Поездатая работа: 20 вопросов проводникам — Клуб «33Литра»
Беседуем с проводниками Марией Уколовой и Павлом Скворцовым
Что нужно знать перед прочтением интервью?
Маша – архитектор, Паша – автослесарь, а вместе они — проводники пассажирского вагона. В свой первый рейс ребята отправились в составе студенческого отряда проводников «Импульс». Работа так затянула, что к «обычной» жизни они не вернулись. Живут «поездатой», следуя по маршруту Санкт-Петербург – Адлер.
— Ребята, расскажите, как вы познакомились. Когда поняли, что хотите не просто быть в одном отряде проводников, а работать именно вместе?
Паша: Мы с Марией познакомились, когда проходили медицинскую комиссию. В поликлинике мы были вместе с командиром и комиссаром нашего отряда проводников «Импульс». Именно с того дня за нас и решили, что мы хорошо подходим друг другу и будем ездить вместе, в одном вагоне. Проработав буквально месяц, мы уже не хотели разделяться.
— А сейчас как? До сих пор в одном вагоне?
Маша: Сейчас чаще работаем в соседних вагонах, так удобнее.
— Работа в студотряде – это временное летнее трудоустройство. Сложно было устроиться в РЖД после того, как откатали «поездатое» лето?
Паша: Честно говоря, сложнее для нас тогда было вырваться на выходные, чтобы оформить необходимые документы.
Маша: Я до сих пор не верю, что ещё работаю в РЖД. Каждый раз мы откладывали дату отъезда во Владимир, а потом подвернулся случай повысить квалификацию и начать работать на фирменном поезде.
— Как думаете, зачем создаются студенческие отряды, когда есть обычные проводники?
Маша: Мне кажется, это выгодно всем. Студенты получают кучу новых впечатлений и возможность заработать денег, а кадровые проводники уходят в долгожданный отпуск. Плохо ли?
— Работа бойца студотряда и кадрового проводника – сейчас вы видите отличия?
Маша: В первую очередь, это разная степень ответственности. Но для меня преодоление этого барьера привёло к стабильности — одна команда, одно направление, один начальник, один поезд. Но самое главное, я знаю, когда у меня будет выходной.
Паша: Кадровики очень серьёзны, держатся за место. А что студенты? Студенты знают, что в случае увольнения, просто уедут домой и продолжат учебу. Именно благодаря этому «беззаботному» фактору, время, проведённое в отряде, становится чем-то особенным и незабываемым.
— На каком маршруте сейчас работаете? Маршрут всегда один? Не надоедает одно и то же?
Маша: Сейчас катаемся по маршруту Санкт-Петербург — Адлер, поезд фирменный, двухэтажный, всё в нём работает, что очень радует.
Паша: Даже постоянный маршрут не успевает надоесть. Ведь пассажиры всегда разные, бывают и конфликтные, правда, очень редко и быстро забываются.
— Двухэтажный поезд – последняя новинка РЖД. Чем он отличается, не считая двух этажей?
Паша: Первое принципиальное отличие — вместимость купейного вагона. Здесь 64 человека, а не 32, как в привычном составе. Второе — всё работает на протяжении всего пути следования. Это огромное счастье для проводника, как, впрочем, и для пассажиров. В каждом купе по 4 розетки, никто не стоит возле туалетов с телефоном, чтобы его зарядить.
Кстати, вагон отапливается без угля, достаточно нажать на кнопочку, и температура в вагоне будет идеальной. Нет титана с кипяточком — пассажиры приходят непосредственно к проводнику с маленьким электрическим чайником. Во многих вагонах отсутствует купе проводника, на его месте — кофейный аппарат.
А видеокамеры не оставляют курильщикам ни единого шанса нарушить запрет.
Маша: На самом деле, проводники должны работать одинаково качественно в любом поезде — и в фирменном, и в обычном. Наше обучение работе на этом поезде заключалось в изучении нового оборудования, которое существенно отличается от одноэтажных вагонов.
— Сколько в неделю/месяц у вас получается выходных?
Маша: Работаем 2/2 рейса (2 рейса откатываем, потом выходные), но скоро лето, там об отдыхе можно только мечтать.
— На здоровье такой образ жизни (прерывистый сон, питание) не отражается?
Паша: На здоровье больше всего влияет кондиционер, от него все беды и кашель в летнюю жару. Зимой вот ни разу не болели. А к прерывистому сну привыкаешь.
Желание всё бросить появлялось так часто, что подсчёты проводить так же бесполезно, как и считать километры, которые мы уже откатали.
— Желания всё бросить не возникало?
Паша: Как ни странно, такого желания не возникало. Несмотря на тяжкие моменты, которые порой сильно выбивали из колеи. Они бывают сезонно — когда много работы и мало отдыха. Бывало, катали целый месяц без передышки, но в итоге всё равно справлялись.
Маша: Это желание появлялось так часто, что подсчёты проводить так же бесполезно, как и считать километры, которые мы уже откатали. Это больше относится к моему характеру, а не особенностям работы. Но несмотря ни на что, я ещё здесь.
— Что помогает справляться со стрессом?
Маша: Сон, долгий сон и очень долгий сон — вот три кита, на которых опирается моя стрессоустойчивость. А по дому я не так сильно скучаю, во времена студенчества я бывала дома 4 раза в год, а сейчас получается даже чаще.
Паша: Сейчас стресса уже не возникает. Я знаю, когда у меня выходные, а значит, спокойно буду дома. А вот когда мы отправлялись куда-нибудь вместе с отрядом, будь то парк аттракционов, пейнтбольный клуб или поход на море, — стресс снимало как рукой.
— Раньше поезд всегда ассоциировался с варёной курочкой, яйцами, свежими огурчиками. Сейчас пассажиры чаще берут в поезда лапшу или картошку быстрого приготовления. Сами вы чем питаетесь? Вагон-ресторан спасает?
Маша: Лапшу и картошку заваривает ленивая молодёжь, но «закоренелых» пассажиров с традиционной скатертью-самобранкой до сих пор большинство. Это правильно – домашнее вкуснее. Тем более мы разрешаем хранить в нашем холодильнике продукты, если это нужно.
Паша: Вагон-ресторан спасает, но это коммерческая тайна, никто не должен её знать.
— Кстати, о коммерческих тайнах. Какие зарплаты у проводников?
Маша: Зарплата зависит от многих факторов. Например, от сезона. Июль — много, февраль — мало.
Поначалу был даже лёгкий страх подходить к пассажирам. А при прохождении русско-абхазской границы было страшнее всего и даже немного трясло при виде людей в форме и с собаками.
— Расскажите о самом запоминающимся рейсе.
Паша: Оооо Помню тот рейс! Он был самым первым и самым волнительным — Санкт-Петербург -Сухум. Сдаётся мне, что таким он был у всех «импульсивных» проводников. Поначалу был даже лёгкий страх подходить к пассажирам. А при прохождении русско-абхазской границы было страшнее всего и даже немного трясло при виде людей в форме и с собаками. Но со временем все эти страхи благополучно сошли на нет.
Маша: Однозначно, первый рейс. Там было вообще всё, даже срыв стоп-крана. От волнения мы не спали и не ели 5 дней. Я, кажется, потом 3 дня отсыпалась. Но главное — новый город, страна, море, горы. Незабываемо!
— А каким был самый яркий пассажир?
Паша: Каждый пассажир — это отдельная замысловатая история. С одними бывает легко найти общий язык с первых минут поездки, а от других невозможно получить ответа на пожелание доброго утра. Бывали очень активные дети, которые разгоняли тоску уставших от жары пассажиров. Однажды ехала группа циркачей и был среди них дедушка-фокусник, который с огромным удовольствием показывал фокусы окружающим и параллельно рассказывал о вреде курения.
— Расскажите о самых интересных приметах в вагоне и у проводников.
Паша: Если возле туалета толпа страждующих, значит, второй туалет сломан, а если утром рядом с ним вообще нет пассажиров — значит, сломаны оба.
Маша: Нельзя оставлять вагонные ключи на столе — к ревизорам. А так как мы сейчас ездим в бригаде, которая работает много лет, мои ключи где только не побывали, только не на столе, хотя стол — очевидно же, самое удобное место.
Слёзы наворачиваются, когда вижу счастливые встречи у вагона. Тогда забываются все стрессы, усталость, грусть, злость.
— Вы бы хотели посвятить жизнь работе проводника?
Маша: Зачем же останавливаться на работе проводника? Можно ведь идти дальше. Поверьте, в РЖД есть куда податься. Очень часто проходит обучение проводников на разные уровни сервиса. Также можно стать начальником поезда, инструктором. Одно «но» — по собеседованиям и согласованиям придётся побегать.
— Мыслей о работе стюардессой/стюардом не было? Это сложнее? Или небо так не манит?
Паша: Пассажиры как-то предлагали нам с Марией идти работать на самолёт, им же виднее. Но с нашим ростом под 2 метра, думаю, там не совсем комфортно.
— Вы уже побывали во многих местах России. А куда ещё хочется съездить?
Паша: Конкретное место сложно назвать. Да что там место, мне даже страну выбрать трудно! Побывать хочется везде, где есть хоть небольшой природный уголок. Особенно могу выделить Карелию с её сказочными местами.
Маша: На самом деле мы так мало где были В основном, это южные направления. А манит меня Урал, Сибирь и Дальний Восток.
— С чего начинается Родина?
Маша: Со встречи. Слёзы наворачиваются, когда вижу счастливые встречи у вагона. Тогда забываются все стрессы, усталость, грусть, злость.
Фотографии из личного архива Марии Уколовой и Павла Скворцова
Источник: https://33litra.club/poezdataya-rabota-20-voprosov-provodnikam/
Зарплаты проводников пассажирских поездов
Пассажиры поездов, общаясь с персоналом железной дороги, задумываются о том, сколько зарабатывают проводники и что входит в обязанности людей, большую часть жизни проводящих в пути. Кому-то профессия кажется романтичной и интересной. Однако мало кто задумывается о том, что работа проводника предполагает не только путешествия, но и ответственность, и массу обязанностей, для выполнения которых нужно обладать рядом качеств.
Проводник — профессия для тех, кто любит путешествия и яркие впечатления
Вернуться
Что входит в обязанности проводника
Прежде чем разбираться в вопросе, что представляет собой зарплата проводника пассажирского поезда, нужно понять, за что собственно платят. обязанность ответственного за вагон — обеспечивать пассажирам комфортный и беспроблемный проезд в течение пути следования. Помимо этого, в обязанности проводников входит:
- контроль посадки и высадки пассажиров;
- проверка билетов и документов;
- предоставление гражданам информации о том, что поезд прибыл в их точку назначения;
- ответственность за санитарное состояние вагона;
- предоставление пассажирам напитков, чая, постели и т. д.;
- обеспечение порядка во вверенном вагоне и, в случае необходимости, вызов вышестоящих сотрудников.
Перечислены лишь основные обязанности проводников. Особенность профессии в том, что в пути нередко возникают непредвиденные ситуации. Часто приходится быстро принимать решения и действовать по обстоятельствам.
Проводник отвечает за безопасность пассажиров своего вагона
Вернуться
Чтобы стать проводником в России, нужно иметь профильное образование не ниже средне-специального уровня. Соискатели проходят собеседование в одном из отделов РЖД, после чего принимается решение и даётся ответ.
Самое сложное в жизни проводника пассажирского вагона — необходимость длительного нахождения вдали от дома. В таких условиях сложно строить личную жизнь, продолжать учёбу, ходить в спортзал и т. д. Многие чувствуют себя оторванными от нормальной жизни. Не говоря уже о том, что сложно соблюдать график питания, высыпаться и в целом следить за здоровьем.
Трудна работа на маршрутах с большой протяжённостью. В России таких маршрутов много, так как страна наша протянулась на 1000 км. Работников таких поездов после возвращения из рейса предоставляется возможность побыть дома с семьёй. Однако есть норма времени в пути, которую нужно соблюдать. В противном случае это негативно скажется на заработной плате.
Кстати, проводники, которым по долгу службы приходится пересекать границы других государств, имеют доходы выше.
Что сегодня предлагает работодатель соискателям на должность «проводник пассажирского вагона» в разных городах
Вернуться
Что влияет на заработок проводника
Доходы представителей профессии отличаются. На них влияют:
- дальность следования поезда;
- принадлежность поезда к определённому классу;
- сложность пути;
- сезонность;
- количество отработанных суток, а также количество отработанных часов в ночное время;
- стаж работы.
Чтобы ответить на вопрос, какая заработная плата у конкретного проводника, нужно сопоставить всё вышеперечисленное.
Вернуться
Из чего складывается доход проводника
У каждого проводника, работающего на обслуживании пассажирских поездов, есть фиксированная ставка. Получить её можно, если выполнить месячную норму часов. В 2019 году эта норма составляет 176 часов. Если работать меньше, соответственно будет уменьшен и оклад. Большинство проводников, работающих на российском железнодорожном транспорте, отрабатывают больше часов, чтобы получать больше денег.
Что влияет на уровень доходов проводников
Помимо оклада, проводники получают:
- бонусы;
- премиальные;
- доход от неофициальной пересылки посылок граждан.
Железная дорога предоставляет сотрудникам льготы. К ним относится и возможность бесплатно ездить на поездах РЖД. Кроме того, сотрудникам сферы положены льготы, предусмотренные федеральным и муниципальным законодательством России. Это:
- выплата в виде материальной помощи отправляющимся в отпуск;
- компенсационная выплата при увольнении;
- пенсионеры РЖД могут раз в году путешествовать на поезде компании бесплатно (радиус 150 км);
- пособие на второго ребёнка и последующих детей;
- пятидневный оплачиваемый отпуск молодожёнам и молодым родителям;
- единовременное пособие на рождение малыша;
- ежемесячная доплата к пособию на малышей до 3-х лет.
Часть социального пакета работников РЖД
Это лишь часть преференций, на которые могут рассчитывать проводники.
Чтобы привлечь на работу новых сотрудников, РЖД вынуждена создавать для них максимально приемлемые условия.
Вернуться
Средняя зарплата проводников России
На начало 2019 года средняя зарплата представителей профессии составила 25 000 рублей. Сравните со средними доходами в России. Это не означает, что все проводники зарабатывают столь незначительные деньги. К примеру, если устроиться в вагон Сапсана, можно в месяц получать минимум 35 000 рублей. Зарплатный максимум без учёта положенных льгот, доплат и надбавок – 45 000 рублей. Посмотрите сколько получают представители разных профессий в ОАО РЖД.
Средняя зарплата колеблется в большую и меньшую стороны. Минимум на сегодняшний день равен 12 000 рублям, максимум – 45 000 рублям. Получается, что такой сложный труд не особо ценится в нашей стране. Не лучше обстоят дела и в соседних государствах.
Сколько получают разные специалисты, работающие на железной дороге
Вернуться
Заработки проводников в СНГ
Отметим, что ответ на вопрос, сколько получают проводники в России и других государствах, не может быть точным, так как заработная плата привязана к отработанным часам. Для сравнения приведём показатели некоторых стран:
№п/п | Государство | Средняя заработная плата (руб.) | Минимальная заработная плата (руб.) | Максимальная заработная плата (руб.) |
1. | Казахстан | 15 260 | 12 000 | 19 500 |
2. | Украина | 12 200 | 5 300 | 18 000 |
3. | Беларусь | 12 500 | 6 000 | 19 000 |
Увы, при сравнении заработков россиян, работающих на железной дороге, с доходами их коллег в ближайших странах, можно сделать вывод, что гражданам России повезло. Украинцы, белорусы и казахи зарабатывают вполовину меньше. Примерно также обстоят дела и в других странах СНГ.
Доходы проводников в странах ближнего зарубежья
Вернуться
Проводники о своей работе
Даже если вы не планируете работать проводником, вам будет интересно почитать отзывы представителей профессии о том, как им работается. Уже скоро вы сделаете вывод, что проводники — интересные позитивные люди, не лишённые чувства юмора. В сети много захватывающих историй, произошедших с ними в пути.
Даже негативные стороны профессии описываются с юмором. Оказывается, проводникам приходится делать план по продаже чая и сахара. Если план не выполните, заплатите из зарплаты. Ревизорам, которые подсаживаются по дороге, приходится платить взятки.
Не стоит забывать и о том, что в посылках, передаваемых гражданами, могут находиться запрещённые предметы. К примеру, наркотики. За героин, спрятанный в банке с вареньем или салом и найденный при проверке, уголовную ответственность понесёт проводник. Информацию о таких «нежданчиках» также можно найти в отзывах никогда не унывающих проводников.
Интересное видео. Профессиональные секреты проводника пассажирского вагона. Рекомендуем посмотреть.
Если вы работаете проводником, то обязательно напишите свое мнение о зарплатах и работе в комментариях под этой статьей. Оно будет очень интересно для всех читателей.
Источник: https://VisaSam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-provodnika.html
Обязанности проводника РЖД
Каждый раз, отправляясь в путешествии на пассажирском поезде, невольно задаешься вопросом: что же входит в круг обязанностей проводника РЖД? Ведь это именно тот человек, который встречает пассажиров на перроне, сопровождает их на протяжении всей поездки и провожает по прибытию на конечную станцию маршрута. Поэтому так важно знать, что можно требовать от проводника, а что вовсе не входит в сферу его деятельности.
Обслуживание пассажиров
Создание комфортных условий для проезда граждан – вот главная прерогатива тех, кого мы называем проводником. Поэтому их основные обязанности связанны именно с оказанием услуг пассажирам. В их число входит:
- контроль проездных и личных документов пассажиров в начале пути следования;
- физическая помощь при посадке тем людям, кто не может занять или найти своё место самостоятельно;
- раздача постельных принадлежностей и полотенец в начале поездки, а также их сбор за полчаса до выхода пассажира из поезда;
- по просьбе проводник может и расстелить постель, в первую очередь делая это для путешествующих с малышами, людей в возрасте или с ограниченными возможностями;
- предложение к покупке горячих и холодных напитков, а также прочего ассортимента продовольственных товаров, для этого проводники обязаны трижды за день обходить каждое купе. В любое другое время пассажиры могут самостоятельно обратиться в купе проводника за необходимым товаром;
- если кто-то в вагоне попросит принести ему щётку для обуви или одежды, а также настольные игры, проводник обязан будет принести всё это к месту обратившегося;
- поддержание высокой температуры горячей воды в котле;
- проверка постоянного наличия холодной воды;
- обеспечение тишины в вагоне в ночное время суток, которое начинается за час до полуночи и длится до 6 часов утра;
- приглашение обслуживающего персонала из вагона-ресторана для принятия от пассажиров заказа;
- подъём граждан после сна ориентировочно за полчаса до их выхода в пункте назначения.
Обслуживание вагона
Для того чтобы время проведённое в поезде было комфортным и приятным для каждого путешественника, у проводников есть и ряд должностных обязанностей, которые направлены на наведение порядка и чистоты на подведомственной им территории:
- каждые 12 часов производить влажную и сухую гигиеническую уборку в местах общего пользования и в купе;
- через каждые 6 часов прибираться в каждом тамбуре и санузле;
- ежечасно восполнять в санузлах запас гигиенических расходников: мыла, бумаги, одноразовых бумажных полотенец;
- собирать отходы и мусор, избавляться от них на специальных станциях;
- протирать чистой влажной тряпкой ручки в тамбурах перед каждой остановкой на станциях по ходу движения состава;
- контролировать видимость и читаемость табличек, на которых указаны номер поезда и вагона, а также маршрут его следования.
В холодное время года, особенно зимой, обязанностей по обслуживанию вагонов и тамбуров становится чуть больше. К ним добавляются следующие:
- поддержка оптимальной температуры в вагоне;
- чистка тамбуров от снега и ледяных наростов;
- в целях предотвращения замораживания сливов сантехники, обдавание их кипятком по мере необходимости;
- перед заправкой воды счищать снежные и ледяные наросты с заправочной трубы;
- очистка от снега ходовых деталей поезда на каждой длительной стоянке состава.
Иные обязанности
Естественно, что проводник просто обязан выглядеть опрятно и быть приветливым с каждым пассажиром. Это не всегда даётся легко, ведь у них очень много работы и случаются недосыпы.
Те, кто путешествует с детьми или сопровождает маломобильного гражданина, вправе обратиться с просьбой к проводнику в любой момент. В силу своих возможностей он обязан оказать помощь.
Кроме того, проводники несут материальную ответственность за всё то, что есть в вагоне. Украденная посуда или постельное бельё, испорченные шторы, сидения, унитазы, стены и прочее ремонтируются и восстанавливаются за счёт зарплаты проводников.
Как видите, у проводников немало работы, поэтому постарайтесь относиться к их труду с максимальным уважением.
Источник: https://rzd-online.ru/novosti/obyazannosti-provodnika-rzhd/
✈ Что едят в поезде проводники: рассказывают работники РЖД
Профессия проводника поезда часто романтизируется: рейсы дальнего следования, мерное покачивание вагонов и новые ландшафты за окном. Но у любой карьеры есть такие моменты, о которых обычно не говорят.
Один из таких «производственных моментов» — что едят проводники в пути? Пока пассажиры неспешно разворачивают гостиницы или заваривают лапшу, чем обедать работникам РЖД?
Проверить билеты, раздать постельное белье, предложить чай и фирменную продукцию пассажирам — это только видимый фронт их работ. В перерыве между заботами нужно не забыть и о себе. Что же едят проводники?
Лапша быстрого приготовления
Этот вариант, конечно, представляется наиболее прагматичным. Коробочки или пакетики с сухой лапшой или пюре удобно перевозить, продукт не портится и готовить его легко и быстро.
Однако, во-первых, проводник рискует заработать проблемы с желудком, постоянно питаясь такого рода обедами. Во-вторых, профессионал несет ответственность за пассажиров и не может рисковать собственным здоровьем.
Если от такой пищи ему станет плохо на маршруте, он подведет не только себя, но и десятки людей, едущих на поезде.
Вагон-ресторан
Кто-то хвалит, кто-то хаит. Еда в вагоне-ресторане по некоторым оценкам не вкусная и слишком дорогая. Наверняка сказать можно лишь то, что никаких скидок для работников РЖД там не делают, да и сам вагон-ресторан есть не в каждом поезде. Но пользоваться кухней вагона-ресторана можно с успехом. Договориться с поваром и одна конфорка переходит на некоторые время в распоряжение проводника.
Если работник РЖД принесет свои продукты, то он сможет приготовить себе горячий обед. «Занимаешь на 15 минут конфорку и вуаля, еда готова. Конечно, курицу запекать никто не даст, но картошку с лучком пожарить — милое дело.», — рассказывает проводник Андрей. Иногда проводники берут с собой миниатюрные газовые плитки. Они обычно влезают в чемодан и, в принципе, являются отличной альтернативой в путешествии. Только вот в поезде их использование запрещено.
Открытый огонь представляет огромную опасность, возгорание в вагоне может привести к фатальным последствиям. Проводник Иван напоминает, что в некоторых вагонах предусмотрена печь СВЧ, которой, конечно, тоже можно воспользоваться.
Проводница Ольга поделилась опытом: «Там, где в поезде находится котел, есть маленькая печка — сухотопка. Там, если захочешь можно даже суп сварить». Также девушка рассказала, что сохранить продукты в поезде без холодильника поможет уголь.
«В боковом кармане (где лежит уголь), можно хранить хорошо упакованные продукты, там прохладно».
Рацион проводников, конечно, не сильно отличается от меню остальных людей. Проблема заключается лишь в том, что еда должна хорошо храниться и терпеливо «ждать», пока сотрудники РЖД возьмут обеденный перерыв.
2
Источник: https://www.biletik.aero/handbook/blog/poezda/chto-edyat-v-poezde-provodniki-rasskazyvayut-rabotniki-rzhd/
Однажды Anews в подробностях рассказывал о закулисных фишках аэропортов, скрытых от глаз простых пассажиров. А теперь мы предлагаем познакомиться с секретами самого романтичного наземного транспорта — поездов дальнего следования. О том, что происходит в вагонах, пока путешественники отдыхают под стук колес, рассказали сами проводники, бывшие и настоящие.
Приведенные в тексте цитаты взяты с форумов и из соцсетей.
Есть ли у проводника свой «секретный душ»?
Некоторые думают так: раз у проводника есть свое собственное купе, значит, должен где-то быть и специальный санузел. В самом деле, не может ведь проводник весь рейс обходится без душа?
Оказывается, еще как может.
«Никаких душевых нет. Моются все, как могут».
«Нету никакого душа. Даже больше: нет никаких условий, только твоя койка в лучшем случае, а может, и одна на двоих с напарником. Что до душа: берешь 2-х литровую бутылку с теплой водой и закрываешься в сортире — зимой, а летом — в этом же сортире есть шланг-душ за зеркалом».
«Знакомый ехал до Красноярска, с Москвы, хотел помыться, а проводница дала ему шланг и отправила в туалет, говорит, подключите к крану и будете мыться, а вода сама стечет, там дырка ведь есть в туалете! Так они и моются».
А чистый ли туалет?
В должностные обязанности проводника, помимо всего прочего, входит поддержание чистоты вагона. В том числе — мытье туалета. С последним, если верить признаниям железнодорожных служащих, не все так просто.
«Про «драить туалеты» рассказать хочу. Я их не мою. Просто набираю в ведро кипяток, добавляю белизны и заливаю его: лью и на стены, и на унитаз, и на пол. Когда вода сольется, а стены высохнут, туалет чист».
«Загорелся? Рви стоп-кран, никто не заругает»
На станциях, где поезд стоит более пяти минут проводники не только следят за тем, чтобы пассажиры не разбрелись далеко и оповещают об отправлении поезда, но и ощупывают некоторые места под составом. Может показаться, что ничего особенного не происходит. Однако на самом деле эта процедура — одна из самых ответственных за все путешествие.
«Пока народ точит лясы на перроне, проводник проверят буксы на ощупь. Все нормально — курим, горячая — докладываем начальнику поезда. Если непорядок — дальше работают вагонники».
Если заглянуть в купе проводника можно увидеть на стене вот такой щит. Здесь, помимо множества разных лампочек-индикаторов, есть одна, которую сами проводники называют зеницей ока. Именно она может «дать указание» резко дернуть стоп-кран, перепугать и одновременно спасти всех пассажиров.
«На щите много тумблеров, лампочек, счетчиков. Напряжения батареи, свет, титан, вентиляция Но есть одна главная лампочка — СКНБ (Сигнал Контроля Нагрева Букс). Зеница ока для проводника. Загорелась? Рви стоп-кран. Никто не заругает».
«Услышал один звук — пиши пропало»
Еще один момент по теме безопасности. Оказывается, проводники временами вместе с пассажирами тоже прислушиваются к стуку колес. Опытные сотрудники, если верить их же признаниям в Сети, могут безошибочно определить надвигающиеся неприятности, а именно – так называемый ползун на поверхности колеса (повреждение из-за которого создается несимметричность поверхности катания колеса).
«Если в шуме колес проводник услышал еще один звук, то это п**ец. При не правильном торможении вагона, на колесе может образоваться ровная и гладкая поверхность, чем она больше, тем больший п**ец настал. Это называется ползун, благодаря ему вагон может сойти с рельс.
Я ехал с ползуном глубиной в два миллиметра, это очень много поверьте. Я молился всем богам, чтоб поездка была удачной».
Навязчивые чай, печенье и прочие сладости
Наверняка все замечали, с каким энтузиазмом проводники разносят по вагону чайные пакетики, печенье и другие сладости, не просто предлагая, а порой даже уговаривая пассажиров сделать покупку.
Происходит это, оказывается, не от большой заботы, а из-за «продажного плана», взваливаемого на плечи проводников начальством.
«Работал проводником в 2011-2012-м. Приходилось всем впаривать эти дурацкие сувениры, которые и я сам бы не стал покупать, выполнять план по выручке за чайную и сувенирную продукцию, из расчета 25руб на одного пассажира по-моему, уже подзабыл, итого набегает сумма где-то минимум 2500 руб, что не продашь — вычитают с твоей зарплаты».
«Выдают тыщ на 3-5 всякой редко кому нужной херни. Которая стоит втридорога. Так еще и нераспроданные остатки ты по этим втридорога ценам покупаешь своим детям. Т.к. есть план по реализации чайной продукции. А вот уже пару лет и по реализации благотворительной лотереи РЖД, сим-карт и сувенирной продукции».
Ключи от всех дверей
А так выглядят служебные ключи «гранки».
Именно они, как любят шутить сами проводники, делают их властелинами вагона. Потерял ключ — готовься заплатить штраф. Правда, есть одна хитрость — купить новый вместо потерянного можно на станции с рук.
«Открыть ими можно все двери в вагоне. У проводников есть своя примета: нельзя ложить ключи на стол, иначе произойдет какая-нибудь подстава. Коли уж положил — то необходимо ключи положить на пол и наступить на них. Правда, и потерять их — как два пальца оросить. Или погнуть в двери, как у меня было. Благо на некоторых станциях у торгашей за символическую цену можно купить».
Ключи эти настолько хороши в использовании, что некоторые проводники даже после ухода из профессии с ними не расстаются — берут с собой в железнодорожное путешествие на всякий случай. Например, если захочется в туалет, когда он будет закрыт.
А есть ли «секретные» места?
Бывает, очень срочно нужно уехать, а на ближайший поезд билетов нет. По крайней мере, так говорят в кассе на вокзале, да и в системе бронирования при покупке через интернет доступные места тоже не отображаются. Значит ли это, что поезд действительно забит под завязку? Оказывается, на случай экстренной ситуации в составе все же есть несколько свободных мест. Распоряжается ими начальник поезда.
«У каждого начальника поезда есть в резерве четыре места. Для подтверждения срочности выезда пассажира нужен документ. Но в наш век телеграммы уже не шлют, поэтому верим на слово. Мне иногда приходилось выписывать и больше четырех билетов, когда люди очень просились».
Смотрите дальше: Путешествие по Транссибу: 12 «за» от британской телеведущей
Источник: https://www.anews.com/p/84149264-mesta-est-vsegda-priznaniya-provodnikov-o-sekretah-poezdov-i-rabote/
20 советов путешественникам от проводника поезда
Дмитрий Софьянников, проработавший несколько лет проводником пассажирского поезда, поделился в секретами безопасных и комфортных путешествий.
Правила, которые нужно знать
В купейных вагонах можно перевозить животных. И всё бы ничего, но я один раз видел, как на поводке везли ЕНОТА и выгуливали его на станциях.
Дмитрий Софьянников
1. Никто не хочет запоминать, что максимальный вес багажа — 36 кг на один билет в плацкарте, а сумма трёх измерений не должна превышать 180 см. Нет же, надо обязательно войти с 19 сумками, потому что «да я их разложу как-нибудь».
2. Если вы думаете, что о курении в туалете никто не узнает, — вы ошибаетесь. Вентиляция вагона устроена таким образом, что из тамбура, туалета и косого коридора весь воздух тянется в купе проводника.
На пойманных курильщиков заводится информационный лист. Первый такой лист — штраф 1 500 рублей, и в билете укажут, что вы курильщик; второй — вам просто не продадут билет на поезд.
Вейперы — это отдельная история. Вейпить в вагоне нельзя, как и курить, но находятся умники, которые «это пар, а не дым, я же не курю».
3. Сколько бы предупреждений ни писали, люди всё равно кидают бумагу в биотуалет. Вы портите жизнь сами себе: такой туалет не чинится в дороге. И так из-за одного пассажира страдает весь вагон.
Кстати, туалетом во время санитарных зон пользоваться можно, но только если вам надо умыться, почистить зубы или побриться. Проводник обязан стоять рядом и смотреть, чтобы не использовался унитаз. Однако, если приспичило ребёнку, отказывать не имеют права, но в таком случае нельзя нажимать педаль смыва.
4. Если вы решили сэкономить и не покупать постельное бельё, ваш удел — лежать на полке или гулять по вагону, потому что матрасом без белья пользоваться нельзя.
5. А вот и страшная тайна всея «РЖД»: вы можете не сдавать постельное бельё проводнику, когда выходите на своей станции. И проводник не может вас заставить отнести ему комплект белья, максимум — за полчаса быть готовым к выходу.
6. Проводнику запрещено выпускать людей на остановках поезда протяжённостью менее пяти минут. Отнеситесь с пониманием. Не нужно вот этого «да я быстро покурить». Это вопрос безопасности, так что потерпите.
7. Пить в поездах водку можно! Но не перебарщивать. Пассажира, который покажется проводнику слишком пьяным, могут высадить. Он также имеет право в принципе не пускать пассажира в вагон, если, по мнению проводника, тот слишком пьян или ведёт себя неадекватно. Будь у него даже самый дорогой билет на самое крутое место.
Техника безопасности, которую нужно соблюдать
Посылки передавать нельзя. Совсем нельзя. Даже конверты. Моему товарищу фээсбэшник подложил муляж бомбы в тамбур, замаскированный под упаковку таблеток. Чуть до увольнения не дошло.
Дмитрий Софьянников
8. Ради всего святого, не заряжайте гаджеты от розеток в вагонах! Чаще всего проводка в поездах так себе, и если от iPhone не выйдет из строя вся электрика в вагоне, то батарею себе вы точно испортите. Внешний аккумулятор — наше всё!
Хотя, справедливости ради стоит сказать, что iPhone — ещё не так страшно. Вот когда вставляют удлинитель в удлинитель, а в него несколько ноутбуков — это уже опасно. Проводники такое обычно пресекают.
9. Если вагон загорелся на скорости, он сгорит за пять минут. Соблюдайте противопожарную безопасность.
10. В вагоне поезда всегда есть аптечка. В ней находятся бинты, марля, пластырь, перчатки, йод, но нет лекарств. Поэтому всегда перед поездкой проверьте, взяли ли вы все необходимые вам таблетки, и не жалейте на это денег.
11. Проводник обязан оказать первую помощь пассажиру, которому стало плохо. Этому их специально учат, так что не стесняйтесь просить. На ближайшей крупной станции в вагон уже придут врачи и проведут профессиональный осмотр.
12. Проводник должен срывать стоп-кран только в случае угрозы жизни пассажиров. Во всех остальных случаях налагается штраф около 5 000 рублей. И даже минутный простой поезда на путях обходится в копеечку.
13. На верхней полке спать безопасно. Чтобы с неё упасть, надо очень захотеть. Для детей попросите у проводника страховочные ремни и поднимите специальный железный ограничитель на краю полки.
14. Техника безопасности — не пустой звук. Хоть за этим и следят, но каждый год происходят несчастные случаи как с пассажирами, так и с проводниками. Поэтому будьте осторожны и слушайте проводника. Все инструкции на железной дороге написаны кровью.
Комфорт, который мы заслужили
В летний период можно очень дёшево проехать на дальнее расстояние в хороших вагонах. Скидки на верхнюю полку в купе — до 50%, можно и сэкономить, и избавить себя от плацкартов, бабулек и постоянной ходьбы по вагону.
Дмитрий Софьянников
15. Третье и пятое купе — аварийные выходы, окна там не открываются. Поэтому летом там невыносимо жарко, и ничего не сделаешь, если нет кондиционера. Учитывайте это, если собрались ехать далеко.
16. Кондиционер в вагоне связан с генератором, который начинает работать только тогда, когда поезд набирает скорость больше 30 км/ч. Именно поэтому поездка по черноморскому побережью (четыре часа со скоростью 30–35 км/ч и остановками) превращалась в ад.
Вообще, в вопросе кондиционера проводник всегда на стороне пассажиров. Они такие же люди, которые едут в тех же условиях, что и вы. Если проводник говорит, что кондиционер не работает, то он не врёт.
17. В новых вагонах у проводника есть маленький холодильник. Он обязан возить в нём детское питание, если попросят, но можно договориться положить туда что-то ещё.
А вот в старых вагонах в двух тамбурах есть карманы для хранения угля. Там температура ниже, чем по всему составу. Если вы везёте, например, рыбу, можно также договориться с проводником.
18. Боковушка у туалета обладает преимуществом, которое перекрывает все недостатки, — вы всегда первый в туалет утром.
19. На некоторых составах есть услуга — душ в штабном вагоне. Стоит 100–250 рублей.
20. И самое главное: проводники — такие же люди, как и пассажиры. Если вы к ним отнесётесь по-человечески, то и поездка ваша станет более комфортной.
Источник: https://Lifehacker.ru/sovety-ot-provodnika/
20 дельных советов туристам от бывшего проводника поезда
Какой вес багажа можно провозить одному пассажиру? Стоит ли курить и употреблять спиртные напитки в вагоне поезда? Можно ли не брать постельное бельё? Как воспользоваться душем в поезде? Можно ли перевозить с собой скоропортящиеся продукты?
Обязан ли проводник заставлять брать пассажиров постельное бельё? Можно ли сохранить в пути скоропортящиеся продукты или придётся давиться консервами? Есть ли возможность сохранить на покупке купе до половины своих денег?
Свод рекомендаций, которые следовало бы знать каждому путешественнику
1. Пассажиры упорно не хотят запомнить простую вещь: масса багажа, которая может быть закреплена за одним плацкартным билетом, должна оказаться не более 36 килограммов. Но и это ещё не всё. Три измерения должны уложиться в расстояние не более 180 сантиметров. Проведите необходимые расчёты дома, чтобы не попасть в сложную ситуацию.
2. Курильщики обязательно попадутся. Вентиляция из тамбура и туалета протянута прямо в купе проводника. Курение в вагоне может обойтись достаточно дорого: штраф до 1500 рублей. К тому же информация будет занесена в базу данных, где обязательно укажут, что вам был выписан штраф за курение. Повторный “прокол” приведёт к тому, что ещё один билет вам могут уже и не продать.
Вейперы тоже не могут чувствовать себя в безопасности, так как вейпить в вагоне также запрещено.
3. Если даже развесить предупреждение на каждом квадратном метре, то непременно найдётся “умник”, который бросит бумагу в биотуалет. Подобными действиями вы не только осложняете жизнь себе, но и создаёте проблемы окружающим. Чинить такую поломку в пути никто не станет.
Но при этом персонал не имеет право запретить пользоваться туалетной кабинкой даже в том случае, если поезд в данное время не находится в санитарной зоне. Вы вправе вымыть руки и лицо, побриться и даже почистить зубы.
Но унитаз при этом использоваться не должен. И проводник должен внимательно за этим следить. Исключение лишь может быть сделано для маленького ребёнка, которому срочно захотелось пойти в туалет.
Но родители должны проследить за тем, чтобы педаль смыва не нажималась до выезда из санитарной зоны.
4. Вы совершенно спокойно можете сэкономить на постельном белье, но в этом случае использовать матрас вам тоже не позволено. Но никто не может запретить вам дремать сидя или лежать на “голой” полке.
5. Тайна за семью печатями: сдавать проводнику постельное бельё вы не обязаны перед выходом на своей станции, но подготовиться к выходу заблаговременно обязаны. А отслеживать сохранность комплектов постельного белья, комплектовать их и передавать в прачечную – всё это уже входит в обязанность самого проводника.
6. Проводник действительно имеет полное право запретить вам выходить на промежуточных остановках, где поезд стоит менее 5-ти минут. Вам следует набраться терпения, так как это важнейший вопрос безопасности.
7. Употреблять спиртные напитки в поезде можно, но важно уметь вовремя остановиться. Если проводнику покажется, что пассажир “перебрал”, то он вправе не пускать его в вагон. Ведите себя адекватно, даже если вы стали обладателем самых дорогих мест в вагоне.
Техника безопасности в вагоне для многих – это лишь пустой звук?
8. Если вы отправляетесь в дальнее путешествие, то не забудьте обзавестись вовремя внешним аккумулятором. Зарядить свой мобильник в вагоне от розетки вы попробовать можете, но переживёт ли телефон эту подзарядку? Это важный вопрос, так как электрика в каждом вагоне по-своему уникальна. Испортить свеженький аккумулятор в телефоне можно за пару мгновений.
Но особенно впечатляют люди, которые пытаются подключить к “хиленькой” розетке сразу несколько удлинителей, а уже к ним подпитать несколько ноутбуков и планшетов. Подобная процедура достаточно опасна, так что будьте готовы, что проводники вскоре вмешаются.
9. Небольшой огонёк превратится в огромный пожар в вагоне на скорости за пару минут. Противопожарную безопасность важно и нужно неукоснительно соблюдать.
10. В вагоне вы сможете найти уменьшенный вариант обычной аптечки. Там вы без проблем отыщете пластырь, марлю, бинт, йод и даже стерильные перчатки. Но в этих аптечках запрещено хранить лекарства. Если вы не позаботитесь сами о себе перед поездкой, то вам придётся “идти на поклон” к другим пассажирам, которые расщедрились на покупку нужных препаратов.
11. Проводник не обязан иметь полноценного медицинского образования, но оказать первую помощь своим пассажирам обязан. Когда кому-то стало плохо, как можно быстрее разыщите проводника. Как только поезд доберётся до станции, то в вагоне появятся уже квалифицированные медики, которые сумеют предоставить профессиональную помощь.
12. Проводник имеет право срывать стоп-кран, если жизни пассажирам действительно что-то угрожает. В других случаях делать это категорически запрещено. И к тому же это карается штрафом на весьма внушительную сумму.
13. Некоторые пассажиры отказываются приобретать билет на верхнюю полку, так как искренне считают, что спать там довольно опасно. Но чтобы оттуда свалиться, нужно приложить усилия. Ребёнка можно закрепить специальными страховочными ремнями, которые вы можете найти у проводника. Во время движения поезда не забудьте переместить железный ограничитель, находящийся на краю полки, в правильное положение.
14. Техника безопасности в прямом смысле написана кровью. Инструкций на этот счёт никогда не бывает слишком много, ведь каждый год снова и снова происходят несчастные случаи, которые уносят жизни не только пассажиров, но и даже проводников. На железнодорожном транспорте нужно быть особенно аккуратным.
Комфорт пассажира – превыше всего. Но почему его не всегда удаётся обеспечить?
15. Аварийные выходы в вагоне располагаются в третьем и пятом купе. Поэтому ехать именно в них пассажирам особенно тяжело. Ситуация значительно усугубляется в тех случаях, когда кондиционер перестаёт работать. Если вы запланировали длительную поездку, то обязательно учтите это, когда выбираете билеты.
16. Вагонный кондиционер напрямую запитан к генератору, поэтому включиться он может лишь после того, когда скорость поезда поднимется выше 30 км/ч. Поэтому с особенной “теплотой” пассажиры часто отзываются о своём путешествии к черноморскому побережью, где вагоны около четырёх часов едут со скоростью, не всегда превышающей 30-35 км/ч. При этом поезд останавливается почти на всех остановках.
Не забывайте о том, что проводник едет с вами в одном вагоне. Если он сообщает вам, что кондиционер не включается, то это является чистой правдой. Он тоже страдает от адской жары вместе со всеми пассажирами.
17. Новые вагоны спроектированы таким образом, что в них есть место для небольшого холодильника. В них обязано находиться детское питание. Если вы попросите, то проводник найдёт место и для ваших продуктов.
18. Многие люди переживают, когда им достаётся боковое место у самого туалета. Но у данного места есть важнейшее преимущество: поутру вы никогда не окажетесь в конце очереди в туалет.
19. Спросите у проводника, есть ли в поезде душ. Стоит это удовольствие всего две-три сотни рублей.
20. Проводники – обычные люди, которые не обладают существенными преимуществами перед пассажирами. Отнеситесь к ним с должным уважением, тогда и поездка для вас станет более легкой и приятной.
Источник: https://s-zametki.ru/20-delnyh-sovetov-turistam-ot-byvshego-provodnika-poezda.html
20 советов пассажирам поездов от бывалого проводника
Что может случиться, если бросить в туалет бумагу? Как поступают с перепившими пассажирами? Почему лучше не экономить на белье? Где хранить скоропортящиеся продукты? На все эти вопросы в своем ответил бывший проводник пассажирского поезда Дмитрий Софьянников.
1. Не кидайте в туалет бумагу
Вам кажется, что ничего страшного не произойдет, если бросить бумагу в биотуалет. Но если туалет засорится, то чинить его в пути никто не будет, и вы, а вместе с вами и все ваши соседи по вагону, останетесь без этого жизненно необходимого приспособления до конца путешествия.
Кстати, когда поезд движется по санитарной зоне, заходить в туалет можно, но только для того, чтобы умыться и почистить зубы — за этим должен следить проводник. А вот если воспользоваться унитазом нужно ребенку, то отказать вам не имеют права, но педаль смыва нажимать все равно запрещено.
2. Не перебарщивайте с алкоголем
Употреблять спиртное в поездах можно, но здесь нужно знать меру. Если проводнику покажется, что пассажир слишком пьян и ведет себя неадекватно, он его высадит — даже при наличии самого дорогого билета.
3. Соблюдайте правила провоза багажа
Напоминаем, максимальный вес багажа для пассажира поезда — 36 кг, при этом его габариты в сумме трех измерений не должны превышать 180 см. А ваши пятнадцать чемоданов наверняка помешают людям на соседних полках.
4. Не курите в туалетах
Курить нельзя ни в туалетах, ни в тамбурах. Если вам кажется, что вы сможете сделать это тайком, даже не надейтесь: вентиляция в поезде устроена так, что весь дым попадает в купе проводника. Это касается не только сигарет, но и вейпов — они тоже под запретом. На нарушителя наложат штраф в размере 1,5 тысячи рублей, а после второго раза и вовсе не продадут билет в железнодорожной кассе.
5. Купите постельное белье
Это не банальная жажда наживы сотрудников РЖД — просто матрасом нельзя пользоваться без постельного белья. Поэтому, если вы сэкономили на белье, будьте добры, лежите на пустой полке или прогуливайтесь по вагону.
6. Не сдавайте постельное белье
Да, постельное белье можно не сдавать проводнику — он уберет его сам. И принудить вас к этому никто не может.
7. Не выходите из поезда на «коротких» остановках
Если остановка длится меньше 5 минут, проводник не имеет права выпускать пассажиров из поезда. Даже на минутку. Даже просто покурить. Это вопрос безопасности, и точка.
8. Не заряжайте гаджеты от розеток в вагонах
Как правило, проводка в поездах оставляет желать лучшего. И если вы не хотите испортить аккумулятор в своем смартфоне, лучше не заряжать его в вагоне. Пользуйтесь Power bank — это не менее удобно. А вставлять в местные розетки удлинители и заряжать сразу несколько гаджетов и вовсе может быть опасно для жизни. И вот почему.
9. Соблюдайте технику безопасности
Это действительно важно: если во время движения в вагоне начнется пожар, он сгорит за считанные минуты. К тому же от несчастных случаев не застрахован никто, поэтому в любой непонятной ситуации слушайте проводника.
10. Не передавайте посылки
Передавать письма и посылки с пассажирами поезда категорически запрещено. Это связано с тем, что в любом конверте или коробке может находиться опасное вещество или взрывное устройство.
11. Берите лекарства с собой
Да, в поезде есть аптечка. Но из всех медикаментов там, в лучшем случае, обнаружатся бинты, йод и лейкопластырь, поэтому другие лекарства лучше иметь при себе — мало ли что.
12. Попросите проводника оказать вам первую помощь
Проводников обучают оказанию первой медицинской помощи — нужно просто попросить. А на ближайшей станции вас осмотрят профессиональные врачи.
13. Ни в коем случае не трогайте стоп-кран
Если стоп-кран сорван, а пассажирам ничего не угрожало, смельчака накажут штрафом в 5 тысяч рублей.
14. Не берите места в третьем и пятом купе, если едете далеко
В третьем и пятом купе располагаются аварийные выходы, и окна там не открываются. Если вы собираетесь путешествовать не один день, за окном лето, а в вагоне нет кондиционера — вам предстоит не самая веселая поездка.
15. Бесполезно просить включить кондиционер
Кондиционер начинает работать только тогда, когда скорость поезда превышает 30 км/ч, и происходит это автоматически. Поэтому просить «включить кондиционер, пожалуйста» нерационально. Помните: проводники вовсе не думают о том, как бы превратить вашу поездку в ад — они тоже хотят ехать при комфортной температуре.
16. Не бойтесь спать на верхней полке
Упасть с верхней полки практически невозможно — по крайней мере, взрослому. А для ребенка можно попросить страховочные ремни. Еще на каждой верхней полке имеется специальный ограничитель — надо просто его поднять.
17. Не расстраивайтесь, если вам досталось место у туалета
Если вам досталась боковушка рядом с туалетом — не огорчайтесь. Зато утром вы всегда первый в очереди.
18. Вы можете пользоваться холодильником (или смекалкой)
В купе проводника в новых вагонах есть мини-холодильник. Он обязан положить туда детское питание, если об этом попросят пассажиры, но можно договориться и оставить там что-то другое. Для тех, кто ездит в старых вагонах, есть маленькая хитрость: в двух тамбурах имеются специальные карманы для угля — температура в них обычно ниже, чем в вагоне.
19. В поезде можно принять душ
Такая услуга доступна не во всех поездах. Там, где душ есть, его посещение стоит от 100 до 250 рублей.
20. Билеты можно купить вдвое дешевле
Летом можно сэкономить, путешествуя на верхней полке в купе — в новых поездах на такие места распространяется скидка в 50%.
Ранее ИА «В городе N» делилось с читателями 15 секретными приемами для поездок с РЖД.
По материалам lifehacker.ru
Источник: https://www.VgorodeN.ru/zhizn/otdyh/20-sovetov-passazhiram-poezdov-ot-byvalogo-provodnika
20 вещей, которые мы всегда хотели узнать у проводника поезда, но стеснялись об этом спросить
Поездами в нашей стране каждый год ездят более 1 млн человек. Поезд — это особый колорит: стук колес, кружка чая в подстаканнике, задушевные разговоры. Проводник из Ростова-на-Дону Дмитрий Софьянников в своем аккаунте в рассказал, как выглядит железная дорога «с обратной стороны». Сколько получает проводник, в каком вагоне лучше не ехать и почему вам всегда предлагают купить чай — вот лишь некоторые из вопросов, на которые он ответил.
Мы почерпнули для себя много нового, и некоторые вещи изменили наше представление о поездах. Самыми полезными и интересными открытиями мы хотим поделиться с вами.
Полезные бонусы, о которых вы не знали
- В новых вагонах у проводника есть холодильничек. Он предназначен для перевозки детского питания, но если попросить, то проводник может положить туда и ваши продукты.
- Вы не обязаны сдавать постельное белье проводнику, когда выходите на своей станции. И проводник не может заставить вас отнести ему комплект белья, максимум — за полчаса быть готовым к выходу.
- В летний период можно очень дешево ездить на дальние расстояния в хороших вагонах. Скидки на верхнюю полку в купе — 50 %: можно и сэкономить, и избавить себя от плацкарт и постоянной ходьбы по вагону.
- Влажная уборка должна производиться минимум 2 раза в день, сухая — по мере загрязнения вагона, но не меньше 2 раз. Во многих случаях слишком частая влажная уборка вагона проводником приводит лишь к взлету пыли снизу вверх, поэтому проводники не свиньи, это особенности эксплуатации. Исключение — в дождь, это страшный сон проводника: пол моется в 3 раза чаще, а тряпку для вытирания ног обычно перешагивают.
- Если в туалете капает с потолка — дайте проводнику по шапке: он не проследил, чтобы при заправке вагона вовремя отсоединили шланг, и вагон «перелили».
- В купейных вагонах можно перевозить животных.
- В старых вагонах в двух тамбурах есть карманы для хранения угля. Там температура ниже, чем по всему составу; если вы везете, например, с севера на юг рыбку, договоритесь с проводником и везите рыбку в этом кармане.
- Проводник обязан оказать первую помощь пассажиру, которому стало плохо. Этому специально учат, поэтому не стесняйтесь просить о помощи. На ближайшей крупной станции в вагон уже придут врачи и проведут профессиональный осмотр. Аптечка также прилагается, но в ней нет лекарств — только бинты, марля, пластыри, перчатки, йод. Проводнику запрещено давать пассажирам свои лекарства.
- Если вы хотите по-настоящему отблагодарить проводника за поездку, позвоните на горячую линию. Вероятность получения премии вырастет в несколько раз.
Чего не стоит делать в поездах
Про запреты на курение и зарядку гаджетов от розеток в вагоне знают почти все. Чего еще не стоит делать в поезде?
- Покупать фрукты, овощи, обеды на небольших станциях у бабушек. Чаще всего такие покупки заканчиваются очередью в туалеты.
- Выходить «размяться» на небольших станциях. Проводнику запрещено выпускать людей на станциях, где длительность стоянки менее 5 минут. Отнеситесь с пониманием, не нужно вот этого «да я быстро покурить». Это вопрос безопасности.
- Передавать посылки (даже конверты).
- Напиваться. Проводник имеет право высадить или даже не пустить в вагон пассажира, который кажется ему слишком пьяным; взять пару подтверждений от свидетелей труда не составит. Будь у него даже самый дорогой билет на самое крутое место.
- Срывать стоп-кран. Проводник должен срывать стоп-кран ТОЛЬКО в случае угрозы жизни пассажиров. Во всех остальных случаях составляется акт со штрафом около 5 тысяч. Плюс даже минутный простой поезда на путях обходится в копеечку.
- Везти сверхгабаритный багаж.
- Пользоваться матрасом без белья. Если вы решили сэкономить и не купить белье, ваш удел — лежать на полочке или гулять по вагону.
- Обсуждать с проводниками их работу и организацию-работодателя. По корпоративным правилам, проводнику нельзя обсуждать с пассажирами свою работу, поэтому большинство из них не поддержит ваш разговор о том, какие «РЖД» плохие со старыми вагонами.
- Мусорить. Рассовывать и прятать мелкий мусор, раскидывать шелуху от семечек и особенно выкидывать коробки из-под лапши быстрого приготовления в пакет, не слив воду.
Про туалеты
- Туалетом во время санитарных зон можно пользоваться, только если надо умыться и почистить зубы, побриться и т. п. Проводник обязан стоять рядом и смотреть, чтобы не использовался унитаз. Если срочно надо сходить ребенку, отказать не имеют права, но в таком случае нельзя нажимать на педаль смыва. Вообще же, санитарные зоны — вещь достаточно условная. При полном вагоне достаточно закрыть туалет за 5 минут до станции и открыть через 5 минут после отправления.
- Кидать бумагу в биотуалет нельзя. Такой туалет не чинится в дороге, и будет страдать весь вагон.
- Жалоба на грязный туалет у одного проводника губит премии всего состава, поэтому в целом ситуация с чистотой в туалетах сильно улучшилась.
Про окна и кондиционер
- 3-е и 5-е купе — аварийные выходы, окна там не открываются, поэтому летом в них невыносимо жарко. И ничего не сделаешь, если нет кондиционера. Учитывайте это, если собрались ехать далеко.
- Кондиционер в вагоне работает от генератора, который начинает работать только тогда, когда поезд набирает скорость больше 30 км/ч. Именно поэтому поездка по черноморскому побережью (4 часа со скоростью 30–35 км/ч и остановками) превращается в ад.
- Зона ответственности проводника — чистый вагон и хороший сервис, если сломался кондиционер и в вагоне жарко, то его максимум — открыть форточки и молиться на ремонтников. В вопросе работы кондиционера проводник на стороне пассажиров: смены длятся 12 часов, и все это время надо быть «по форме».
О работе проводника
- Ставка проводника 3-го разряда (студентов) плавает от 75 до 85 рублей в час. Самое интересное, что в учет рабочего времени не идет время стоянок: хоть она 2 минуты, хоть 40. Средняя зарплата студента-проводника — 25–30 тысяч рублей в месяц. Может казаться, что для студента это крутая зарплата, но большая часть денег уходит на то, чтобы просто поесть. С 3-го разряда сдаешь на 4-й — работаешь в двухэтажках и «сименсах», зарплата выше процентов на 15.
- Проводники в рейсах моются в туалетах: набирается тазик теплой воды, отрезается донышко от пятилитровки и выливается на себя. В некоторых составах есть услуга — душ в штабном вагоне. Стоит 100–250 рублей, но проводников доходчиво просят не купаться в этом душе.
- Проводник перед рейсом должен быть гладко выбрит.
- Проводники не едят одни «дошираки», за время работы учатся готовить на титане гречку с мясом, макароны по-флотски, куриный суп, сосиски и салаты. В вагоне-ресторане их могут также покормить с небольшой скидкой.
- Вагон-ресторан — отдельная каста. Повара и официанты в нем практически живут, и ночью расстилают постель прямо на полу, потому что больше негде.
- План продаж для проводников — грустная реальность. Средний план продаж чайной продукции на пассажира — 25 рублей с человека. Остатки чайной продукции проводник выкупает или продает потом.
- Деньги от продажи благотворительных открыток действительно идут в фонд помощи детям. Этим занимается специальный отдел.
- Сувенирная продукция и лотереи в плане продаж не учитываются. Также обычно начальник поезда дает лотереи, чаще всего 3 штучки — они уже как бы считаются купленными, поэтому задача проводника — по-любому их продать.
- Вода в титане не бесконечная, поэтому нужно всегда следить, чтобы заправляли вагон водой. Электрокипятильник тоже работает только в движении, поэтому нужно особо следить за уровнем воды, потому что можно сжечь ТЭНы.
- Летом на многих составах работают студенческие отряды. Большинство из них действительно стараются и работают хорошо, иначе бы их просто не было на составах. Вагонные депо организуют для студентов на лето общежития в старых вагонах на постоянной стоянке.
Ради чего стоит работать проводником
- Наблюдать встречи и расставания — это действительно волшебная вещь, ради которой стоит работать проводником. Целые истории пролетают рядом.
- Если вы хотите сбросить вес, идите в проводники. По словам Дмитрия, за 3 рабочих лета меньше 15 кг он ни разу не терял.
- Работа проводника — место, где можно найти любовь: многие пары начали встречаться, именно будучи напарниками в вагонах.
- Хочешь узнать Россию изнутри — добро пожаловать в вагон поезда! Здесь обсуждают всё самые разные слои нашего общества: от маляров до таможенников порта Новороссийск.
Бонус: что же все-таки случится, если в унитаз поезда бросить лом?
А вы пользуетесь поездами? Поделитесь впечатлениями от вашей последней поездки в комментариях.
Источник: https://sovetchiki.org/1488574099749866081/20-veschej-kotorye-my-vsegda-hoteli-uznat-u-provodnika-poezda-no-stesnyalis-ob-etom-sprosit/
Как работает проводник поезда в РЖД — Статьи
Профессия проводника овеяна романтикой и окружена слухами: кто-то утверждает, что это кабала, где за малейшую провинность работодатель штрафует, а невыполнение плана продаж фирменных товаров и вовсе карается лишением премии, другие сочиняют мифические истории о постоянных отпусках, дальних странах и огромных «левых» заработках. Сотрудник РЖД анонимно поделился с Rjob профессиональными секретами и рассказал, с чем на самом деле ежедневно сталкивается проводник.
Это очень разные люди: молодёжь после колледжей и техникумов, те, кто меняет профессию уже в зрелом возрасте, и те, кто проработал на железной дороге всю жизнь. Я всегда мечтала об этой работе, но у меня двое детей, оставить которых было не с кем, поэтому приходилось перебиваться разными работами.
Как-то ехала на поезде в отпуск и решилась подойти к проводнику и узнать, как попасть в РЖД. Та ответила, что достаточно окончить курсы, которые проводят почти в каждом резерве (так проводники называют территориальное отделение, обычно расположенное в конечных точках маршрутов – прим. авт.).
Пожалуй, хуже, чем у вас, график работы только у моряков дальнего плавания
Всё не так плохо, как кажется со стороны. Дома не бывает тот, кто не хочет. А обычно проводники ездят по два-три рейса (в зависимости от дальности маршрута, это в среднем от 7 до 15 дней) и затем столько же времени проводят дома.
Когда возникает производственная необходимость, руководство просит выйти на дополнительные смены, которые потом можно взять отгулами вместо отпуска. «Набегает» по 20-30 дней Многие категорически отказываются, а я выхожу.
Мне интереснее получить лишний отпуск, чем более частые или долгие выходные.
Правда ли, что за трудоустройство приходится платить кругленькую сумму?
Да, потратиться придётся. Когда я впервые узнала про курсы, то отказалась от них – стоимость на тот момент испугала. Лишь спустя несколько лет наконец пошла учиться, заплатив около 5-7 тысяч рублей. Всего с медицинской книжкой и прочими расходами вышло порядка 15 тысяч, правда, стоимость прохождения медкомиссии вернули сразу же, после официального трудоустройства.
Что входит в обязанности проводника?
Мы готовим вагон к встрече пассажиров – застилаем постели, наводим порядок, отвечаем за чистоту посуды, общественных мест, постельного белья и полотенец, сдаём в прачечную на конечных станциях, получаем свежевыстиранное, ведём учёт. Затем встречаем пассажиров при посадке.
Кого-то можем даже не впустить, например, пьяных. Но со мной такое случалось лишь однажды. Явно находящийся подшофе старичок, у которого из сумки текло пиво, наотрез отказался показывать паспорт и билет, мол, только что в кассе показывал, а вам – не стану! Я сказала, что без паспорта и билета в вагон его пустить не могу, а он погнался за мной по перрону с костылём, всерьёз хотел ударить. Естественно, на поезд дебошир не сел.
После посадки мы проверяем билеты и рассказываем пассажирам о возможностях, товарах и услугах, которые предлагает РЖД, обслуживаем их во время всего пути.
Насколько эта профессия безопасна?
Сомнений в этом у меня не возникало ни разу. В каждом составе ездят полицейские, на каждой станции можно доложить о дебошире, пьянице и возмутителе спокойствия, и тут же примут меры вплоть до снятия с поезда и задержания.
Как избежать конфликтов и наладить отношения с пассажирами?
После каждого рейса с нами работает психолог. Это называется «сходить на «Улыбку». Устаёшь, очень не хочется туда идти, но надо. А выходишь как будто отдохнувшим от всего того, что пережил за время поездки.
Нас учат распознавать разные типажи конфликтных людей, находить к ним подход. Есть, например, очень брезгливые люди, которые не передают в руки паспорт. Есть те, кому нужно излить душу, и они стараются привлекать внимание всю дорогу, что немало мешает работать.
Но почти всегда и почти со всеми можно если не найти общий язык, то как-то пережить общение.
Первый контакт – визуальный – мы устанавливаем ещё на входе в вагон при посадке. Затем – когда впервые входим в купе для проверки документов. Важно быть вежливой, тактичной, аккуратной в словах и поступках, чтобы люди начали тебе доверять. В замкнутом пространстве находится 40 человек, с которыми предстоит провести вместе двое-трое суток. Проще всем понравиться, чем потом решать проблемы.
Но часто люди относятся к проводнику, как к лакею. Они заплатили деньги, а потому имеют право делать, что хотят. У меня есть свой ритуал: проверяю билет, рассказываю об услугах и добавляю личную просьбу, от себя: «Пожалуйста, когда ваш проводник закрылся в служебном купе, не стучите без крайней необходимости.
Нам очень, очень редко выпадает возможность поспать, а когда я проснусь, я сделаю всё, что вы пожелаете».
На удивление, все эту просьбу исполняют, даже оберегают сон, если вдруг кто-то из соседнего вагона пытается побеспокоить проводника во время отдыха: «Чего надо? Подождёшь, приходи через часок, наша проводница пока поспит чуть-чуть».
Сна действительно так мало?
Это, наверное, главная проблема в работе. По крайней мере, для меня. Вообще положено ездить в вагоне вдвоём и работать сменами по 8 часов, по очереди. Но по факту людей не хватает, часто ездишь в одиночку несколько суток. Сна катастрофически не хватает, просто без сил падаешь после пары рейсов.
Ходят слухи о штрафах, лишении премии и необходимости оплачивать любую пропажу в вагоне
Никто, никогда и никого не штрафовал. По крайней мере, на моей памяти. Лишить премии могут за серьёзный проступок. Пропажу и правда компенсируешь: нет двух полотенец за три рейса – будь добр вернуть. Но я не вижу в этом большой проблемы, это естественно.
Что касается проверки в принципе, то её проводят перед выездом, смотрят на чистоту, порядок, готовность вагона. Практика показывает, что чем меньше резерв, тем тщательнее проверяют.
В Санкт-Петербурге, например, почти не смотрят на всякие мелочи, а в городках поменьше, бывает, даже чашки на свет смотрят, чтобы следов пальцев не оставалось.
А план по реализации фирменной продукции есть?
Опять-таки, всё зависит от резерва, в котором ты работаешь. Где-то продавать вообще не обязательно, где-то существует план – в каждом городе по-своему. Но тот же психолог учит, что нельзя навязываться людям, нужно лишь однажды предложить.
Если кому-то что-то понадобится, он всегда подойдёт.
Но по факту встречается и непрофессионализм, когда проводник делит всю продукцию на части и сначала проходит по вагону, предлагая тапочки и средства гигиены, затем прохладительные напитки, потом конфеты и кондитерские изделия Это надоедает пассажиру, и больше он точно не купит.
Помните ли самый необычный случай из практики?
Из последнего – во время непогоды в Ростове-на-Дону при открытии дверей с перрона в вагон хлынула вода. Этого мы никак не ожидали, пришлось быстренько всё вытирать Ещё, бывает, требуют или просят провезти груз, передать посылочку. Это запрещено категорически – проверяют и наказывают. С учётом последствий не захочется никаких денег за передачку, решают вопрос вплоть до увольнения и административной ответственности.
За что ещё наказывают? Кому работа противопоказана?
Злоупотребляющим алкоголем. Почти всех таких «любителей» с железной дороги уже «попросили». Также совершенно точно – домоседам и интровертам.
Почему, несмотря на все недостатки профессии, вы, как и многие другие, её так сильно любите?
Железная дорога – как наркотик. Отправившись в поездку, прекратить уже не можешь, это затягивает. Тут остаются только сумасшедше влюблённые в дорогу люди.
А если отбросить романтику?
Многие думают, что у нас тут романтика На самом деле её в поездах нет, тут просто тяжёлая и неблагодарная работа. Но за неё неплохо платят, да и мир посмотреть можно. Едем мы, например, в Адлер. Я вроде бы и на работе, но есть несколько часов, чтобы посмотреть город, искупаться в море. Я объездила всю Россию: на север до самого Архангельска, на восток – до Новосибирска. Пару раз в год езжу в отпуск, причём один из них могу бесплатно отправиться поездом куда угодно по стране.
Кроме того, в профсоюзе можно приобрести путёвку в санаторий и вместо 80 тысяч рублей заплатить за неё всего 17 тысяч. Это приятно. В системе РЖД очень хорошие врачи, ты можешь пройти обследование в любом городе и оперативно. С момента трудоустройства я лечусь только в специализированных клиниках, потому что результат действительно лучше, чем в обычных. К тому же бесплатно.
Кстати, о зарплате
Она бывает очень разной, тут даже сложно назвать порядок цифр. Помощники проводников в регионах могут получать по 10-15 тысяч рублей, опытные проводники на фирменных поездах с хорошей выработкой часов – до 50-55 тысяч рублей. Это зависит от того, в каком резерве работаешь, сколько времени проводишь в пути, едешь ли один или с напарником, от класса вагона (плацкарт дешевле, СВ дороже).
Как совместимы дорога и личная жизнь?
Для некоторых – никак. На железной дороге много одиноких, разведённых, тех, у кого давно выросли дети, или, наоборот, молодые, у кого их пока ещё нет. Мало кому удаётся сохранить семью при постоянных поездках.
Но кто-то сознательно зарабатывает деньги: 10-12 дней тебя нет дома, потом такие же долгие выходные, когда можешь вволю побыть с близкими. Но они знают, ради чего работают – получат больше. Но есть и те, кто находит половинку прямо в поезде.
Здесь и свадьбу играем, а потом они продолжают работать вместе. По желанию обоих супругов, их не только ставят на один рейс, но и в один вагон.
Есть ли у проводника карьерные перспективы или профессиональное развитие?
После учёбы ты приходишь помощником или младшим проводником. При желании, на каждой ступеньке можно проработать хоть всю жизнь, но я решила учиться дальше, прошла курсы повышения квалификации внутри компании, потом ещё и ещё одни. Теперь могу ездить на любых типах поездов – хоть в плацкарте, хоть в СВ или фирменных.
Дальше можно пробовать перевестись на международные рейсы, но там понадобится знание минимум английского языка, а лучше нескольких.
Есть вариант стать бригадиром поезда – это что-то вроде начальника над проводниками. Сейчас запустили новые двухэтажные вагоны. Кажется, что работы там в два раза больше, но по факту всё настолько систематизировано и автоматизировано, что участие человека минимально. Боюсь, как бы в скором времени мы не оказались без работы, потому что нас «подсидят» роботы. Они хоть и не могут улыбнуться пассажиру, но уже со многим справляются не хуже проводника.
При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!
Источник: https://rjob.ru/articles/kak_rabotaet_provodnik_poezda_v_rzhd/