Как проехать к храму христа спасителя на метро

Как проехать к Храму Христа

Храм Христа Спасителя – одна из знаковых достопримечательностей российской столицы. Величественная архитектура фасадов и религиозная значимость объекта делают его привлекательным для туристов и паломников. Большую роль играет и удачное месторасположение. Добраться до храма из любой точки города не составит труда даже для неопытного путешественника.

1

Как проехать к Храму Христа – пешая прогулка по центру столицы

Если вы планируете посещение нескольких достопримечательностей, храм органично впишется в пешую прогулку по центру города. Самый удачный маршрут в этом случае: начать прогулку с посещения Красной площади и Кремля, а затем не спеша пройтись сквозь Александровский сад до набережной Москвы-реки. Свернув на Пречистенскую набережную, вы сразу увидите золотые купала храма. Прогулка займёт у вас чуть более 10 минут.

Впрочем, спуститься на набережную можно и позже. А к храму ведёт ещё одна известная московская улица – Волхонка. Чтобы попасть на неё, нужно при выходе из Александровского сада повернуть направо и пересечь автодорогу. На Волхонке находится Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Осмотр храма не займёт много времени, поэтому можно с легкостью совместить осмотр этих двух достопримечательностей.

2

Как проехать к Храму Христа метрополитеном

Если цель вашей поездки – именно Храм Христа Спасителя, рекомендуем добираться до места назначения на метро. Наиболее близкая к храму станция, Кропоткинская, располагается на улице Волхонка непосредственно рядом с храмом. Этот путь отличается наименьшими временными затратами и отлично подойдёт тем, кто не располагает свободным временем.

Желающие прогуляться могут воспользоваться другими станциями метро, расположенными недалеко от храма. В пешей доступности находятся станция Боровицкая, Александровский сад и Библиотека им. Ленина.

Также многие, приезжая к Храму Христа Спасителя, стремятся пройти по живописному Патриаршему мосту. В этом случае нужно выйти на станции Полянка и пройти по улицы Малая Якиманка и Большая Якиманка. В этом случае путь до храма составит примерно 20 минут.

3

Как проехать к Храму Христа – транспорт

Многие недолюбливают сумрак и духоту метрополитена и предпочитают передвигаться на общественном транспорте. Что же, и для этой ситуации есть несколько неплохих решений.

Рядом с храмом располагаются несколько остановок общественного транспорта. До них вы можете добраться на следующих маршрутах:

  • №15 – отправление от метро ВДНХ;
  • №А –от станции метро Комсомольская;
  • №255 и №М3 –от стадиона Лужники.

Со стороны Патриаршего моста останавливаются:

  • №144 – отправление от метро Тёплый стан;
  • №М4 –от ул. Озёрной;
  • №4 –от станции метро Университет;
  • №М6 – от станции метро Нагатинская.

Маршруты очень разнообразны, выбор зависит лишь от вашего местонахождения. Но, планируя добираться до храма на общественном транспорте, нужно учитывать длительность поездки и возможность автомобильных заторов на дорогах. При неблагоприятном раскладе в дороге можно провести более двух часов.

Как видите, добраться до Храма Христа Спасителя в Москве не составит труда. Вы сможете посетить достопримечательность даже если ограничены во времени. Какой бы вариант поездки вы ни выбрали, важно лишь, чтобы дорога не утомила вас и доставила удовольствие.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-proehat-k-hramu-hrista

Храм Христа Спасителя: история, обзор и контактная информация

В Москве много церквей разных возрастов и сроков возведения. Некоторым из них не одна сотня лет, как Покровскому собору на Красной площади. Другие запомнились по драматически моментам. Постройка чуда архитектуры, посвященного Христу, по воле судьбы, происходила не один раз.

Сегодня это главный российский храм, в котором проводит службу сам Патриарх Московский, бывают иностранные гости.

Расположение и размеры

Объект расположен на Волхонке, одной из старых улиц в центре столицы. Изначально здесь были совсем другие строения, включая Алексеевский женский монастырь. По преданию, игуменья, возмущенная приказом императора освободить территорию под строительство нового объекта, предрекла ему незавидное будущее.Тем не менее, не всем предсказаниям суждено исполнится.

Высотой вновь отстроенный шедевр превзошел собор Исаакия в Петербурге на полтора метра и является самой значительным зданием русского православного мира. Говоря об описании, нельзя не упомянуть внутреннее убранство и наружную отделку, выполненную в сочетании русского и византийского стилей.

Размер главного креста – 8,5 метров. В плане объект повторяет такую же форму с шириной основания до 80 метров. К единой композиции построек относятся несколько:

  1. Верхнее. Это и есть трехпрестольный Кафедральный собор Христа Спасителя, освященный в честь Рождества Христова, Николая Чудотворца и Александра Невского.
  2. Нижнее. Здание в память о снесенной Алексеевской обители, это Преображенская церковь с тремя алтарями. Каждый посвящен отдельному событию или святому.
  3. Музей — стилобатная или цокольная часть. Здесь же расположены залы Церковного совета и собора, вспомогательные помещения.

Объем достопримечательности составляет 524 тысячи кубических метров. Внутренняя высота центрального зала достигает почти 80 метров.

История храма

Собственно, история о том, как и где был построен храм, начинается в 19 веке. Изначально в православии поддерживалась традиция закладки церквей, часовен по случаю великих побед над неприятелем, знаменательных дат.

В то время недавно завершилась кровопролитная Отечественная война, принесшая славу русскому оружию и посрамление узурпатору Наполеону. Несколько воодушевленных патриотов, включая генерала Петра Кикина, обратились к императору с прошением о закладке в городе святого здания. Для этого Александром I впоследствии был издан соответствующий манифест. Оставалось определиться с участком и архитектором, которому предстояло воплотить благородный замысел в камень.

На Воробьёвых горах

Месторасположением будущего чуда архитектуры определили Воробьевы горы. Символизм заключался в том, что здесь проходили войска французского императора: и наступая, и покидая город. Автор проекта – Витберг – профессиональным архитектором не был. Он мечтал воплотить в будущем массу смелых замыслов, создать совершенное строение, олицетворяющее связь между земным, человеческим, и духовным, божественным.

Датой основания можно считать время закладки будущего монументального комплекса. Ее произвели в октябре 1817 года, в 5-летний юбилей изгнания захватчиков. На церемонии присутствовали император Александр с женой, братом и матерью, а также Вильгельм – принц Пруссии, и архиепископ Августин. Смету расходов утвердили через 5 лет, в 1820 году. Еще через 12 месяцев получили разрешение на начало земляных работ.

Поначалу стройка шла активно, но по прошествии 7 лет не удалось завершить даже нулевого цикла. Одной из причин злополучного строительства комплекса Спасителя называют неопытность Витберга, отсутствие должного контроля. В 1825 году стройка была окончательно заброшена.  Новый император, Николай, назначил комиссию для разбирательства и принятия решения по долгострою.

На Волхонке

По ряду причин, среди которых озвучивалось слабое основание, от строительства на прежнем месте отказались. Нового архитектора, а им стал Константин Тон, назначили без конкурсного отбора, по велению императора Николая I. Самодержец единолично выбирал участок.

В ходе подготовки к строительству были скуплены постройки на Волхонке, в том числе и женский монастырь. Решение было непростым, поскольку обитель являлась историческим памятником, насчитывала 100 лет существования. По широко распространенному преданию, с этого и начались все злоключения, выпавшие на его долю.

В 1832 году обновленный проект строения утвердили. Комиссию для контроля работ возглавил тогдашний генерал-губернатор – князь Дмитрий Голицын. Через 5 лет начали рассчитывать выделенные казенные денеги: стали рыть котлован, приступили к закладке фундамента.

Торжественная церемония, посвященная основанию святыни, состоялась в 1839 году, в присутствии царственных особ и духовных пастырей. С первоначального места перевезли закладный камень. На нем укрепили позолоченный знак в форме креста с высеченными именами членов комиссии, а также надписью, объясняющей причины возведения храмового комплекса.

Строили Спасителя не быстро, почти 45 лет. В 1841 году закончили возведение цокольной части, через 20 лет убрали наружные леса. Отделка заняла еще 2 десятка лет, в росписи участвовали известные русские художники: Суриков, Крамской, Верещагин.

Признание будущего архитектурного чуда ознаменовалось присвоением в 1880 году комплексу имени Кафедрального собора в честь Христа Спасителя. Предстоящие работы по устройству ландшафта предполагали площадь перед ним и планировку набережной.

Дело умершего Тона продолжил Александр Резанов, ученик и сподвижник архитектора.

В 1883 году помещение освятили. Событие торжественно отметили звоном на колокольнях всех церквей города, при этом присутствовали царственные особы, митрополит.

Он стал самым вместительным в масштабах Москвы и России, узнаваемым символом православной веры.

Разрушение

Трагический период храмового комплекса связан с советской эпохой. Как ни странно, здание благополучно перенесло Гражданскую войну и последовавшее богоборчество.

В 30 годах 20 века столичные архитекторы, полные смелых идей, планировали досконально изменить облик мегаполиса, возвести новые строения и избавиться от тягостного наследия прошлого.

В стиле тогдашнего монументального гигантизма планировалось возвести высотный дом с опиранием на оба берега Москва-реки. Объект мешал тем, что в этой зоне планировалось заложить фундамент будущего колосса.

Разрушение произошло не сразу, как утверждают очевидцы событий. Даже среди приверженцев идей строительства коммунизма не все однозначно восприняли уничтожение главного святого места Москвы, России. Пример тому – стихи активного пропагандиста нового порядка, поэта Демьяна Бедного:

«Дошло: дерзнул безбожный бич:

«Христа Спасителя» – в кирпич».

Воссоздание

После смены режимов, переосознания идей православия в современной России было решено начать строительство вместо существующего бассейна. В декабре 1990 года был укреплен краеугольный камень, а через 2 года началось поступление средств из разных источников, включая частные и государственные.

Архитекторы стремились максимально приблизиться к первоначальному проекту. Новое строение возвели в 2 уровнях, разместив в цоколе церковь Спас-Преображения. К концу тысячелетия работы были завершены, на Рождество, в 2000 году в нем отслужили литургию.

Особенности и внешнее оформление

Архитектура, стараниями строителей и реставраторов максимально приближена к первоначальному замыслу, насколько его удалось восстановить в современных условиях. Обновленный ансамбль, как и задумывалось, посвящается героям, проявившим себя в Отечественной войне 1812 года. Это повторение стиля обетного храма, как того требовали каноны русского духовного зодчества.

В нижнем коридоре отражены памятные по военным баталиям события. Это высочайший манифест, объявлявший о нападении французов в Россию, который расположен слева от западного входа. Там же располагается Воззвание к народу о создании ополчения. Более 70 мраморных досок кратко повествуют о битвах русских с французской армией: место, историческое название, дата, количество погибших и поименные списки раненых солдат и офицеров.

Восточная стена продолжает исторический экскурс. На ней находятся манифесты – с благодарностью народу и дворянству, об изгнании захватчиков с русской земли. Но повествование в камне на этом не заканчивается: далее посетитель узнает о битвах за пределами России, взятии Парижа и низвержении узурпатора.

Интерьеры

Немало времени и сил отдали реставраторы, художники обустройству внутреннего убранства главной церкви. Большую часть пространства, интерьера составляют орнаменты. На них истратили более полусотни килограмм специального сусального золота.

Галереи – основа внутреннего пространства здания. Их оформлением занимался Василий Нестеренко, создавший художественные сюжеты «Крещение Господне», «Вход в Иерусалим».

Над разработкой приделов Святого Николая и Александра Невского трудились независимые художники и руководители – Сергей Репин и Александр Быстров. Воссоздать утраченные иконы помогли специалисты из творческой группы «Арт-храм», реставрационного межобластного центра.

Благодаря единому душевному подъему, воодушевлению скульптуры и живопись оформили к концу тысячелетия, в 1999 году.

Изнутри, на своде, по замыслу художников, находятся изображения Саваофа, Богоматери и Спасителя, а также святители. Младенец Иисус воплощен в образе голубя возле фигуры Саваофа. Руководил росписью Зураб Церетели. Пилоны посвящены описанию земного существования Христа. Это панно «Преображение» и «Вознесение», выполненные под началом Виктора Бакшаева.

Зал церковных соборов в цоколе предназначен для одновременного размещения более 1000 человек. Концептуально в нем сочетаются изображения, повествующие об истории человечества. Основой оформления является сложная мозаика во флорентийском стиле.

На входе расположены Райские кущи, представленные живыми растениями из разных уголков Кипра и Афона. На потолке создан свод небесный, словно парящий над пребывающими в зале. Другого подобного помещения нет ни в одной церкви.

В аллегорическом смысле оформление центральной обители олицетворяет Соборность православия.

Святыни и мощи

В нем хранятся ризы Христа и Богородицы, фрагменты святых мощей Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и других.Здесь можно увидеть чудотворные лики Богоматери — Владимирской и Смоленско-Устюженской, уникальные картины кисти Василия Верещагина.

В 2004 году сюда перевезли мощи московского митрополита Филарета. В святое место регулярно привозят и выставляют на обозрение верующим мировые реликвии.

Музей церковного искусства

В храмовом комплексе действует музей, позволяющий паломникам и обычным посетителям понять этапы развития христианской культуры, искусства. Здесь находятся древние иконы, выполненные в разных стилях, – от фаюмской живописи в оригинальной технике до современных образцов.

Многообразие видов иконописи поражает. Встречаются одно- и двухсторонние, походные, складные образа. Представлены даже специальные минеи, имевшие хождение в Средние Века. Так называли лики святых, соответствующие определенному месяцу, когда им поклонялись. Доступ в музей открыт ежедневно.

Деятельность

Святыня относится к полноценным действующим объектам. Службу проводит патриарх Московский и всея Руси. Фактически эта недвижимость принадлежит городскому правлению, но передано в бессрочное пользование РПЦ. Храмовый комплекс имеет важное значение для культурной, религиозной жизни столицы и России, выполняя функции музея, зала советов, заседаний и собора для богослужения одновременно.

Общественные события

В главном зале регулярно проводят отпевания известных россиян, общественных деятелей, политиков, музыкантов, актеров. В числе их были Владимир Солоухин, Георгий Свиридов, Борис Ельцин, Мстислав Ростропович, Игорь Моисеев, Вячеслав Тихонов, Елена Образцова.

В 2004 году в комплексе состоялся совет, результатами которого явились принятие эпохальной канонизации некоторых святых, возобновление контактов с заграничным ответвлением РПЦ. В 2008 году здесь отпевался почивший патриарх Алексий II. В 200-летний юбилей победы над Наполеоном в нем прошли торжества, посвященные этому событию.

Источник: https://GoZakordon.com/europe/russia/xxc

Как найти храм Христа Спасителя? Метро, адрес, как доехать :

25 декабря 1812 года было днём окончательной победы русского народа над захватнической армией Наполеона. В этот славный день император России Александр Первый издал Высочайший указ святейшему синоду, устанавливавший этот день великим праздником «избавления Церкви и державы Российские» от нашествия галльских врагов. Этой датой также был подписан Высочайший манифест о построении Церкви Спасителя Христа в столице.

Согласно замыслам царя, в разрушенном в то время военными действиями городе должен был вознестись ввысь величественный памятник «верности и любви к Вере и Отечеству», а также сердечнейшей благодарности к «Промыслу Божию», что защитил от погибели Россию-матушку и спас её от нападок врагов иноземных. Именно так историческая справка даёт информацию о том, как появилась идея воздвигнуть храм Христа Спасителя в Москве.

Проекты

Два года спустя уточнили требования к проекту: было решено провести открытый конкурс на проектирование и строительство кафедрального собора в течение 10-12 лет. В первом международном конкурсе приняли участие проекты А. Витберга, Д. Кварнеги, А. Стасова, а во втором — Ф. Шестакова, А. Татищева, А.

Кутепова, а также многих других известных в то время архитекторов. По результатам первого конкурса был выбран проект Карла Виберга (А.Л. Витберга), но процесс возведения затянулся, а денежные средства частично ушли на сторону, к недобросовестным подрядчикам, за что лично поплатился сам автор проекта.

По второму этапу конкурса Николай Первый самолично утвердил архитектором К. Тона.

Строительство

Строился храм Христа Спасителя в Москве почти 44 года, начиная с закладки первого камня 10 сентября 1839 года по 26 мая 1883 года, когда строение было освящено митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым). Место под возведение было выбрано на Чертолье (Волхонка).

Площадка на Воробьёвых горах, где первоначально планировалось возвести церковь, оказалась слаба грунтом и недостаточно надёжна почвой.

Поэтому из-за переноса места строительства знакового сооружения пришлось даже разобрать обосновавшийся там Алексеевский монастырь (женский) и перенести его на новое место (в Красное село).

Золотые годы

С момента освящения храм активно влился в культурную и церковную жизнь столицы. Служба в храме Христа Спасителя велась людьми высоких санов. Здесь проводились торжественные коронации, юбилеи и всенародные праздники. Собственный хор при церкви насчитывал 52 человека.

Он исполнял произведения и увертюры известных композиторов. Голоса Ф. Шаляпина, К. Розова заполняли храм Христа Спасителя.

Метро в то время ещё не было спроектировано в столице, поэтому люди добирались до места проведения торжеств на перекладных, на московском трамвае или на конке (конно-железной городской дороге).

Дворец Советов

13 июля 1931 года по результатам заседания ЦИК СССР под предводительством М.И. Калинина было принято решение о строительстве всесоюзного Дворца Советов на месте памятника архитектуры. Заседание ЦИК постановило снести храм Христа Спасителя.

Метро «Дворец Советов» было запущено и открыто для пассажиров 15 мая 1935 года, одномоментно с пуском первой линии столичного метрополитена. Имя станции было дано с учётом последующего возведения в этом месте главной московской сталинской высотки.

5 декабря 1931 года храм был взорван двумя последовательными взрывами, так как после первого он устоял на месте. Для разбора обломков церкви потребовалось почти полтора года. Однако Дворец Советов так и не был возведён. Планам коммунистов помешала начавшаяся внезапно Великая Отечественная война.

Металлоконструкции под фундамент грандиозного строения были пущены на противотанковые ежи. В 1956 году проект окончательно свернули, а спустя четыре года на этом месте открыли самый большой открытый плавательный бассейн в столице «Москва», который просуществовал до 1994 года.

Возрождение

В 2000 году вновь был освящён и открыл свои двери для жителей столицы заново отстроенный по проекту М. Посохина, А. Денисова и З. Церетели храм Христа Спасителя. Метро «Дворец Советов» было переименовано в «Кропоткинскую» ещё осенью 1957 года, почти сразу после того, как закрыли проект.

Станция расположена в непосредственной близости от комплекса, а часть её вестибюлей выводит пассажиров прямо к самому строению. На территории храма располагается клуб православной молодёжи «Соборяне», а также воскресная школа для детей и взрослых. Преображенская церковь, возведённая как память об Алексеевском женском монастыре, была построена на территории, где располагается храм Христа Спасителя.

Часы работы её, как и большинства церквей: утром с 08:00, днём с 14:00 или 15:00 и вечером с 17:00. Именно в это время начинаются богослужения.

Настоящее время

Комплекс храма вмещает в себя также помещения стилобатной части. В этом семнадцатиметровом сооружении располагается музей, залы приёма церковных делегаций и трапезные, состоящие из пяти больших залов для проведения праздничных и благотворительных мероприятий.

Стилобатная часть занимает практически всю площадь территории, где возведен храм Христа Спасителя. Метро «Кропоткинская» подводит подземные рукава вестибюлей прямо к главному входу на его территорию и к скрытым помещениям. На территории храма, за редким исключением, ежедневно проводятся богослужения.

Исповеди, литургии, вечерни, утрени, молебны и всенощные бдения проводятся как в Преображенской церкви, так и в самом храме, на территории комплекса, известного как храм Христа Спасителя. Часы работы его гибки и подстраиваются под проведение служб.

Обычно комплекс открывает свои двери к семи утра, а вечером закрывается после ухода последнего прихожанина, однако официальный его график: с понедельника по воскресенье, с 08:00 до 20:00. По большим праздникам вход в храм открыт круглосуточно.

Храм Христа Спасителя. Как добраться на метро

Комплекс располагается по адресу: 101000, Россия, Москва, улица Волхонка, дом 15. При поездке на автомобиле надо выбрать первый съезд с Бульварного кольца направо, если ехать от Пречистенской набережной. От метро «Октябрьская» оранжевой ветки по улице Большая Якиманка можно дойти до Патриаршего моста, который перекинут через реку Москву и соединяет в том числе и остров Балчуг с берегом, где расположен храм Христа Спасителя.

«Как проехать на метро?» — вопрос, который не должен вызывать трудностей у современного туриста. Надо лишь сделать пересадку на красную ветку московского метро и сойти на станции «Кропоткинская». В случае если ваша линия метро не имеет прямой пересадочной станции с Сокольнической, можно воспользоваться Кольцевой линией метро и сделать переход на станции «Парк Культуры» или «Комсомольская».

Стация «Кропоткинская» находится внутри кольца, а указатели на перроне укажут вам нужный выход.

Источник: https://www.syl.ru/article/210112/new_kak-nayti-hram-hrista-spasitelya-metro-adres-kak-doehat

Будет ли станция метро Храм Христа Спасителя?

Вот уже полтора десятка лет прошло с тех пор, как в центре Москвы был восстановлен на своём месте кафедральный собор Русской Православной Церкви. В сталинскую эпоху он был снесён, и площадка была зачищена под бредовый архитектурный проект Дворца Советов, который так и не был осуществлён.

Но сегодня москвичи уже успели привыкнуть к тому факту, что на своём законном месте стоит храм Христа Спасителя. Станция метро «Кропоткинская», которая расположена напротив него, стала своеобразным завершением символической «дороги к храму».

Каждый день через неё проходят прихожане храма и просто любопытные.

Храм Христа Спасителя, метро «Кропоткинская»

Это место на Бульварном кольце и раньше было довольно популярно. А с открытием восстановленного храма оно превратилось в одну из главных достопримечательностей столицы. Побывать здесь в обязательном порядке считают необходимым те, кто попадает в Москву впервые. «А какая станция метро «Храм Христа Спасителя?» — такой наивный вопрос можно услышать не так уж и редко.

Как-то так уж представляется в простонародном сознании, что любая значимая достопримечательность должна иметь неподалёку станцию метро соответствующего наименования. Но в реальности не всё так однозначно. В этой части Москвы много достопримечательностей. Одной из них, в частности, является станция метро. Храм Христа Спасителя возвышается как раз напротив неё.

Это станция «Кропоткинская» Сокольнической линии Московского метрополитена. Она вступила в строй действующих в далёком 1935 году в составе первой пусковой очереди метро. Пассажиры при выходе со станции могли наблюдать как разгребаются обломки первого взорванного храма. Несомненным украшением Гоголевского бульвара стал наземный вестибюль станции в виде полукруглой ротонды с колоннадой.

Архитектура первой линии Московского метро на несколько десятилетий вперёд определила его будущий облик.

Новая станция метро Калининской линии

Ещё не все знают о том, что в недалёком будущем станция метро «Храм Христа Спасителя» может реально появиться на схеме Московского метрополитена. Она может быть обозначена на строящейся в настоящее время Калининской линии.

Новая станция войдет в состав пересадочного узла с «Кропоткинской». И всё дело в том, что её название пока ещё не определено. И вполне возможно, что на карте Москвы появится новый топоним — станция метро «Храм Христа Спасителя».

Но в настоящее время решение пока не принято.

Другие способы добраться к храму Христа Спасителя

Если запас времени позволяет совершить неторопливую прогулку по историческому центру Москвы, то было бы ошибкой упустить такую возможность. К храму Христа Спасителя ведут и другие пути. К нему можно пройти по Волхонке — одной из старейших и красивейших улиц столицы.

Прогулка начнётся от Кремлёвской стены и Александровского сада. Доехать следует до станции метро «Боровицкая». Не менее интересной может быть прогулка и со знаменитой Арбатской площади по направлению к Москве-реке по Гоголевскому бульвару.

Для этого следует выйти на станции метро «Арбатская», любой из двух имеющихся на этой площади.

Источник: https://autogear.ru/article/131/555/budet-li-stantsiya-metro-hram-hrista-spasitelya/

Что нужно знать о Храме Христа Спасителя, чтобы сойти за москвича

Главный столичный храм поражает не только своим масштабом, но и количеством мифов и легенд, которыми окутана его длинная и очень непростая история

На месте сегодняшнего Храма Христа Спасителя был и монастырь, и, собственно, храм, и Дом культуры, и самый знаменитый долгострой советских времен, и большая лужа Возможно, его судьба сложилась бы иначе, если бы изначально его построили не на месте двух кладбищ, по сути, на костях, а там, где планировали поначалу.

«Путешествие» в Чертолье с Воробьевых гор

Александр Афанасьев. Торжество при закладке храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Иллюстрация из дореволюционной книги. museum.ru

Изначально Храм Христа Спасителя должен был стоять абсолютно в другом месте – на юго-западе, на Воробьевых горах.

Именно там его задумывал построить молодой шведский архитектор Карл Магнус Витберг, известный в России также как Александр Лаврентьевич (это имя-отчество он получил при принятии православия).

Проект, одобренный Александром I, изначально также был другим: масштабнее по размеру, с колоннадой из нескольких сотен французских трофейных пушек, и фактически сооружение должно было являться тремя храмами в одном. Нижний, подземный, планировался как поминальный – для панихид по героям войны 1812 года.

Однако строительство не заладилось, а после того как всплыли хищения почти на миллион рублей (гигантская по тем временам сумма), новый император Николай I отстранил архитектора и отправил в ссылку в Вятку с конфискацией имущества. Как считают современные историки, сам Витберг вряд ли был злостным вором – скорее всего, как творческий человек, он просто плохо следил за процессом.

Проект Храма Христа Спасителя, автор — Витберг. wikimedia

Николай I решил перенести строительство поближе к Кремлю, в район, который назывался Чертолье, – впоследствии это название, в котором многие усматривали нехорошее предзнаменование, в связи со сложной судьбой Храма Христа Спасителя всплывало не раз. Не одобрил самодержец и архитектурный проект, показавшийся ему слишком сложным и «иностранным» – новый, по его поручению, разработал Константин Тон.

Храм Христа Спасителя. Фото 1903 года. wikimedia

Проклятие игуменьи

На месте постройки будущего храма еще с XVI века стоял женский Староалексеевский монастырь – и, несмотря на протесты монахинь, тот решили снести. По преданию, игуменья Клавдия в сердцах заявила: все, что воздвигнут на этом месте, не простоит и полвека. По другой легенде, она также предрекла, что на этом месте будет «лужа».

Звучали ли проклятие и пророчества в действительности – ни один историк сказать не может, но факты остаются фактами: первый Храм Христа Спасителя простоял 48 лет, а в бассейне «Москва» жители столицы круглогодично плескались тридцать с небольшим лет.

И монастырь, и храм, как оказалось, были построены на костях – при рытье котлована обнаружили два старых кладбища, одно из которых, как считают историки, было чумным.

Храм Христа Спасителя. Дореволюционное фото. wikimedia

Справка: Закладка Храма Христа Спасителя состоялась 26 августа 1837 года, в 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Строили его до 1860 года, пожертвования на строительство собирали по всей стране (выделенных из казны миллионов явно не хватало). После еще два десятилетия длились работы по его росписи и внутренней отделке. Храм был освящен 26 мая 1883 года.

Впереди планеты всей

Дальнейшую судьбу главного храма России решила революция. В конце 1920-х собор закрыли, а здание со снятыми куполами передали для оборудования Дома культуры. Однако и тот просуществовал недолго.

В июле 1931 года на заседании Центрального исполнительного комитета СССР в соответствии со сталинским Генпланом реконструкции столицы приняли решение храм снести, а на его месте воздвигнуть самое высокое здание в мире – Дворец советов, который стал бы грандиозным памятником Ленину, Коминтерну и Советскому Союзу.

Придуманная Борисом Иофаном, бывшим одним из любимых сталинских зодчих и автором проекта знаменитого «Дома на набережной», гигантская башня, которую впоследствии окрестили «вавилонской», должна была иметь высоту более 400 метров и заканчиваться такой же гигантской статуей вождя революции.

Вначале стены храма пытались разобрать – не получилось. Рабочие ограничились лишь варварским разрушением скульптур (упавшие на землю ангелы без крыльев и голов представляли жуткое зрелище), уникальных барельефов и частей конструкции. Врывать Храм Христа Спасителя (это произошло 5 декабря 1931 года) пришлось дважды. После первого взрыва здание устояло.

Взрыв Храма Христа Спасителя в 1931 году. wikimedia

Разборки обломков длились почти полтора года. Уникальный мрамор пошел на отделку столичного метрополитена (называются такие станции, как непосредственно «Дворец Советов» — сегодня «Кропоткинская», «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», сегодняшняя «Театральная»), скамьи нашли свое пристанище на «Новокузнецкой».

Каменные плиты с именами героев войны 1812 года частично использовали для отделки и реставрации зданий, частично – раскрошили и посыпали ими дорожки в парках и скверах. Колокола переплавили, смытое с них с помощью химикатов золото пошло на нужды страны.

Рассказывали, что часовню-алтарь выкупила у большевиков супруга президента США Рузвельта и подарила Ватикану – но проверить это впоследствии не удалось.

«а теперь – срам»

Проект Дворца Советов. Современная 3-D реконструкция. publicdomainfiles.com

Дворец Советов планировали построить за два года. Проблемы начались уже на уровне котлована – из-за сложного и насыщенного водой грунта с трудом был заложен фундамент, основное строительство началось лишь в 1937-м.

Дальше в ход знаменитого долгостроя вмешалась Великая Отечественная война. С ее началом стало ясно, что проект вряд ли будет осуществлен. Практически готовые к монтажу металлоконструкции пустили на противотанковые ежи, путепроводы и мосты.

После Победы проект заморозили. Котлован начал наполняться водой – старожилы рассказывали, что в нем даже завелись караси. В 1958 году на месте котлована появился бассейн – по иронии судьбы, он какое-то время считался самым большим открытым плавательным бассейном в мире.

Рассказывали, что по ночам, зимой, в поднимавшихся над «Москвой» водяных парах некоторые видели образ разрушенного храма. В 1960-х ходили страшные слухи, что там якобы часто тонут люди – были разговоры о целой секте, мстившей за разрушенный храм.

А в обиход москвичей вошла знаменитая поговорка: «Сначала был храм, потом – хлам, а теперь – срам».

Бассейн «Москва», 1969 год. wikimedia

На своем месте

О том, что святыню нужно вернуть на законное место, активно заговорили в конце 1980-х. Тогда инициативная группа выступила за воссоздание храма. «Срам» наконец закрыли. В 1994 году начали строительство.

Если дореволюционный храм строили 40 с лишним лет, что в новой истории на это потребовалось лишь три года. Верхний, который большинство москвичей и гостей столицы и называет Храмом Христа Спасителя, был восстановлен в том виде, в котором его создал Константин Тон.

Под ним находится Преображенская церковь, сооруженная в память стоявшего здесь ранее женского монастыря.

Храм Христа Спасителя и Патриарший мост. wikimedia

Источник: https://www.eg.ru/society/397702/

Дорога к храму — от Крымского моста до мощей Николая Чудотворца

МОСКВА, 22 мая. /Корр. ТАСС Андрей Ермилов/. С понедельника мощи святителя Николая Чудотворца, привезенные накануне из итальянского города Бари в московский храм Христа Спасителя, открыты для поклонения всем желающим. Тысячи верующих с утра ждали своей очереди.

Корреспондент ТАСС прошел весь маршрут: от Крымского моста до храма.

Один маршрут — одна очередь

Дорога к святыне для всех начинается одинаково — от Крымского моста, который расположен рядом со станциями метро «Парк культуры» сразу двух линий — Сокольнической и Кольцевой. Прямо под мостом располагается первый пункт досмотра, от которого, собственно, и начинается очередь.

Пройдя через рамки металлоискателя и показав содержимое сумок сотрудникам полиции, паломники встают в общую очередь. Попытки обойти ее по проезжей части сразу пресекаются полицейскими, которые вежливо просят не нарушать правила дорожного движения.

Чтобы не возникала давка, очередь на всем протяжении разделена «шлюзами»: на каждом кордоне формируются группы паломников численностью около 100-120 человек. Как только одна группа проходит кордон, стражи порядка раздвигают заграждения, и новая группа занимает место только что ушедшей.

Сократить маршрут могут только паломники с нарушениями опорно-двигательного аппарата и грудными детьми. Для них организован отдельный проход на углу Волхонки и Соймоновского проезда, рядом с метро «Кропоткинская».

Молитвы, знакомства и подготовка к сессии

В очереди придется провести более четырех часов. Большинство людей читают молитвы Николаю Чудотворцу. Другие знакомятся с соседями по очереди и заводят разговоры. Тем множество: от рассказов о паломнических поездках и советов начинающим паломникам до обсуждения дачных дел и житейских проблем.

Есть и исключения. Например, девушка с учебником по физике в руках. «Я учусь на первом курсе «Бауманки», совсем скоро у нас сессия. Учиться, конечно, тяжело, и я решила попросить помощи у святого Николая. Но уповая на Божью помощь, я продолжаю готовиться к экзаменам, и, чтобы не терять времени, решила взять с собой учебник», — объяснила она.

Вопросы насущные

Конечно, за несколько часов ожидания можно проголодаться. Многие в очереди разворачивают завернутые в фольгу бутерброды, шоколадки, фрукты.

Но есть и другой вариант — на всем протяжении очереди стоят ярко-желтые палатки. Все желающие смогут подкрепиться гречневой кашей, картофельным пюре, сосисками, выпить горячего чая и кофе. Цены вполне доступные — обед обойдется примерно в 130 рублей. Здесь же стоят биотуалеты.

Если вдруг кто-то почувствует недомогание, об этом необходимо сообщить полицейским или волонтерам, стоящим вдоль очереди. Они передадут информацию, и к месту нахождения паломника сразу подъедет машина скорой помощи, которая дежурит неподалеку. Для пожилых людей предусмотрено несколько автобусов, в которых можно присесть и отдохнуть.

Последние метры к святыне

На территории храма паломникам предстоит пройти еще один, более тщательный досмотр. Вход с колющими и режущими предметами запрещен, волонтеры просят паломников отключить мобильные телефоны и другие устройства.

В храме очередь из желающих поклониться мощам сталкивается с очередью из желающих подать записки за здравие и упокой родных и близких. Они движутся навстречу друг другу, и у паломников возникает путаница, куда идти дальше. Волонтеры разделяют людские потоки и помогают сориентироваться.

Подходы к ковчегу с мощами организованы слева и справа. Организаторы просят не задерживаться. Учитывая, сколько людей еще ждут своей очереди, просьба ни у кого не вызывает возражений. Большинство три раза крестятся и прикладываются к мощам, многие прикладывают к ним крестики и иконки с ликом Николая.

Доступ к мощам будет осуществляться с 23 мая по 12 июля ежедневно с 8:00 до 21:00.

Ранее в интервью ТАСС руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Москве Александр Волков дал всем паломникам очень важный совет. По его словам, «главное, что должно быть внутри человека — это его смирение и готовность сделать некое усилие». Он отметил, что «без духовного подвига невозможен правильный результат».

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4271701

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое св в поезде ржд
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Общественный транспорт
Для любых предложений по сайту: [email protected]