Автобус ПАЗ-3205-07 (дв. Д-245). экспл. и обслуживание — 1999. — 146 стр.
- Автобус ПАЗ-3205. Техописание и эксплуатация — 1998. — 245 стр.
- Автобус ПАЗ-3205. Технология техобслуживания — 1996. — 54 стр.
- Автобус ПАЗ-32053-07. Эксплуатация и ремонт — 2000. — 320 стр.
В игровой и сувенирной индустрии[ | ]
В апреле 2013 года производитель SSM (Start Scale Models) предложил масштабные (1/43) модели автобуса ПАЗ-3205 бело-голубого цвета и ПАЗ-32051 бело-оранжевого цвета. Также модель ПАЗ-32051 в масштабе 1:48 была выпущена китайской фирмой «Технопарк». Фирма «Автотайм» подготовила к выпуску модель ПАЗ-32053.
Память[ | ]
- В ноябре 2013 года в Подольске был установлен памятник автобусу ПАЗ-3205[10]
Ссылки[ | ]
- http://trucks.autoreview.ru/news/349/59061/
Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D0%90%D0%97-3205