Третий пересадочный контур Московского метро: схема и начало работы
Третий пересадочный контур Московского метро – рабочее название линии, которой предполагается соединить перспективные и существующие радиальные ветки. Это позволило бы разгрузить действующие станции. Далее рассмотрим, как воплощается проект третьего пересадочного контура метро.
Предпосылки к разработке
Как известно, крупнейшим городом России с самой разветвленной системой подземного транспорта является Москва. Проект третьего пересадочного контура метро стал воплощением идеи, которая появилась в 1985 году. Она состояла в создании скоростных хордовых веток для связи отдаленных территорий с центральными районами. Всего предполагалось построить 4 линии. Участки между их пересечением стали бы 3-им посадочным контуром.
Новый этап
В 2005 году снова был представлен план третьего пересадочного контура Московского метро.
К этому моменту завершалось сооружение узла, состоящего из станции на нижнем уровне центра ММДЦ «Сити» («Деловой центр») и станции «Ходынское поле», где осуществлялось строительство жилого комплекса «Гранд парк».
Вместе с этим первый участок третьего пересадочного контура Московского метро – Солнцевская линия – возводился с перебоями и задержками. В этой связи было решено начать строительство ТПК в качестве отдельной ветки. В качестве пускового участка установили отрезок от ст. «Деловой центр» до «Динамо».
Исходный проект пускового участка основывался на 2-м варианте ТЭО продления Калининской ветки между станциями «Деловой центр» и «Народное ополчение» и затем в Строгино. Было принято решение объединить Калининской и Солнцевский радиусы. В результате этого «освобождались» два участка. Ими стали часть линии «Солнцево-Мытищи» (от «Делового центра» по направлению к «Беговой»), затем «ВДНХ», а далее — продление Калининского отрезка до «Народного ополчения».
При этом от линии первого радиуса решили отказаться. Вместо нее развитие должна была получить линия от «Делового центра» через «Шелепинский мост», «Магистральную» до ст. «Мневники». От последней станции ветка трассировалась до «Динамо» и проходила по району «Ходынское поле». На этой территории застройка не предполагалась на момент проектирования линий и создания ТЭО Калининского отрезка. Именно этот район стал краеугольным камнем в строительстве ТПК.
Предполагаемые станции
В соответствии с первоначальной идеей, третий пересадочный контур Московского метро на пусковом участке должен был включать 9 станций. Ими должны были стать:
- «Шмитовская».
- «Шелепихинская».
- «Олимпийская».
- «Краснопресненский пр-т».
- «Полежаевская».
- «Ходынское поле-1».
- «Ходынское поле-2».
- «Ленинградский пр-т».
- «Динамо».
Общая протяженность участка – 9.7 км. На протяжении пяти лет (с 2005-го по 2010-й) строительство не осуществлялось. В 2011-м была проведена интенсификация проекта, и он снова стал обсуждаться. Вместе с этим были скорректированы и предыдущие схемы.
Так, общую протяженность прежнего участка уменьшили до 9.1 км, число предполагаемых станций – до шести. К первой очереди добавили новый отрезок. Предполагалось сооружение линии от ст. «Петровский парк» («Динамо») до «Нижней Масловки». Длина ветки – 1.
9 км.
Второе кольцо метро (третий пересадочный контур) сооружалось неравномерно. В схеме сравнительная ясность была относительно северного радиуса. В частности, линия от «Нижней Масловки» шла через станции «Марьина Роща», затем «Рижская», «Красносельская», далее «Бауманская» и «Лефортово» до ст. «Авиамоторная». Оттуда начиналась Кожуховская ветка.
Каким должен быть третий пересадочный контур Московского метро в южном радиусе, оставалось неясным. В конце 2011-го было выдвинуто предложение об объединении северного и южного радиусов. В результате третий пересадочный контур Московского метро должен пройти от «Хорошевской» через «Народное ополчение» (пересечение с просп. м.
Жукова), затем по трассе БКЛ к «Кунцевской» через Нижние Мневники, «Мичуринский пр-т», «пр-т Вернадского», затем «Калужскую», далее «Каховскую» с присоединением этой линии, потом от «Каширской» через ст. «Нагатинский затон», далее — ст. «Печатники» и «Текстильщики», «Нижегородскую улицу» и замкнуться на ст. «Авиамоторная».
В этом виде ТПК обозначило Постановление Правительства столицы 4 мая 2012 г. Предполагается, что третий пересадочный контур метро запустят к 2018 году.
Развитие пускового отрезка
В случае воплощения приведенного выше варианта судьба пускового участка от «Хорошевской» до станции «Деловой центр» становится неясной. От этого отрезка не отказались, хотя он и не входит в общую схему ТПК как кольца. Сооружение этой линии продолжается в составе пусковой ветки, но дальнейшая ее перспектива так и не определена.
Было предложено вернуться к исходному варианту ТЭО продолжения Калининской линии. В соответствии с ним отрезок от ст. «Деловой центр» через ст. «Шелепиха» и еще одну промежуточную продлился бы до «Народного ополчения». От последней точки предполагалась пересадка. Далее ветка шла бы через пр. м. Жукова до ст. «Живописная».
В этом случае ветка «Шелепиха-Хорошевская» становилась бы двухпутной соединительной линией, а весь участок был бы самостоятельным радиусом.
Новые корректировки
Они произошли весной 2012-го. Было предложено провести отрезок от «Рижской» до ст. «Авиамоторная» не через ст. «Красносельская» и «Бауманская», а по «Сокольникам» и «Электрозаводской». Этот вариант значительно упростит сооружение и позволит отодвинуть линию от Кольцевой еще дальше. После перетрассировки по всему ТПК предусматривался только 1 отрезок глубокого заложения — со ст. «Нижняя Масловка» до ст. «Марьина роща».
Особенности схемы сооружения
План, по которому предполагалось осуществлять создание третьего пересадочного контура, позволял в перспективе вернуться при необходимости к хордовому варианту с возможностью создания и маршрутного движения, и абсолютного разделения ветки на отдельные отрезки. Для реализации этой задачи в 2012 г. схема была откорректирована.
Так, было спроектировано 4 четырехпутных пересадочных узла. Они представляют собой параллельные станции с кросс-платформенными (совмещенными) участками и 2 комплексами камер съездов. Это позволит организовывать перемещение по любому необходимому маршруту. В качестве таких узлов выступают ст. «Марьина роща», «Нижегородская ул.
«, «Нагатинский затон» и ст. «Аминьевское шоссе». Как указывает информация сайта «Метрострой», третий пересадочный контур (Москва) начал сооружаться ООО «СМУ Ингеоком». Разработка схемы пускового участка от «Делового центра» до ст. «Нижняя Масловка» осуществлялась «Метрогипротрансом».
Проектирование остальной ветки выполнял изначально «Мосинжпроект».
Ход сооружения
Судя по тому, как сейчас ведется реализация разработанной программы, многие граждане высказывают мнение о том, что третий пересадочный контур метро построят на рубеже 2019-2020 годов. Возведение веток началось с ноября 2011 г. В следующем, 2012-м г.
, с 1 августа стала выполняться прокладка 1 тоннеля в сторону «Делового центра». Изначально предполагалось пройти транзитом ст. «Хорошевская» и «Шелепиха». Однако работа шла довольно тяжело и только в декабре 2013-го г. была завершена.
К тому моменту было начато прохождение еще двух тоннелей: правого (восточного) и левого (западного).
Вместе с этим в 2013-м схема снова была несколько изменена. Так, станция «Марьина роща» была перепроектирована на мелкое заложение. Ее местоположение было смещено к северу. В результате только станция «Нижняя Масловка» осталась участком глубокого заложения. Было предложено часть тоннелей сооружать двухпутными, используя ТПМК большего диаметра, чем на других отрезках. В 2014-м началось прохождение правого (восточного) участка.
Он пролегал от ст. «Ходынское поле» до «Петровского парка». Это был последний из четырех тоннелей, примыкавших к «Ходынскому полю». В мае этого же года началось прохождение левого (западного) отрезка. В сентябре 2014-го было решено отказаться от сооружения хордовых веток. В результате строительство трех совмещенных станций пересадки перестало быть необходимым.
Однако в связи с тем, что в схеме осталась Кожуховская ветка, «Нижегородская улица» будет 4-хпутной.
Работы в 2015 г
Сегодня ведется раскрытие котлованов ст. «Хорошевская» и ст. «Шелепиха», производится прохождение четырех перегонных тоннелей. Также выполняются бетонные работы на станциях «Петровский парк», «Ходынское поле».
Кроме этого, монтируется ТПМК для прохождения еще двух тоннельных отрезков, ведутся работы на 2-х наклонных ходах и стволах станции «Нижняя Масловка». Изначально сдача участка планировалась на текущий, 2015-й, год. Однако в связи с рядом трудностей и задержек завершение работ перенесено на следующий, 2016-й.
Если работы будут проводиться такими темпами, то, вероятно, третий пересадочный контур Московского метро откроют к 2020 году.
Решение о ее введении было озвучено в феврале 2015-го. Предположительно, будет объединено движение поездов по пусковому участку и Солнцевскому отрезку ТПК с сооружением двухпутного соединительного отрезка (перегона) между «Парком Победы» и «Шелепихой». Ранее планировалось строительство соединительной однопутной ветки. Это связано с тем, что начало сооружения центрального отрезка Калининско-Солнцевского участка откладывается на еще более поздние сроки.
В результате большая часть пассажиров, перемещающихся по этому отрезку, должна была бы пересаживаться на «Парке Победы» на загруженную Арбатско-Покровскую ветку. Если движение будет организовано по двум линиям, новыми узлами сможет воспользоваться большее количество пассажиров.
В результате предусматривается организация вилочных маршрутов, по которым четыре из пяти поездов Солнцевской ветки будут следовать от станции «Раменки» через «Парк Победы» на отрезок ТПК до «Петровского парка». При этом один состав от «Парка Победы» проследует до «Делового центра». При этой схеме последняя станция не будет вводиться вместе с пусковым участком. В начале апреля 2015 г.
несколько станций третьего пересадочного контура получили проектные наименования. Так, вместо «Рижской» теперь «Ржевская», «Марьина роща» стала «Шереметьевской», «Кунцевская» получила название «Можайская», «Нижегородская улица» стала ст. «Карачарово».
В заключение
Как видно, проект третьего пересадочного контура имеет большие масштабы. Его главная задача – разгрузить основную ветку подземки. Речь идет, в частности, о станциях близ Кольцевой линии.
Следует отметить, что на апрель 2013 года на 24 участках первоочередного отрезка ТПК, протяженность которого составила 13.7 км, было задействовано три ТПМК и 1400 рабочих. Несомненно, реализация этого проекта имеет особое социальное и экономическое значение для столицы.
К разработке схемы привлекались не только отечественные, но и зарубежные специалисты.
Источник: https://FB.ru/article/185956/tretiy-peresadochnyiy-kontur-moskovskogo-metro-shema-i-nachalo-rabotyi
Третий пересадочный контур
Первым пересадочным контуром называют все станции с пересадками внутри Кольцевой линии метро.
Второй контур — это Кольцевая линия.
Третий пересадочный контур, который сейчас строят метростроевцы, — еще одна кольцевая линия метро, но расположенная на расстоянии до 10 км и ближе от действующей Кольцевой линии метро.
Третий пересадочный контур строится участками — хордами, которые соединят собой периферийные районы Москвы, и москвичам не понадобиться доезжать до центра, чтобы пересесть с одной ветки на другую.
Преимущества третьего пересадочного контура
- Не надо ехать в центр города, чтобы пересесть с одной ветки метро на другую.
- Возможность выбора альтернативных маршрутов.
- Меньше пассажиров на центральных пересадочных станциях и линиях.
- Экономия времени, затрачиваемого на дорогу, и денег на билет.
Срок сдачи участков третьего пересадочного контура:
2015 год:
- «Нижняя Масловка» — «Хорошевская» (7,2 км)
- «Хорошевская» — «Деловой центр» (5 км)
2016 год:
- «Хорошевская» — «Кунцевская» (7,5 км)
- «Нижняя Масловка» — «Авиамоторная» (10,1 км)
2017 год:
- «Каширская» — «Нижегородская улица» (10 км)
2018 год:
- «Проспект Вернадского» — «Кунцевская» (7,4 км)
- «Каховская» — «Проспект Вернадского» (7,1 км)
К 2019 году Второе кольцо будет достроено целиком. Его протяженность составит 58 км. И это будет самая длинная ветка в Московском метрополитене. Она разгрузит действующую Кольцевую и центральные пересадочные станции.
А вот в центре, как рассказал вице-мэр Москвы Марата Хуснуллина «Российской газете», скорее всего больше станций метро строить не будут. Сейчас в пределах Кольцевой расстояние между станциями составляет 1-1,2 км – легко дойти пешочком. И при этом такие промежутки позволяют максимально увеличить пропускную способность подземки. Если станции разместить чаще (как в Европе через каждые 400 м), то придется увеличивать интервалы между поездами. Значит, поезда будут ходить реже, чем сейчас.
Москва не может этого допустить, так как столичное метро перевозит в день больше всех в мире пассажиров — 8 миллионов, а это достигается как раз за счет большой частоты движения поездов.
К слову, на ряде линий в часы пик составы ходят с минимальным интервалом в 1 минуту 15 секунд. Даже на самом перегруженном токийском метро такой частоты нет. Их специалисты приезжают учиться к нам, к русским, быстро ездить.
Власти Москвы собираются организовать транспортно-пересадочный узел (ТПУ) рядом со строящейся станцией метро Шелепиха.
В последний день октября 2013 года, тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «София» закончил проходку левого перегонного тоннеля на участке Калининско-Солнцевской линии между станциями «Деловой центр» и «Парк Победы», сообщает пресс-служба департамента строительства Москвы.
На станции Выставочная можно будет получитьм билеты на одну поездку не за 30 рублей, а за 30 приседаний.
Парижский метрополитен – один из старейших в Европе.
Продолжаем решать 5 самых сложных головоломок для проектирующих метро в Москве, для начала нетривиальными, но по возможности малозатратными способами.
Для стоительства третьего пересадочного контура, который обеспечит пересадку с одной ветки на другую без использования перегруженных центральных пересадочных узлов, используется три канадских тоннелепроходческих механизированных комплекса: «Юлия», «Мария» и «Натали».
В пятницу завершилась проходка левого перегонного тоннеля между станциями метро «Хорошёвская» и «Шелепиха» на участке Третьего пересадочного контура.
Источник: http://myshelepiha.ru/tretij-peresadochnyj-kontur
Большая кольцевая линия метро
В Москве каждый день огромное число пассажиров метрополитена едет в центр до Кольцевой линии и дважды делает там пересадку, чтобы доехать до нужной станции, расположенной на соседней радиальной ветке.
Решить эту проблему должна строящаяся Большая кольцевая линия метро, а также Каховская ветка, которая станет частью БКЛ. Только подумайте: вместо нынешних 43 минут, которые нужны, чтобы добраться от станции «Юго-Западная» до «Кунцевской», с помощью второго кольца вы доберетесь всего за 18-20 минут!
Еще примеры:
- сейчас путь от «Калужской» до «Севастопольской» занимает 39 минут, а будет всего 10 минут;
- на поездку от «Рижской» до «Авиамоторной» вместо 22 минут потребуется 12 минут с открытием пересадочной станции «Ржевская»;
- время в пути от «Сокольников» до «Электрозаводской» занимает 25 минут, а с открытием «Рубцовской» оно составит всего 10 минут!
Строительство Большой кольцевой линии столичной подземки является крупнейшим в мире проектом в области метростроения.
Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.
Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить имеющиеся пересадочные контуры – первый (станции внутри Кольца) и второй (собственно Кольцевая линия).
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
Со станций БКЛ можно будет сделать:
Первые идеи строительства БКЛ относятся к 1985 году. Однако вследствие недостатка ресурсов и по другим причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы были начаты в ноябре того же года.
Первый участок Большого кольца на северо-западе Москвы был открыт в феврале 2018 года. Здесь разместилось пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская, «ЦСКА» и «Петровский парк».
Длина участка – 10,5 км. Открытие первых пяти станций Большого кольца улучшило транспортную ситуацию в четырех районах столицы – Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савеловский, а также в деловом центре «Москва-Сити».
Рассмотрим детально каждую открытую станцию.
Станция метро «Деловой центр»
Расположение | в центре делового центра «Москва-Сити» |
Пересадка | на станции «Выставочная» Филевской линии, «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии, на станцию МЦК «Деловой центр» |
Выходы | в торгово-развлекательный центр «Афимолл» («Москва-Сити»), к «Экспоцентру» и на Краснопресненскую набережную |
Это «близнец» станции метро «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии.
У обеих станций – общий дизайн. Платформу и колонны через каждые 7–8 метров облицевали алюминиевыми трехслойными панелями с поверхностью из нержавеющей стали. Архитектура металла в едином пересадочном комплексе из трех станций напоминает о бизнес-возможностях «Москва-Сити» – крупнейшего в России делового центра. На алюминиевом реечном потолке есть световые ниши и голубые панели в цвет Филевской линии. Ограждения пешеходных балконов и витражи облицевали стеклом.
Небоскребы «Москва-Сити» защитили от вибрации метрополитена. Поезда подземки ходят по плите, «подвешенной» на специальных вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически полностью нейтрализует вибрационное воздействие на высотки, которые находятся на поверхности.
Из вестибюля станции «Деловой центр» пассажиры смогут попасть в торгово-развлекательный комплекс «Афимолл», не выходя на улицу.
Станция метро «Шелепиха»
Расположение | Пересечение Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом |
Пересадка | на станцию «Шелепиха» Московского центрального кольца по принципу «сухие ноги», шаговая доступность от железнодорожной платформы Тестовская Смоленского направления МЖД |
Солнечная или станция-пчелка. Именно так называют «Шелепиху» те, кто хотя бы раз видел ее дизайн. Все дело в цветовой гамме: в отделке применили белый, желтый и черный цвета.
Шестиметровые колонны неправильной формы словно вытягивают станцию вверх. Платформа отделана гранитом, а стены – мрамором.
Станция метро «Хорошёвская»
Расположение | вдоль Хорошевского шоссе, между улицами Куусинена и 4-й Магистральной |
Пересадка | на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, в шаговой доступности станция «Хорошево» МЦК |
Выходы | на обе стороны Хорошевского шоссе, к улице Куусинена |
В отделке станции использовали белый и фиолетовый мрамор по цвету Таганско-Краснопресненской линии, на которую можно будет сделать пересадку. Для удобства пассажиров около «Хорошёвской» строится транспортно-пересадочный узел с перехватывающей парковкой, где личные автомобили могут «подождать» своих владельцев.
К открытию станции реконструировали вестибюль и подземные переходы станции «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской ветки.
Подвесной потолок на платформе станции «Хорошёвская» визуально увеличивает пространство зала и создает эффект парения в воздухе.
Станция получила букву «Ё» в названии. Пассажиры могут любоваться композициями по мотивам картин Казимира Малевича, Александра Родченко и других художников-конструктивистов прямо в вестибюлях.
Интересный факт: на «Хорошёвской», как и на всех других станциях Большой кольцевой линии, установили специальные колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они удаляют дым с платформы.
Станция метро «ЦСКА»
Расположение | на территории Ходынского поля, около стадиона ЦСКА |
Пересадка | без пересадки, в шаговой доступности станция «Зорге» МЦК |
Выходы | ко Дворцу спорта «Мегаспорт» и в новый парк на Ходынском поле |
Станцию оформили в фирменных цветах футбольного клуба ЦСКА – красном и синем. На потолок подвешена декоративно-художественная композиция, посвященная разным видам спорта Центрального спортивного клуба армии. Помимо футболистов, пассажиры могут рассмотреть спускающихся с неба парашютистов, спортсменов конников и парусников.
На платформе установили четыре бронзовые скульптуры – лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста. Их создала студия военных художников имени М.Б. Грекова. Скульптуры стоят на гранитных круглых постаментах-колоннах.
Как доставляли пятиметровые скульптуры на станцию? Их везли специальным поездом по перегонам от станции метро «Деловой центр». Вес каждой скульптуры составляет 1,5 тонны.
Павильоны входа и выхода со станции имеют неправильную овальную форму. Плавные линии вестибюлей напоминают холмы в парке. На кровле разбит парк. Первая очередь благоустройства завершена, вторую закончат в 2018 году.
Станция метро «Петровский парк»
Расположение | около реконструируемого стадиона «Динамо» на Ленинградском проспекте |
Пересадка | на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии (переход через второй этаж станции временно закрыт) |
Выходы | на обе стороны Ленинградского проспекта, к стадиону «Динамо» и Петровскому парку |
Основным цветом интерьеров «Петровского парка» стал зеленый. В отделке станции применили уральский мрамор и гранит. Пол станции выложен плитами из серого и черного гранита, а путевые стены отделали белым мрамором, необычные колонны в форме факелов – зеленым мрамором.
На станции метро «Петровский парк» есть специальные шторы. Они спрятаны на «балконах» станции около перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются лишь если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, которой не страшны дым, газ и огонь. В случае нештатной ситуации они экстренно отсекут «Петровский парк» от перехода на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии.
В связи с окончанием строительства станции «Петровский парк» для движения транспорта вновь открыли Театральную аллею, которая ранее была занята стройплощадкой.
Открытие станции метро «Савёловская»
В декабре 2018 года открылась еще одна станция Большого кольца метро «Савёловская». Как строители преодолевали трудности при строительстве станции на глубине 65 метров и что думают об ее открытии москвичи? Съемочная группа портала Стройкомплекса собрала уникальные кадры со строек и поговорила с теми, кто воплощал проект в жизнь.
Станцию построили у Савеловского вокзала – единственного в Москве, который обслуживает только пригородные электрички. Сюда ежедневно прибывает не менее 35 тыс. человек из Лобни, Дмитрова, Дубны, Талдома и по соединительной ж/д линии от Белорусского вокзала. Серая ветка метро с трудом справлялась с таким потоком пассажиров.
На платформе можно увидеть «скелет» станции – тюбинги. Для пассажиров «Савёловская» станет своего рода музеем, ведь больше нигде в столице вы не увидите такого оформления станции метро.
Многие называют «Савёловскую» станцией в стиле loft. На полу – гранит, пилоны и стены украшает сибирский камень.
Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ. Сейчас на Большом кольце работает 18 тоннелепроходческих щитов.
Строительство Большой кольцевой линии метро решит стратегическую задачу: отпадет необходимость ехать в центр для пересадки. Это сократит время пассажиров в пути, создаст комфорт при пересадках и освободит перегруженный центр города.
сюжеты по теме:
Источник: https://stroi.mos.ru/metro/tretii-peresadochnyi-kontur
Большая кольцевая линия Московского метрополитена. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 26 февраля 2018 года запущено пассажирское движение на первом участке Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк».
Большая кольцевая линия (рабочее название — Третий пересадочный контур, ТПК) — строящаяся новая кольцевая линия Московского метрополитена. На схеме метро обозначается бирюзовым цветом и номером 11. Планируется, что в будущем она включит в себя Каховскую линию (тот же цвет на схеме, №11А).
После завершения строительства в 2020-2021 годах станет самой протяженной линией московского метро и третьей по счету внутригородской кольцевой линией рельсового пассажирского транспорта в российской столице — после Кольцевой линии (на схеме метро — №5, поэтапно открыта в 1950-1954 годы), а также интегрированной с метрополитеном железнодорожной линии — Московского центрального кольца (МЦК, на схеме — №14, открыта в 2016 году).
Полностью расположенная под землей БКЛ пройдет на расстоянии от 3 до 10 км от Кольцевой линии, объединит все существующие и проектируемые радиальные направления. По информации Стройкомплекса Москвы, линия будет иметь протяженность около 68 км и насчитывать 31 станцию. Из них 18 будут снабжены переходами на действующие линии столичного метро, семь — на радиальные направления железных дорог, две — на МЦК.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, БКЛ сможет перевозить в два раза больше пассажиров, чем МЦК (среднесуточный пассажиропоток в 2017 году — 350 тыс. человек), и позволит сократить время движения в пути по некоторым направлениям в два-три раза.
История проекта
«Большим кольцом» Московского метрополитена во время строительства в 1940-х годах называлась современная Кольцевая линия — тогда проектировалось «Малое кольцо», которое должно было пройти под бульварами. В частности, на станции «Курская» сохранились надписи на путевой стене: «Курская большого кольца 1945-1949». Однако уже в начале 1950-х годов от проекта «Малого кольца» отказались.
Строительство второго кольца метро для разгрузки существующей Кольцевой линии предусматривал Генеральный план развития Москвы 1971 году. Новое метрокольцо должно было включить в себя Каховскую линию и северо-восточный участок Сокольнической линии.
Однако в советские годы строительство так и не началось, а после распада СССР экономические трудности долгое время мешали реализации столь крупномасштабного проекта.
Специалисты на протяжении 1980-х — 2010-х годах обсуждали различные альтернативные проекты и варианты трассировки нового «пересадочного контура» — как в виде кольца, так и в виде хордовых линий.
В 2006 году начальник московского метро Дмитрий Гаев ввел в употребление название «Третий пересадочный контур». Под первым пересадочным контуром подразумевались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым контуром считалась сама Кольцевая, а третий контур предполагалось создать на расстоянии двух-трех перегонов от существующего кольца, с учетом советского проекта второй кольцевой линии или пересекающихся хорд.
4 мая 2012 года правительство Москвы своим постановлением утвердило новую программу развития Московского метрополитена на срок до 2020 года. Программа предусматривала строительство в 2012-2020 годах более 80 новых станций на существующих и новых линиях, включая ТПК.
Текущая трассировка линии была утверждена правительством Москвы 4 мая 2012 года в дальнейшем неоднократно уточнялись названия проектируемых станций.
Пусковой участок от «Делового центра» до «Петровского парка» спроектировала компания «Метрогипротранс», оставшуюся часть линии — инженеры «Мосинжпроекта» и испанской компании Bustren. Было принято решение построить около 30 км тоннелей с применением испанского способа метростроения, когда для движения двух поездов в двух разных направлениях сооружается один тоннель большого диаметра, в котором параллельно укладываются пути.
Такой стандарт предусматривает возведение станций не с одной островной платформой, а с двумя боковыми и выходами в торцах станции. Первоначально планировалось, что 20 станций будут иметь островную платформу, а десять станций — береговые, при дальнейшем проектировании число станций с береговыми платформами сократилось до семи.
На линии запланировано строительство трех станций глубокого заложения — «Нижняя Масловка» (65 м), «Шереметьевская» (70 м) и «Ржевская» (63,5 м).
На ранних этапах работы линии подвижной состав решено разместить в электродепо Измайлово. Для обслуживания кольца предусмотрено строительство нового электродепо Аминьевское и перестройка бывшего Московского вагоноремонтного завода им. В. Е. Войтовича в депо Нижегородское.
Строительство линии ведется с ноября 2011 году ООО «СМУ Ингеоком».
28 декабря 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем микроблоге в сети о том, что участники интернет-сервиса правительства Москвы «Активный гражданин» выбрали новое название для ТПК — «Большая кольцевая линия». По состоянию на 26 февраля 2018 года об официальном утверждении этого названия не сообщалось.
Пусковой участок
Открытый 26 февраля 2018 года участок протяженностью 10,51 км включает в себя пять подземных станций: «Деловой центр», «Шелепиха» (обе — в Пресненском районе), «Хорошёвская», «ЦСКА» (обе — в Хорошевском районе) и «Петровский парк» (район Аэропорт).
Отрезок БКЛ от «Шелепихи» до «Петровского парка» эксплуатируется совместно с Солнцевской линией метро (на схеме обозначена желтым цветом и №8А). Ожидается, что открытие первого участка БКЛ повысит транспортную доступность пяти районов Москвы, в которых проживает более 480 тыс. жителей.
Также улучшится транспортное обслуживание таких популярных объектов, как деловой центр «Москва Сити», стадионы «Динамо» и ЦСКА, дворец спорта «Мегаспорт».
Четыре из пяти станций (за исключением «Делового центра») построены по типовому проекту, разработанному под руководством главного архитектора «Метрогипротранса» Николая Шумакова. Отделка этих станций выполнена с применением естественного камня (гранит, мрамор) различных цветов, а также окрашенных алюминиевых панелей. Цвет отделки, как правило, повторяет цвет радиальной линии метро, на которую можно пересесть со станции БКЛ.
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения (22,5 м). Колонны и потолок облицованы металлом, пешеходные галереи над путями оформлены стеклом. Расположена в Пресненском районе Москвы на территории делового центра «Москва-Сити». Имеет переходы на станции «Выставочная» Филёвской линии, «Деловой центр» Солнцевской линии (с 24 февраля 2018 года закрыта до окончания строительства за ней тупиков для оборота поездов или запуска движения по центральному участку Солнцевско-Калининской линии).
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения (26 м) располагается на Шелепихинском шоссе, севернее Шмитовского проезда. Имеются выходы к станции «Шелепиха» МЦК и железнодорожной платформе Тестовская Смоленского направления Московской железной дороги.
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения (28 м). Находится на Хорошевском шоссе между ул. Куусинена и 4-й Магистральной. Имеет переход на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии метро, выход к станции «Хорошёво» МЦК, перехватывающей парковке.
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения (28 м). Расположена под территорией парка «Ходынское поле», близ Ходынского бульвара. Выходы ведут к центральному входу в парк, Дворцу спорта «Мегаспорт» и стадиону «ВЭБ Арена» (домашняя арена футбольного клуба ЦСКА). Элементы оформления выполнены в цветах символики этого клуба — синем и красном.
Колонная трехпролетная станция мелкого заложения (15 м). Находится на Ленинградском проспекте близ реконструируемого стадиона «Динамо» («ВТБ-Арена») и Петровского парка. Расположена вблизи станции «Динамо» Замоскворецкой линии метро, в дальнейшем эти две станции соединит подземный переход. В настоящее время пересадка осуществляется через выход на поверхность.
Перспективы
Вслед за открытым в феврале 2018 года пусковым участком до конца текущего года планируется запустить пассажирское движение на северном участке БКЛ от станции «Петровский парк» до станции «Нижняя Масловка».
Ожидается, что в 2019 году войдут в эксплуатацию северо- восточный участок из четырех станций («Рубцовская», «Лефортово», «Авиамоторная» и «Нижегородская улица») и две станции западного участка — «Нижние Мнёвники» и «Улица Народного Ополчения». Схема движения поездов на этот период еще не определена. Рассматривается вариант временного соединения через северную часть БКЛ Солнцевской и строящейся Кожуховской линий.
На 2020-2021 год предварительно запланирован ввод станции «Стромынка» на восточном участке, станций «Шереметьевская» и «Ржевская» на севере кольца, юго- восточного участка из четырех станций («Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар»), юго-западного участка из трех станций («Зюзино», «Воронцовская», «Улица Новаторов»), западного участка из шести станций («Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект», «Аминьевское шоссе», «Давыдково», «Можайская» и «Терехово»). Тогда же в состав БКЛ войдет Каховская линия из трех станций («Каширская», «Варшавская», «Каховская»).
После замыкания кольца в 2021 году возможна передача участка от «Делового центра» до «Шелепихи» в состав проектируемой Рублёво-Архангельской линии метро.
Источник: https://tass.ru/info/4987573
Малое кольцо Московской железной дороги и его связи с метро — Степан.ру
Довольно часто в последние годы в различных СМИ и блогах обсуждают перспективы развития скоростного общественного транспорта в Москве, однако во всех этих текстах часто не учтены планы по запуску к 2015-му году Малого кольца Московской железной дороги (или, как этот проект ещё называют, Московской кольцевой железной дороги – МКЖД). Понятно, что по поводу этого проекта пока больше вопросов, чем ответов, но новая линия может оказаться довольно важным элементом, который позволит ещё больше децентрализовать и разнообразить транспортную и пересадочную системы столицы.
Но начать обсуждение МКЖД, пожалуй, стоит с небольшого лирического и исторического отступления.
Upd: Если вы считаете снос вашего гаража, расположенного у территории МКЖД, неправомерным, помочь составить жалобу на РЖД и других участников процесса, а также проконсультировать, что и как необходимо сделать, смогут специалисты и юристы сервиса Йополис. Удачи!
Мутации Третьего пересадочного контура (ТПК)
Третий пересадочный контур называют так не потому, что это должно быть третье московское кольцо, а из-за того, что первым пересадочным контуром принято называть пересадочные станции в рамках кольцевой ветки метро. Впрочем, путаница возникает не просто так.
Во-первых, ещё в конце 40-х годов XX века возник проект Большого кольца Московского метрополитена. Оно должно было пройти через существующий сейчас участок от «Каховской» до «Каширской» и, к примеру, через отрезок «Черкизовская» — «Улица Подбельского» на красной ветке.
Кроме того, пересадки могли появиться на станциях «Проспект Вернадского», «Октябрьское поле» и «Кузьминки».
Потом, в 2005-м году, появился новый, третий в истории Москвы, Генплан. По этому поводу было много шума, но именно в нём был заложен ТПК в своём первом варианте. Он стал несколько меньше, чем было заложено Большое кольцо, однако он был больше, чем то, что реализуют сейчас (фиолетовое кольцо на схеме). При этом, в плане возникла ещё одна скоростная ветка метро, которая во многом должна была совпадать с автомобильным ТТК (жирное красное кольцо на схеме).
Этот же план, кстати говоря, учитывал и некоторую реконструкцию МКЖД. Правда, до заключения соглашения между властями Москвы и руководством РЖД от того момента должно было пройти ещё три года. А ТПК, по тем проектам, должен был в некоторых местах северного участка довольно близко «прижаться» к железнодорожному кольцу.
Но и этот план не состоялся. Современный ТПК был заявлен в 2009-м году и запланирован в 2011-м. По сути он собрал в себе различные элементы Большого кольца, первоначального варианта ТПК и сегменты той самой скоростной ветки метро из Генплана 2005-го года. Строить ТПК будут в несколько этапов, но это отдельная история. И, действительно, есть планы дальнейшего присоединения хорд к этой кольцевой системе.
Для чего я пишу всё это? Во-первых, чтобы возникли некоторые параллели, в том числе и с расположением линии МКЖД. Во-вторых, на мой взгляд, просто интересно увидеть все эти изменения в уже устаревших планах.
Отдельно хочу отметить расположение ТПК. Это кольцо оказывается сильно смещено к югу Москвы, и северная часть города вроде как существенно недополучает чего-то в планах по развитию транспортной инфраструктуры на ближайшие годы. Но это, конечно, не совсем так. И тут пора уже поговорить о МКЖД.
Схема МКЖД на карте Москвы (фиолетовым цветом). Я позволил себе творчески дополнить схему, созданную «Пробок.нет». Надеюсь, их не смутит такое обращение с их авторскими правами (щёлкните на картинку для увеличения).
Малое кольцо Московской железной дороги (МКЖД)
Как я написал выше, проект превращения транспортной кольцевой железной дороги в одну из веток московской скоростной системы общественного транспорта вызревал ещё вместе в Генпланом 2005-го года. Впрочем, хоть сколько-то приблизиться к началу работы над реальным проектом удалось только в 2008-2009 годах.
Сейчас у проекта даже есть свой собственный сайт, информация на котором, впрочем, более, чем скудная, а местами ещё и противоречивая.
Нам обещают, что в 2015-м году кольцо заработает. Правда, проект разделён на 6 этапов и не ясно, будут ли они все реализованы за эти два года или же только первый из них?
Но даже если просто ориентироваться на физическое расположение МКЖД, становится видно, что если использовать центральные пересадочные узлы, Кольцевую ветку метро, ТПК и, собственно, МКЖД, то мы получаем крайне разветвлённую транспортную сеть со множеством вариантов пересадок. Это, конечно, при том условии, что с МКЖД будет достаточно нормальных пересадок на метро. А это один из проблемных моментов проекта реконструкции.
Ниже я подробно распишу и этапы реализации, и станции, и какие предполагаются пересадки, насколько это позволяет сделать скудная и противоречивая информация с сайта МКЖД и других открытых источников вроде Википедии.
Вот, заодно, схема пересадок с того же сайта МКЖД. К ней тоже очень много вопросов =(
Продолжим детальным разбором каждого из сегментов (и, соответственно, этапов строительства) МКЖД. Более подробная информация — на следующих страницах.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы быть в курсе всех обновлений
Источник: https://stepan.ru/archive/moskovskaya-kol-tsevaya-zheleznaya-dorog/