Паз 3205 — автобус, знакомый каждому
Какой автобус в нашей стране можно назвать самым массовым? Многие, не задумываясь ответят на этот вопрос. Конечно, «пазик». Так его прозвали в народе. А Павловским Автобусным Заводом ему присвоено название ПАЗ 3205 и в линейке выпускаемых предприятием пассажирских автобусов он является базовой моделью для целого ряда модификаций.
Несмотря на то, что первые автобусы ПАЗ 3205 сошли с конвейера еще в советское время, они до сих пор широко используются для пассажирских перевозок в сельской местности, на городских маршрутах, а также обслуживают крупные предприятия, в качестве служебного транспорта. Пазики часто требуются и для перевозки рабочих, строительных бригад или работяг, трудящихся вахтовым методом. Возраст для них не помеха – «народные» автобусы не сдают свои позиции и пользуются спросом на отечественном рынке.
Чем же обусловлена такая популярность этого, казалось бы, устаревшего по всем параметрам транспорта? Во-первых, техническое обслуживание ПАЗ 3205 не вызывает никаких сложностей. Во-вторых, небольшие габариты делают автобус простым в управлении и маневренным, что, безусловно, важно, учитывая его эксплуатацию на городских маршрутах.
И, наконец, автоперевозчиков не может не привлекать более низкая, по сравнению с большинством моделей пассажирских автобусов, цена «пазика». Новые машины выпуска 2013-2014 гг. производитель предлагает по цене от 1 100 000 рублей. При этом заказчик может выбрать как модификацию, так и комплектацию автобуса.
Стоимость подержанных машин 10-15 летней давности начинается от 100 – 150 тыс. рублей.
Из истории создания
Но, вернемся немного назад, в 1981 год, когда с конвейера Павловского Автобусного Завода сошли первые образцы ПАЗ 3205. Праобразом для создания этой модели послужил ПАЗ 665, который был разработан конструкторами еще в 1966 году. Правда, эта модель так и осталась экспериментальной, даже несмотря на награды, которая она получила в 1967 году на ежегодной международный выставке-автосалоне во Франции.
Это было связано с тем, что в это время к серийному производству готовили другую, сконструированную несколькими годами ранее, модель ПАЗ 672. После разработки 665 модели конструкторское бюро завода продолжало активную работу над созданием новых моделей автобусов, однако, их постигла та же участь, что и предшественника – их выпуск так и не был налажен.
Главной причиной стал отказ Завода имени Лихачева поставлять КПП, мосты и рулевой механизм, которые предполагалось устанавливать на новые автобусы.
Первая машина с индексом 3205 представлял собой двухдверный пассажирский автобус, одна дверь которого открывалась автоматически, другая – механически. Аналог, с двумя автоматически открывающимися дверьми, получил индекс 32051.
Эти опытные образцы, с ГАЗовскими основными узлам, были собраны в 1981 году. Правда, они нуждались в доработке – комплектующие Горьковского автозавода были менее надежными.
Поэтому лишь в 1986 году началось мелкосерийное производство «пазиков», а массовый выпуск был налажен в конце1989 года.
К началу 90-х новая модель полностью вытеснила с конвейера морально и технически устаревший к тому времени ПАЗ 672. А буквально за пару лет, с 1989 по 1991 годы, автобусы ПАЗ 3205 появились практически во всех уголках нашей необъятной Родины.
Несмотря на распад СССР и резкое снижение объемов производства, в 191 году был налажен выпуск ПАЗ 32051 – пассажирский автобус для городских перевозок, а позже и других модификаций этой модели.
Всего же с начала производства «пазика» было создано более 30 модификаций, различающихся по своему назначению и комплектации, которые успешно эксплуатируются на всей территории постсоветского пространства уже более 20 лет.
Модификации модели
Семейство автобусов ПАЗ 3205 предназначено для городских и пригородных пассажирских перевозок. Транспорт относится к малому классу, поскольку имеет достаточно компактные размеры – 6 925 х 2 500 х 2 960 мм. Наиболее популярными являются модификации автобуса 32053 и 32054 в различных исполнениях, созданные на основе базовой модели 3205.
Помимо различного назначения, машины отличаются пассажировместимостью (как правило, 36-42 человека), количеством сидячих мест (19 – 26) и некоторыми техническими характеристиками. ПАЗ 3205 может использоваться и в качестве грузопассажирского транспорта, например, для перевозки бригад рабочих-строителей и соответствующего оборудования. Для этих целей создана модификация 322053-20, которая снабжена грузовым отсеком.
При этом его площадь, в зависимости от исполнения, может быть от 5,3 до 15 кв.м.
Конструкция Павловских автобусов этого модельного ряда – самая простая. Цельнометаллический кузов ПАЗ 3205, как и у большинства автобусов, является несущим и имеет вагонную компоновку. В салон можно попасть через двухстворчатую складную дверь с пневматическим приводом, расположенную в передней части автобуса.
Предусмотрена и аварийная дверь – она расположена в задней части. Модификация с дополнительной дверью, получившая индекс 32054, более удобна в эксплуатации на городских маршрутах, поскольку время простоя транспорта на остановках сокращается.
Перегородка между салоном и рабочим местом водителя не предусмотрена, но, выбирая «пазик» трудно ожидать от него чего-то другого.
Что касается салона ПАЗ 3205, то просторным и комфортным его назвать трудно. Несмотря на то, что сиденья достаточно мягкие и расстояние между ними немаленькое, выдержать длительную поездку в таком автобусе довольно трудно. К тому же жесткая подвеска и значительные крены машины не доставляют особого удовольствия при передвижении.
Высокий пол, узкий вход и крутые ступеньки также могут вызвать трудности при входе/выходе, особенно у представителей старшего поколения. Не удивительно, что многие считают этот автобус архаичным и неудобным.
Но реальность такова, что перевозчики отдают предпочтение более дешевым, хоть и не обладающими достаточной степенью комфорта моделям транспорта, ведь они вполне рентабельны. А что еще нужно предпринимателям?
К тому же ремонт ПАЗ 3205 большинство водителей могут осуществить собственными силами и затраты на него, благодаря тому, что основные запчасти и узлы российского производства, минимальные.
Да и устранить возможные поломки двигателя, расположенного в передней части машины, гораздо проще, чем, скажем, у автобусов с задним расположением силовой установки или у капотных моделей.
Доступ к двигателю можно получить, не выходя из салона, а для ремонта в зимнее время это является огромнейшим плюсом.
Технические характеристики автобуса
Популярные автобусы производитель комплектует двигателями ЗМЗ и ММЗ. Карбюраторный агрегат ЗМЗ рабочим объемом 4,67 литра имеет мощность 130 л.с. и соответствует нормам Евро-2. Показатель расхода топлива у машин с этим двигателем составляет 20,5 л.
Дизельный мотор ММЗ считается более экономичным в эксплуатации, его расход топлива — 19 литра. При этом мощность 4-цилиндрового 4,75-литрового агрегата составляет 122 л.с. Правда, минский двигатель, который устанавливают на ПАЗ 3205 очень шумит.
Но, чего еще ждать от «тракторного» мотора?
Тип коробки передач, которой комплектуется автобус, зависит от двигателя. Так, бензиновый мотор работает в паре с 4-х ступенчатой КПП, как у ГАЗ 3307, имеющей простой и надежное устройство. Минский двигатель, установленный на ПАЗ 3205, сочетается с 5-ступенчатой СААЗ 3206.
Сцепление у всех моделей – однодисковое с гидравлическим приводом. Пневматические тормоза ПАЗ 3205 с механизмами барабанного типа имеют гидравлический привод. Выпускаемые с 2002 года автобусы оснащаются ABS. Согласно схеме, электрооборудование ПАЗ 3205 имеет напряжение 12 В.
Конечно, с начала выпуска этой модели прошло уже немало лет и, неудивительно, что завод не раз модернизировал широко востребованный среди перевозчиков автобус ПАЗ 3205. В первую очередь, изменения коснулись вызывающих немало проблем деталей и узлов отечественного производства.
Так на российском рынке появились «пазики» с немецкими двигателями «Deutz», «Cummins» или польскими Andoria. Салон автобуса также был доработан: обшивка стен стала пластиковой, пол застелили хорошо пропитанной фанерой, для двери стали использовать оцинкованную сталь, а стекла получили защитные профили.
На сегодняшний день эти небольшие автобусы успешно эксплуатируются как городскими транспортными предприятиями, так и различными компаниями.
Фото автобуса
Источник: https://promplace.ru/passenger-transport-staty-i-obzory/paz-3205-1398.htm
ПАЗ-3205: технические характеристики и отзывы. Двигатель ПАЗ-3205
Автобус ПАЗ-3205 – 7-метровая машина, собираемая в России, на Павловском заводе, и относящаяся к малому классу.
Общие сведения
Разработка автобуса длилась 15 лет, при этом было создано более 10 экспериментальных моделей авто. Первая модель для тестирования была произведена в 1979 году, а массовое изготовление началось в 1984-м. Однако окончательный вид модели был принят в 86-м.
В декабре 1989 года началось конвейерное производство ПАЗ-3205, и к июню 2001 года на заводе был выпущен 100-тысячный автобус этого образца.
В 2008 году модель была модернизирована, что позволило увеличить срок работы кузова с 5 до 10 лет, установить более качественную отопительную систему и создать комфортный салон.
История автомашины
Прототипом автомобиля ПАЗ-3205 стал ПАЗ-665, который был создан на Павловском заводе еще в 1966 году. Этот автобус изготавливался в двух видах – муниципальный тип и туристический с комфортными креслами. По внешнему виду и конфигурации салона он напоминает поздний вариант модели 3205, что подтверждает схема ПАЗ-3205.
После ПАЗ-665 конструировались и производились другие типы машин, которые были очень похожи на 3205-ю модель. Так, в 70-х годах минувшего века сконструировали автобус ПАЗ-3202 в трех видах: муниципального и пригородного использование, а также модель ПАЗ-3204 с высокой проходимостью. Последнюю модель планировалось запустить в производство с 1979 года. Однако из-за проблем с поставками комплектующих старт к серийному изготовлению был прерван.
Модель на новой основе
Чтобы выйти из сформировавшейся ситуации, было принято постановление использовать агрегаты грузового автомобиля ГАЗ – так появилась модификация, которую знают как ПАЗ-3205. Первоначальные опытные экземпляры этого образца возникли в 1981 году, но они требовали некоторой доработки. И только лишь в 1986-м Павловский автозавод начал выпускать в малых объемах модель 3205.
Массовый выпуск ПАЗ-3205 начинается с 1989 и продолжался до 1991 года. Этот автобус должен был сменить устаревшую 672-ю модель, но развал Советского Союза с дальнейшим кризисом резко остановил производство автобусов на Павловском автомобильном заводе. Но все равно, какая бы тяжелая финансовая ситуация на заводе ни была, а в 1991 году была запущена муниципальная модификация ПАЗ-32051, а также ПАЗ-320507 – в 1995-м.
Некоторые популярные модели и технические варианты автобуса
Автобус серийно начал выпускаться с 1989 года в стандартной пассажирской модификации, причем двигатель ПАЗ-3205 мог быть либо бензиновым, либо дизельным белорусского производства.
Благодаря рыночным условиям завод начал подстраиваться под ситуацию и расширять модельный ряд, основываясь на желаниях заказчиков.
На данный момент автозавод изготавливает несколько типов и вариантов этих автобусов, которые отличаются комплектацией и назначением. Ниже представлен ряд модификаций модели 3205:
- ПАЗ-3205 – первая модель в целом ряду автобусов ПАЗ. В ее комплектацию входили передние автоматические двери и аварийные задние, гидропневматические тормоза и мост от автомобиля ГАЗ. С 2009 года автобус снят с производства.
- ПАЗ-32052 – модернизированная модель 3205 под маршрутное такси. Основное отличие от первоначального варианта автомашины заключалось в том, что на нее поставили газобаллонное оборудование.
- ПАЗ-32053 – модель обладала пневматическими тормозами и карбюраторным двигателем.
- ПАЗ-3205-20 – грузопассажирская модификация модели 3205. Производится с грузовым отсеком в задней части автобуса и с 16 посадочными местами. Объем багажника варьируется от 5-15 кубических метров, в зависимости от заказанных конфигураций.
- ПАЗ-3206 – полноприводная машина. В основном используется как школьный автобус.
Помимо вышеназванных модификаций, модель 3205 дала жизнь и такой автомашине, как грузовой автобус-пикап, который используется на территориях заводов и крупных предприятиях. На шасси ставят переднюю часть автобуса, сзади – открытая бортовая платформа.
В зависимости от надобности завода, они могут быть более или менее короткими, чтобы можно было одновременно перевести рабочих и экспедитора.
Этот вид автобусов-пикапов, ездящих по нуждам предприятия в заводских районах, можно встретить на дорогах города Павлово.
Экспортные вариации автобуса
- ПАЗ-3205-50 – вариация типа «Люкс», которая была разработана в конце предыдущего века. От обыкновенных автобусов отличается мягкими нерегулируемыми креслами в салоне, багажными полками вдоль окон и багажным отделением в задней части с объемом 2 куб. м.
- ПАЗ-3205-70 – модель автобуса для северных регионов. Выпускался с 1995 года. На его базе сейчас производится школьный автобус.
В конфигурацию автобуса входят: выдвижная нижняя подножка, полумягкие сидения с прямой спинкой, ремни безопасности на каждом сиденье, клавиша связи с шофером возле каждого посадочного места. По периметру автобуса наклеены светоотражающие полосы, а на крыше смонтирован мегафон.
- ПАЗ-3205-507 – «тропические» автобусы на экспорт для жарких стран.
Выделяется модель большим количеством широких форточек, занимающих больше половины площади окна, вентиляционными люками на крыше и измененным дизайном кузова. Такие модели пользуются популярностью во Вьетнаме, Казахстане, Узбекистане и других странах.
- ПАЗ-3975 – мобильная лаборатория, обследующая спортсменов.
- ПАЗ-4234 – удлиненный автобус.
Устройство ПАЗ-3205 послужило базой и для других модификаций автобуса, не получивших большого распространения среди заказчиков. В общей сложности было изготовлено 18 модификаций базового типа автомашины.
ПАЗ-3205: технические характеристики
По технологическим параметрам максимальной скоростью автобуса является 90 км/ч. В то же время оптимальная скорость при загруженной автомашине – 60 км/ч. Потребление топлива на 100 км составляет 23 литра.
Автобус имеет 28 посадочных мест и одно служебное место. Полная вместимость салона – 37 человек.
Автомашина имеет массу в 4,83 тонны и двигатель в 88 лошадиных сил. Автобус обладает двухконтурной пневмогидравлической тормозной системой, а также барабанным стояночным тормозом. Помимо этого, в нем установлена 4- или 5-ступенчатая коробка передач.
Длина автомобиля 7 м, ширина – 2,5 м, высота – 2,9 метра. Клиренс автобуса – 32 см.
Характеристика ПАЗ-3205 и его преимущества
Советское автомобилестроение славилось простотой сборки автомобилей. Машины строились без «примочек», без особого удобства и комфорта. ПАЗ-3205 не является исключением из этого правила.
Но есть и свои плюсы: конструкция его проста и удобна в эксплуатации, он вынослив и имеет высокую проходимость.
А также, что немаловажно, ремонт ПАЗ-3205 совершается достаточно просто и легко даже собственными руками, чего не скажешь о современных автобусах, наполненных электроникой и другими приспособлениями.
Доказательством надежности этой автомашины может послужить то, что она до сих пор эксплуатируется почти во всех городах, селах и предприятиях России и СНГ. ПАЗ-3205, цена которого составляет от 300 тысяч рублей до 1 млн, заслужил популярность, благодаря своей экономичности в обслуживании, удобству в использовании практически во всех сферах жизнедеятельности человека.
Автобус в 21-м веке
С 2000 года завод начинает производить надежные модификации однодверного ПАЗ-32053 и двухдверного ПАЗ-32054. С 2002 года все автобусы снабжаются системой ABS.
С 2007 года происходит комплексная модернизация 3205-й- модели. В первую очередь были поменяны белорусские и украинские комплектующие на немецкие детали. Стыки кузова начали обклеивать специальной антикоррозийной лентой, а передняя часть автобуса получила пластиковую облицовку серого оттенка. Также была полностью поменяна отопительная система автобуса, позволяющая использовать автомашину при сильных морозах.
Изменился также и салон автомашины. Пол стали настилать хорошо пропитанной фанерой, стены начали обшивать пластиком. Автобус получил и другие улучшения, которые касались, в основном, мелких дизайнерских деталей.
Однако все эти новшества не смогли повлиять на то, что модели 3205 морально и технически уже стали неактуальными. Коробка передач от ГАЗ-53, который не выпускается с 1992 года, неэкономичный двигатель, устаревший дизайн – все это давно нуждалось взамене.
В последнее время Павловский автобусный завод разрабатывает новые продвинутые автобусы на замену старым моделям.
Но нынешние автоперевозчики и муниципальные власти предпочитают приобретать ПАЗ-3205, технические характеристики которого не соответствуют современным требованиям, потому что он намного дешевле подобного класса автомашин.
Выводы обзора автобуса Павловского завода
Москва и другие российские мегаполисы уже давно поменяли свой автопарк на современные автобусы, европейского качества. Но остальная часть России до сих пор продолжает пользоваться этим автобусом. Модель 3205 хорошо себя зарекомендовала во всех человека: от перевозки пассажиров до работы в спасательных, медицинских, пожарных и военных службах.
Устаревшее техническое обеспечение ПАЗа 3205 модели прекрасно компенсируется его низкой стоимостью, что для местных властей с их постоянным дефицитом бюджета является панацеей в обеспечении городских и районных служб недорогим транспортом.
Помимо этого, данный автобус считается основным автотранспортным средством для сельских жителей, опять же из-за своей низкой стоимости.
Павловский автозавод не прекращает выпуск этих видов автобусов, но постоянно совершенствует их техническую составляющую. Так, начиная с 2010 года на автобусы данной модели стали ставить дизельный двигатель ММЗ-245, который позволил сэкономить потребления топлива на 10 литров.
Также очень хорошим решением было увеличение вместимости пассажиров до 50 человек и замена штамповочного каркаса автомашины на трубчатый с применением полимеров для внешних панелей.
Новый автобус Павловского завода
Такая технология была полностью реализована при массовом производстве преемников ПАЗ-3205 – на автобусах семейства ПАЗ-4230 «Аврора». Конечно, эта новая модель намного комфортней, удобней и современней своего предшественника, однако и стоимость ее раза в два выше, чем 3205-й модели. Благодаря этой особенности можно с уверенностью утверждать, что «народному» автобусу ПАЗ-3205 и его модификациям предстоит еще долго трудиться на наших дорогах.
Источник: https://1skidka.com/page.php?id=6866