Технические характеристики Лиаз 5256
Требования и запросы заказчиков, тенденции рынка вынуждают производителя задействовать ДВС с высокими стандартами экологичности. Машины, выпускаемые в начале десятых годов, оснащены двигателем Евро-3. На новых модификациях иногда можно встретить версию с Евро-4. Автобусы с ярославским ДВС легко отличить по характерной выхлопной трубе в виде грибка. Модели, выпущенные в нулевых, имеют мотор КамАЗ-740.
Новейшие разработки комплектуются импортным ДВС — Cummins-6ISBe. Внешне различить автобусы можно лишь по габаритным огням, фонарям. Особенностью новых образцов является использование автоматической коробки передач Voith. Продлить срок службы позволяет сложная система обработки и покраски кузова, состоящая из нескольких этапов. Автобус способен развивать скорость до 120 километров в час.
Технические характеристики ЛИАЗ 5256
Тип кузова | несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки |
Колесная формула | 4х2 задние |
Ресурс кузова | 12 |
Длина / ширина / высота | 11400/2500/3060 11400/2500/3322 |
Высота потолка в салоне, мм | 19502100 |
База | 5840 |
Количество / ширина дверей | 3/1300 |
Мин. радиус разворота, м | 11,5 |
Масса снаряженная/полная, кг | 10368/17930; 10150/17800; 10620/18000 |
Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг | 6430/11500; 6500/11300; 6500/11500 |
Общее число мест (в т.ч. посадочных) | 110 (23) |
Емкость топливного бака, л | 238 858 (8 баллонов по 97+ 1 маневровый на 82) |
Передний мост | КААЗ 5256-3000012-10, с поперечной балкой и барабанными тормозами |
Задний мост | RABA 718.23-3300 (i-5.44) двойная разнесенная или КААЗ 22.2400012 (i-5.6)RABA 718.23-3300 (i-5.44) двойная разнесенная |
Рулевой механизм | МАЗ-64229МАЗ-64229 или ZF Servocom 8098 с гидроусилителем руля |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с ABS |
Вентиляция | Естественная и принудительная |
Система отопления | Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя |
Шины | 275/70 R 22,5 |
Технические характеристики двигателя ЛИАЗ 5256
ЛиАЗ-525636 | ЛиАЗ-525653 | ЛИАЗ-525657 | |
Двигатель (дизельный/газовый) | ЯМЗ 6563.10 | Cummins 6ISBe 245B | Cummins CGe250 30 |
Количество и расположение цилиндров | 6 V | 6 R | 6 R |
Нормы экологической безопасности Е | ЕURO-3 | ЕURO-3,4 | ЕURO-4 |
Рабочий объем, л | 11 | 6,7 | 8,3 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 167 (230) при1900 мин-1 | 180 (245) при2300 мин-1 | 85,8 (252) при2400 мин-1 |
Макс. крутящий момент, Нм 1 | 882 при11001300 мин-1 | 950 при12001800 мин-1 | 1013 при1400 мин-1 |
Расположение | Заднее, продольное | Заднее, продольное | Заднее, продольное |
Максимальная скорость, км/ч | 80-90 | 80-90 | 80-90 |
КПП | МКПП: ЯМЗ 2361 АКПП: Voith Diwa D 854.3E | МКПП: ZF 6S-1200 АКПП: ZF 6HP504C Voith Diwa D 854.3E | АКПП: Allison T280R |
Вместимость заправочных емкостей (л)
Топливный бак 238Система смазки двигателя (без масляного радиатора) 23Система охлаждения с учетом системы отопления 72Емкость масляной системы гидропередачи без учета системы охлаждения 24Картер главной передачи 14Колесные редукторы заднего моста 4 (на каждый)Гидравлическая система и картер рулевого управления 8,5Картер углового редуктора 0,85
Амортизатор сиденья водителя 0,75
Источник: http://liaz-5256.ru/
Традиционный автобус ЛиАЗ-5292 и новый ЛиАЗ-5292 NEW
ООО «Ликинский автомобильный завод» (Ликино-Дулёво) |
ЛиАЗ 529222 и ЛиАЗ 529230 |
2013 г. |
Андрей Филиппов, фото автора
Когда на фестивале «Мир автобусов-2013» в Коломне показали новый ЛиАЗ-5292, для праздной публики это не стало сенсацией. Да, броская модернизация внешности, но не более, а для коммерческого транспорта это хоть и важный, но отнюдь не решающий фактор.
И только профессионалы поняли, что скромная презентация (даже индекс модели не изменился) скрывает под собой колоссальную работу, и, по сути, перед ними совершенно другой автобус, построенный по длинному перечню пожеланий транспортников и вобравший в себя наработки всех опытных машин, коих за век семейства «5292» было не так уж и мало
Положа руку на сердце, даже называть новый ЛиАЗ-5292 старым именем нечестно. Да, по всем документам, в том числе и ОТТС, цифровой индекс автобуса остался прежним. Но мы все же отступим от правил, и для лучшего восприятия в рамках статьи обозначим модернизированную версию как ЛиАЗ-5292 NEW.
Уж ты ли это?
Перед тем, как углубиться в описание конструкции, расставим все точки над «i». В настоящее время на конвейере завода одновременно находятся сразу два кузова: традиционный ЛиАЗ-5292 и новый ЛиАЗ-5292 NEW.
Старым кузовом комплектуют машины с двигателем ЯМЗ. Мотор в настоящее время пользуется хорошим спросом, и, похоже, прежний кузов ещё долгое время будут выпускать как бюджетный вариант ЛиАЗ-5292 (надо же, раньше ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293 были «бюджетными» по отношению к ЛиАЗ-5292, а поди ж ты!). Полагаю, что он же в случае необходимости будет использован и под выпуск троллейбусов.
В свою очередь ЛиАЗ-5292 NEW вобрал в себя модификации с импортной силовой установкой. На данном этапе это моторы Scania (ЛиАЗ-529230), MAN (ЛиАЗ-529222) и газовый двигатель MAN (ЛиАЗ-529270).
Полагаю, у кого-то ещё вертится вопрос – а что же нового кроме дизайна появилось в автобусе? Если коротко, то – кузов. Он стал длиннее в свесах: впереди на 170 мм, а сзади на 150 мм. Много это или мало, судить, конечно, вам. Но данный факт позволил наконец-то установить на передних колёсных арках сиденья, а это как-никак ещё 4 посадочных места без снижения общей пассажировместимости.
Кроме того, отмечу проработку интерьера самого салона. Из незаметных, но ощутимых мелочей – окончательно и бесповоротно прописался обратный угол наклона подиумов под сиденьями, благодаря чему стоять в хвостовой части стало намного удобнее. Да и общее впечатление от совокупности светлого пластика и плавных обводов различных элементов – салон стал просторнее.
Если говорить о недостатках, то их теперь не так уж и много. Высоковатыми остались подиумы, пожилым людям на такие места не попасть. В итоге социальными является всего 6 мест в передней части салона. А ещё куда-то исчез потолочный поручень за 2-й дверью – он виден на фото в опытной машине. Не знаю, чем это обусловлено, но удержаться на месте во время движения теперь стало сложнее.
По исполнениям салона ЛиАЗ-5292 NEW в настоящий момент выпущено четыре варианта.
Во-первых, это планировка опытной машины, на которой отрабатывались теории и предположения – именно она фигурирует на большинстве фотографий.
Во-вторых, это автобусы «олимпийского» заказа с персональным входом для водителя и пассажировместимость на 105 человек, из которых 20 могут ехать сидя, и ещё есть места для 3 колясок.
А в-третьих, это партия для Подмосковья, с «маленькой» кабиной водителя, пассажировместимостью 114 человек при 28 сиденьях и креплением для 1 коляски.
Ну и конечно же версия для Первопрестольной с АСКП и всеми нюансами, связанными с этой системой.
Впрочем, у прежнего кузова ЛиАЗ-5292 насчитывалось 9 вариантов планировки с применением АСКП и 9 без неё. К тому же было три варианта учебных машин, один из которых «московский». Объективных причин для уменьшения этого богатства нет – скорее, с увеличением длины кузова на 320 мм их количество возрастёт.
И много, много радостей
Если для кого-то ЛиАЗ-5292 NEW и 100% – праздник, то этот кто-то, несомненно, водитель.
Сказать, что его рабочее место изменилось – значит, не сказать ничего. Наконец-то кабина стала уже с завода представлять то, во что её долгие годы переделывали сами водители. Рациональная компоновка передней панели, шкафы для вещей, кармашки для мелочей, яркий штурманский свет и полноценное освещение кабины.
Наконец-то зеркала заднего вида размещены в оптимальных зонах, а не закреплены там, где это удобнее по технологическим соображениям. Порадовали нити обогрева окна в районе левого наружного зеркала. Правда, без ответа пока вопрос, насколько быстро будет загрязняться опущенная вниз линза, но время покажет. Кстати, линзы теперь с электрорегулировкой и обогревом.
Приятной неожиданностью стал информационный дисплей, разместившийся в центре панели приборов. Теперь на него выводится информация: о давлении масла, остатке мочевины, о давлении в пневмосистеме, пробеге до ТО, о состоянии тормозных колодок, о нагрузке на оси, о давлении воздуха в шинах и о расходе топлива. Всё просто, логично и главное – видно даже в солнечный день.
Отдельно отмечу опробованную на «сочинских» машинах систему «Говорящий город».
Её суть в обеспечении людей с ограничениями по зрению приёмопередатчиком, который звуком сигнализирует о местонахождении входа в автобус – по умолчанию, это 2-я дверь, над которой стоит приемопередатчик автобуса.
Пассажир движется на звуковой сигнал, а у водителя на табло в это время светится надпись: «Внимание! Садится инвалид!». Естественно, это упрощённый принцип действия и возможности системы гораздо обширнее, но суть, я думаю, понятна.
Увы, это один из тех редких случаев, когда недостатки конструкции для красного словца приходится высасывать из пальца. Поэтому сегодня я с чистой совестью обойду это сомнительное удовольствие стороной. Проектировщики кабины из Ликино справились с поставленной работой на «отлично» – у меня нет претензий.
Дела «сердечные»
Линейку применяемых на ЛиАЗ-5292 NEW силовых агрегатов я уже обозначил. Отмечу, что применение двигателя Scania отдельно от шведского шасси – большое достижение «Группы ГАЗ». Шведы принципиально не продают моторы отдельно, предлагая только готовый продукт в виде самоходного авто-бусного шасси. Так что двигатель Scania в моторном отсеке ЛиАЗа – это знак большого доверия к продукции завода.
С КП тоже вроде всё понятно. Как и положено на современных городских автобусах, механическая коробка ни в виде напольной «кочерги», ни даже в ипостаси «ручки-мешалки» даже в качестве опции не рассматривается. Только гидромеханические КП ZF или как вариант Allison (для ЛиАЗ-529270).
По ходовым ощущениям всё предсказуемо. Увеличение вылетов не слишком критично, и профессиональный водитель прироста в габаритах даже не заметит. Двигатель MAN уже хорошо известен перевозчикам, и установка его в новую оболочку изменений в динамику не принесло.
Мотор Scania немного тяжелее, но при этом имеет больший литраж, мощность и крутящий момент. Итог – все динамические показатели на прежнем высоком уровне.
И хотя машина была порожней, жалоб на недостаток тяги или рывки при переключениях от водителей, работавших на ЛиАЗ-529230 по реальным маршрутам в Сочи, не поступало.
Пару строк об обслуживании. Городские автобусы подобного класса обычно обслуживаются в специализированных ремзонах, оборудованных необходимым оборудованием, а устранение поломки для водителя заключается в ожидании тягача техпомощи.
Отмечу лишь то, что реально может понадобиться на линии. Доливать жидкость в бачок омывателя можно и без воронки. Проверить уровень масла в двигателе с помощью щупа – тоже не проблема.
Единственный вопрос – замена лампочек в фарах, впрочем, над решением этой проблемы на ЛиАЗе уже думают.
Полная масса, кг | 17 700 | 18 000 |
Снаряжённая масса, кг | 10 350 (11 250)* | |
Пассажировместимость, чел. | 85–114 20–28 | |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 6500/ 11 200 | 6500/ 11 500 (6355/ 11 645)* |
Двигатель:
| MAN D0836LOH65 Турбодизельный, I-6, Euro 5 6871 250 при 2300 мин-1 1000 при 1200–1750 мин-1 | Scania DC 09 91A Турбодизельный, I-5, Euro 4 9291 275 при 1800 мин-1 1283 при 1200 мин-1 |
Коробка передач:
| ZF AP-1200B Автоматическая 6/1 | ZF 6HP504C Автоматическая 6/1 |
Подвеска | Передняя – ZF RL-85A, портальная. Задняя – ZF AV132/90/7, портальный мост | |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, с дисковыми тормозными механизмами и ABS | |
Колёсная формула | 4х2 | |
Минимальный радиус поворота, м | 11,5 | |
Вместимость топливного бака, л | 220 |
Ветер перемен
Что ж, снимаю шляпу. Кто бы и что ни говорил, конструкторы ЛиАЗа научились работать. Если раньше их идеи зачастую были прожектами, яркими, но не функциональными, то теперь каждому решению есть логическое обоснование.
Более того, заводчане научились СЛУШАТЬ. Всего пару лет назад на критику планировки салона конструкторы лишь покровительственно улыбались в ответ. Но как всё изменилось теперь.
Замечания по опытной машине были не просто выслушаны – спустя полгода первая партия серийных ЛиАЗ-529230 ушла к заказчику с исправлением если и не всех, то по крайней мере большинства отмеченных недостатков.
И, мыслимое ли дело, по совету транспортников, некоторые уже запланированные самостоятельно изменения не стали вносить! Да, это ещё не китайские «доработки за неделю», но тенденция обнадёживает.
А ещё впереди у завода борьба за качество и за нормальное отношение со стороны эксплуатационников. И если над первым завод довольно успешно работает – при мне директор завода, Александр Козаков, перечислял, что уже сделано для улучшения надёжности и что ещё предстоит сделать, то разбить стереотип, что отечественное – значит плохое, будет гораздо сложнее. Впрочем, версия ЛиАЗ-5292 NEW имеет все шансы на победу в этом нелёгком деле.
А ещё я жду, когда новый ЛиАЗ-5292 обретёт в дополнение к цифровому ещё и буквенное название. Из всех новинок, выехавших в минувшие годы из ворот автобусных заводов «Группы ГАЗ», он, как никто, заслужил право носить имя собственное.
Автобус на тест предоставила компания «Группа ГАЗ» «Дивизион Русские автобусы»
Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/2346-traditsionniy-avtobus-liaz-5292-i-noviy-liaz-5292-new-bliznetsy-ili-dvoynyashki/