Назначение и устройство пассажирских вагонов
Все эксплуатируемые РЖД вагоны подразделяются на несколько классов: специальные, грузовые, пассажирские. Последний тип подвижного состава, в свою очередь, может быть самоходным и несамоходным. К первой группе относятся вагоны дизель-поездов и электросекций.
Такие единицы подвижного состава в России используются не слишком часто. В основном по железным дорогам нашей страны курсируют, конечно же, обычные несамоходные пассажирские вагоны. Устройство они имеют достаточно простое, так как перемещаются на локомотивной тяге.
Классификация по назначению
Несамоходные железнодорожные вагоны, в свою очередь, могут подразделяться на группы в зависимости дальности следования. Разновидности их по этому признаку существуют следующие:
- купейные;
- плацкартные;
- сидячие.
Первые два типа вагонов используются в составах дальнего следования. Третья разновидность предназначена для курсирования на относительно небольшие расстояния.
Что собой представляют купейные вагоны
Такой подвижной состав, в свою очередь, классифицируется на:
- мягкие вагоны;
- жесткие;
- международного следования.
Внутри вагонов этой разновидности предусматриваются купе, закрывающиеся раздвижными дверями со стороны коридора. Стоит поездка в них дороже, чем в плацкартных или сидячих.
Мягкие вагоны относятся к высшей категории. В них предусматривается девять 2-местных купе. То есть рассчитаны они на 18 человек. Особенностью вагонов этой разновидности, в сравнении с другими, является отсутствие верхних полок.
Жесткие купейные вагоны рассчитаны на перевозку 36 пассажиров. Также в них предусматриваются 2 места для проводников. Купе в таких вагонах оснащены двумя поперечными диванами и двумя откидными полками.
Международные вагоны этой разновидности бывают I и II категорий. Первый тип подвижного состава рассчитан при этом на перевозку 22 человек. То есть в нем оборудовано 11 купе на 2 пассажира. Вагоны второго класса рассчитаны на перевозку 33 пассажиров. Купе в них предусмотрено также 11, но на 3 человека.
Плацкартные вагоны
Подвижной железнодорожный состав этого типа рассчитан на перевозку 54 пассажиров и двух проводников. В каждом открытом купе плацкартного вагона предусматриваются места для 6 пассажиров. Два дивана и 2 полки в них расположены поперечно. Также в таких «отсеках» предусматриваются по 2 продольных боковых места.
Сидячие вагоны
Такой подвижной состав используется РЖД для перевозки пассажиров на расстояние от 150 до 700 км и считается межобластным. Рассчитаны вагоны этой разновидности на 62 места. Кресла в них могут устанавливаться жесткие или мягкие. Никаких особых удобств в вагонах этой разновидности для клиентов РЖД не предусматривается.
В вагонах составов дальнего следования предусматриваются, помимо всего прочего:
- рундуки под багаж под нижними полками;
- газетодержатели;
- брюкодержатели;
- крючки-вешалки;
- откидные поручни на вторых полках, предотвращающие падение пассажиров;
- откидные столики;
- потолочное освещение.
Для хранения багажа в плацкартных вагонах дополнительно предусматриваются третьи полки, расположенные выше вторых. В купейных вещи можно складывать в нишу, оборудованную над потолком коридора.
Столики в вагонах дальнего следования располагаются между двумя поперечными диванами. В плацкартах нижний боковой диван имеет особую конструкцию. В дневное время средняя его часть выдвигается, переворачивается и образует собой столик. Для удобства пассажиров, купивших билет на верхние полки, в вагонах дальнего следования, помимо всего прочего, предусматриваются подъемные лесенки или ступень.
Сидячие вагоны РЖД оборудованы в основном только креслами. Уборная в таких поездах предусматривается обычно только одна — в голове состава. В последнее время по железным дорогам России начали курсировать и более комфортные современные межобластные поезда. Туалеты предусматриваются в каждом из вагонов таких составов. Также новые межобластные поезда оснащаются и кондиционерами.
Отличие современных вагонов дальнего следования
На железных дорогах в России в наше время эксплуатируется неходовой подвижной состав в основном двух типов: старого и нового образца. Обе эти разновидности при этом имеют практически одинаковое устройство. И оборудование в пассажирских вагонах новых и старых также используется почти одинаковое. Новый подвижной состав этого типа, однако, для пассажиров, конечно же, считается несколько более удобным.
И в старых, и в более современных отечественных пассажирских вагонах туалеты располагаются перед тамбуром и за купе проводников. В старом неходовом подвижном составе уборных оборудовано всего две. В новых вагонах предусматривается по три биотуалета. Рядом с тамбуром в таком подвижном составе имеется не одна, а две уборных. На станциях в санитарной зоне биотуалеты не закрываются.
Отличительной особенностью вагонов нового образца являются также:
- кондиционеры;
- цифровые табло, отображающие текущее время и температуру воздуха, расположенные над входами в салон.
Места для проводников
Перевозка людей — это, конечно же, основное назначение пассажирских вагонов. И устройство их проектировалось с учетом именно в первую очередь потребностей клиентов РЖД. Однако удобно перемещаться в таком подвижном составе, конечно же, должно быть не только пассажирам, но и обслуживающему персоналу. Купе для проводников в вагонах поездов дальнего следования оборудуются:
- диваном с рундуком;
- откидной полкой;
- шкафом-столиком;
- полками;
- мойкой;
- отсеком для хранения чистого белья;
- крючками-вешалками;
- шкафом для посуды.
Также в купе для проводников находится электрощиток и репродуктор.
Конструкция
Состоят пассажирские вагоны РЖД из пяти основных частей:
- кузова;
- ходовой части;
- рамы;
- ударно-тягового устройства;
- автотормозов.
Перевозка людей зачастую на очень далекие расстояния — это с чем, помимо всего прочего, связана эксплуатация пассажирских вагонов. И устройство их должны быть таким, чтобы клиенты РЖД в дороге чувствовали себя максимально комфортно. То есть вагоны этого типа обязательно должны оснащаться системами жизнеобеспечения. В данном плане элементами конструкции пассажирских вагонов являются:
- система отопления;
- вентиляция (или кондиционер);
- электрооборудование;
- водонагреватель;
- внутреннее оборудование.
Система водоснабжения пассажирского вагона устройство имеет достаточно простое. Такая сеть в подвижном составе этого типа включает в себя наливные трубы, а также баки:
- холодной и горячей воды;
- пожаротушения.
Помимо этого, элементом такой вагонной сети является бак, предназначенный для восполнения в случае необходимости количества теплоносителя системы отопления.
Что представляет собой кузов
В этой части конструкции вагона размещаются места для пассажиров и все системы, обеспечивающие комфортность перевозок. Кузов подвижного рельсового состава этой разновидности изготавливается из высоких марок нержавеющей стали и способен противостоять всем нагрузкам, которым он может подвергаться в пути.
Представляет собой кузов пассажирского состава тонкостенную цельнометаллическую конструкцию, укрепленную стойками и арками потолка. Внутри вагоны РЖД, предназначенные для перевозки пассажиров, изолированы утеплителями и облицованы в гармоничной цветовой гамме. Несущей конструкцией кузова является прочная стальная рама.
Ходовая часть: устройство тележки пассажирского вагона
К этому элементу конструкции неходового подвижного состава РЖД предъявляются, конечно же, повышенные требования. Передвигается по рельсам пассажирский вагон РЖД на двух тележках типа ТВЗ ЦНИИ М.
Особенностью этих элементов ходовой части, помимо всего прочего, является улучшенная плавность хода. Основное назначение тележек — это перемещение и направление кузова по рельсам. Колеса в ходовой части пассажирских вагонов устанавливаются цельнокатные.
Каждая их пара, в свою очередь, соединяется с рамой буксами с роликовыми подшипниками. В одном вагоне таких элементов предусматривается по 8.
Тележка пассажирского вагона устройство имеет такое, чтобы обеспечивать не только плавность хода, но и достаточную скорость. Основными ее элементами, помимо колесных пар и буксы, являются рама и надрессорная балка.
Ударно-тяговые устройства
Этот узел размещается внутри хребтовой балки и на концевых балках рамы кузова. Предназначен он для автосоединения вагонов между собой и локомотивом. Автосцепное устройство пассажирских вагонов имеет такие составные части, как:
- корпус;
- механизм сцепления;
- расцепной привод;
- ударно-центрирующий прибор;
- упряжное устройство;
- опорные части.
Также назначением ударно-тягового узла является уменьшение сжимающих и растягивающих усилий при изменении скорости. Помимо этого, такие устройства в пассажирских вагонах воспринимают удары при сцепке/расцепке вручную.
Тормоза
Это, разумеется, также очень важный элемент конструкции несамоходного подвижного состава РЖД. Тормозных устройств в пассажирских вагонах предусматривается по 2:
Ручной тормоз пассажирского вагона способен обеспечивать его неподвижность на уклоне до 15 градусов. Используется он для подвижного состава в отстое. Также им может производиться остановка в пути при отказе основного тормозного устройства пассажирского вагона.
Какие требования предъявляются
Проектируются и оснащаются пассажирские вагоны РЖД в соответствии с требованиями ГОСТ 2.29.00.02, 21889-76, 9238-83, 22269-76, РТМ 24.008. 59.82 и пр. Конечно же, такой подвижной рельсовый состав должен отвечать всем требованиями безопасности передвижения, а также санитарным нормам по микроклимату, шуму, вибрации и пр.
Источник: https://FB.ru/article/452131/naznachenie-i-ustroystvo-passajirskih-vagonov
Механическое оборудование пассажирского вагона
Курс лекций по предмету Механическое оборудование пассажирского вагона содержит в себе основные понятия и определения, которые используются при работе с данным типом оборудования.
В лекционном курсе механическое оборудование также рассматриваются ходовые части вагона, тормозное и автосцепное оборудование.
Все эти направления необходимо освоить для успешной сдачи экзамена на специальность проводник пассажирских вагонов 3-го разряда.
Для качественного обучения по специальности проводник вагонов советуем скачать файл ниже и детально его изучить:
Механическое оборудование вагонов традиционно считается одним из наиболее важных предметов, так как содержит основные технические характеристики подвижного состава, сроки проведения планового ремонта, надписи на вагонах.
Также курс о мехоборудовании вагонов рассказывает о типах вагонов и тормозов. Одному из наиболее важных предметов уделяется особое внимание при прохождении обучения на проводника.
Основной курс обучения по предмету Механическое оборудование пассажирского вагона содержит следующие разделы:
Общие понятия устройства пассажирского вагона:
- Общие узлы устройства вагона.
- Типы вагонов (купейные, плацкартные, с местами для сидения) и их планировка.
- Трафареты, наносимые на кузова вагона.
- Виды и сроки осмотра технического состояния вагона.
- Конструкция рамы и кузова.
- Виды дверей и окон.
- Фиксаторы дверей, полок, столов, ручки, дверные замки, их неисправности.
- Уход за внутренним оборудованием и обеспечение его сохранности.
Автосцепное оборудование:
- Назначение и устройство автосцепного оборудования.
- Ударно — тяговые приборы.
- Автосцепка СА-3.
- Упругая площадка.
- Порядок расцепки вагонов. Причины саморасцепа.
- Способы выявления неисправностей автосцепки.
Ходовые части:
- Тележка КВЗ-ЦНИИ, устройство, основные узлы.
- Основные неисправности тележек и способ их устранения.
- Назначение колесных пар и буксовых узлов, их основные элементы, неисправности.
- Способы определения нагрева букс с роликовыми подшипниками.
- Действия проводника при срабатывании СКНБ.
Тормозное оборудование:
- Назначение, устройство, принцип работы.
- Расположение тормозного оборудования внутри и снаружи вагона.
- Назначение автотормозов.
- Виды тормозов (электро-пневматические, пневматические, ручные).
- Опробование тормозов в поезде (полное и сокращенное).
- Действия проводника при опробовании тормозов.
- Торможение служебное и экстренное.
- Основные неисправности в работе тормозов и их устранение.
- Меры предупреждения заклинивания колесных пар.
- Контроль проводника за тормозным оборудованием.
Что еще можно почитать:
Источник: http://www.1fpk.ru/lektsyi/mehanicheskoe-oborudovanie/
Каким образом обеспечивается комфорт пассажиров
В вагонах составов дальнего следования предусматриваются, помимо всего прочего:
- рундуки под багаж под нижними полками;
- газетодержатели;
- брюкодержатели;
- крючки-вешалки;
- откидные поручни на вторых полках, предотвращающие падение пассажиров;
- откидные столики;
- потолочное освещение.
рундуки под багаж под нижними полками;
газетодержатели;
брюкодержатели;
крючки-вешалки;
откидные поручни на вторых полках, предотвращающие падение пассажиров;
откидные столики;
потолочное освещение.
Для хранения багажа в плацкартных вагонах дополнительно предусматриваются третьи полки, расположенные выше вторых. В купейных вещи можно складывать в нишу, оборудованную над потолком коридора.
Столики в вагонах дальнего следования располагаются между двумя поперечными диванами. В плацкартах нижний боковой диван имеет особую конструкцию. В дневное время средняя его часть выдвигается, переворачивается и образует собой столик. Для удобства пассажиров, купивших билет на верхние полки, в вагонах дальнего следования, помимо всего прочего, предусматриваются подъемные лесенки или ступень.
Сидячие вагоны РЖД оборудованы в основном только креслами. Уборная в таких поездах предусматривается обычно только одна — в голове состава. В последнее время по железным дорогам России начали курсировать и более комфортные современные межобластные поезда. Туалеты предусматриваются в каждом из вагонов таких составов. Также новые межобластные поезда оснащаются и кондиционерами.
5. Основные части пассажирских вагонов
Всепассажирские вагоны, независимо отназначения, состоят из:
-
кузова;
-
рамы;
-
ходовых частей;
-
ударно-тягового устройства;
-
тормозного оборудования.
6. Колесная пара
Колесныепары являются важнейшими частями вагона.Они несут на себе массу всего вагона,направляют его движение по рельсовомупути, воспринимают все удары от неровностейпути и в свою очередь воздействуют напуть.
Впассажирском вагоностроении применяютсяколесные пары типа РУ-950 (роликоваяунифицированная, 950 – диаметр по кругукатания).
Колеснаяпара состоит из оси и двух цельнокатаныхнапрессованных колеса. Ось состоит изсредней части (1), предподступичной части(2), подступичной части (3) и шейки оси(4). Колеса состоят из ступицы (5), диска(6) и обода (7) на котором имеется гребень(8).
Расстояниемежду внутренними гранями обода 1440 мм.Допуски при скоростях до 120 км/ч +3/-3 мм,при скоростях свыше +3/-1 мм. Диаметрколеса 950 мм.
Неисправностямиколесной пары могут быть трещина в любой части оси колесной парыили трещина в ободе, диске, ступицеколеса, а также на поверхности катаниямогут быть ползуны или навары.
Ползунстертая площадка, результат заклиниванияколесной пары или неправильногоуправления тормозами машинистом поезда.При глубине ползуна 1 мм его длинасоставляет 60 мм.
-
не более 1 мм (0,5 мм с приводом генератора) считается в пределах нормы;
-
от 1 до 2 мм разрешается довезти вагон со скоростью не более 100 км/ч до ближайшего ПТО имеющего средства для замены колесной пары;
-
от 2 до 6 мм до ближайшей станции со скоростью не более 15 км/ч;
-
от 6 до 12 мм до ближайшей станции со скоростью не более 10 км/ч;
-
более 12 мм до ближайшей станции со скоростью не более 10 км/ч при условии заклинивания колесной пары (вывешивания, исключения возможности вращения).
Наваркратковременное сбегание металла вгармошку.
Прокатпо кругу катания допускается прискоростях:
-
до 120 км/ч для поездов дальнего следования 7 мм;
-
местного сообщения 8 мм;
-
при скоростях свыше 120 км/ч не более 5 мм.
Кольцевыевыработки на поверхности катания колесау основания гребня глубиной не более 1мм или шириной не более 15 мм. На уклоне1 к 7 не более 2 мм или шириной не более15 мм.
Толщинагребня до 120 км/ч 33-25 мм, свыше 33-28 мм.
Вертикальныйподрез гребня не более 18 мм.
Толщинаобода, при скорости движения более 120км/ч должна быть не менее 30 мм.
7. Действия проводника при заклинивании колесной пары
Еслипри отправлении со станции проводникуслышал необычный шум из под вагона иощутил мелкую вибрацию кузова вагона,то вполне вероятно, что произошлозаклинивание одной или несколькихколесных пар по причине неисправноститормозного оборудования или обледенениярычажной передачи.
В этомслучае нужно немедленно отпуститьтормоз вагона при помощи клапана, ручкакоторого находится в полу коридора иесли шум и вибрация не прекратится,нужно немедленно остановить поезд стопкраном, подать в сторону локомотивасигнал остановки и вызвать начальникапоезда.
Принеправильных действиях проводника назаклинивших колесных парах могутобразоваться ползуны.
Источник: https://studfile.net/preview/5947244/page:10/