ЗИЛ-118
ЗиЛ 118 | Общее кол-во мест — 18 | 1961-1970 |
ЗиЛ 118А | Санитарный вариант на базе ЗиЛ-118 | 1965 |
ЗиЛ 119 (118К) | Модернизированный. Боковые стёкла гнутые, без люка | 1971 |
ЗиЛ 118 КВ | Автобус со спутниковой связью | 1976-1977 |
ЗиЛ 119А (ЗиЛ 118КА) | Медицинский автобус | 1978 |
ЗиЛ 118 КС | Медицинский автобус, операционная на колёсах | 1980-1985 |
ЗиЛ 118 КЛ | Криминалистическая лаборатория | 1982 |
ЗиЛ 3207 | Автобус с прямоугольными фарами от ВАЗ-2105 | 1992 |
ЗиЛ 3302 | Пикап на базе ЗиЛ-3207(1 шт.) | 1992 |
ЗиЛ 118К Грузовой | Грузовая модификация | 1994 |
ЗиЛ 32071 | Увеличенная крыша | 1994 |
Характеристики ЗИЛ-118 Юность
Комфортабельный 18-ти местный автобус выпускался на заводе имени Лихачевас 1962 по 1993 год в модификациях ЗИЛ-118, ЗИЛ-118К, ЗИЛ-119, ЗИЛ-3207, ЗИЛ-32071.
В свете борьбы с привилегиями начатой Никитой Сергеевичем Хрущёвым в конце50-х годов, т.е. сокращение числа лиц , имеющих право на использование персональных автомобилей. Выпуск нового ЗИЛ-111,относительно плана был сокращен в 10 раз. Детали сто одиннадцатого выпускались мелкими партиями и имели высокуюсебестоимость, и при штучном производстве пришлось бы сократить значительную часть работников.При этом ежегодное производство ЗИЛ-111 составляло не более 10-15 машин, а очередь расписана на годы вперед.Подобный расклад не предвещал ничего хорошего элитным подразделениям завода
Выход из такой ситуации возможен был в создании на базе ЗИЛ-111 более массовогоавтомобиля с теми же узлами и агрегатами. В 1959 году группой работников было предложено используя узле и агрегаты 111-го,разработать и создать опытный образец многоместного легкового автомобиля.
Идея сотрудников завода была в том, чтоб по максимуму использовать «начинку» правительственноголимузина, но при этом обойти его правительственный статус и создать просторный, многоместный автомобиль для всех случаевжизни. Такой замысел должен был принести большие преимущества. Если объемы производства поднять на высокий уровень, то ипромышленный выпуск автомобилей позволил бы значительно понизить цену на комплектующие государственных лимузинов.
Но в товремя об этом довольно мало кто думал, как впрочем и в следующие годы.Планировалось более вместительной, чем у лимузина салон, вагонной компоновки кузова и рационального размещенияпассажиров, создать совершенно новый тип легкового автомобиля.
Уже в 1959 году с чистого листа был разработан проект многоместного автомобиля “Юность” подзаводским индексов ЗиЛ-118. Имя автомобиля предложенное молодым художником-конструктором Т.П.
Киселёвой обусловленоне только возрастом большей части разработчиков, но и перспективами дальнейшего развития предприятия. В истории ЗИЛаэто первый случай наделения автомобиля собственным именем.
фото ЗИЛ-118 «Юность» элементы управления
Автобусы проекта «Юность» изготовлялись вручную, так сказать без отрыва от производства, в свободное время.Так как государством производство этого автомобиля не финансировалось, то и ошибок не должно было быть. Основной параметр, накоторый разработчики автомобиля делали упор это комфорт для водителя и пассажиров. Их в машине могло поместиться 17.
Разработчикисправились с этой задачей великолепно. Объемные стека, которыми был оснащен автомобиль предоставляли прекрасный вид. Так же былпредусмотрен большой сдвижной люк на крыше. Радиоприемник, пепельница и крючок для одежды тоже были предоставлены для удобствапассажиров. Отличная система вентиляции и отопления поддерживала микроклимат.
Первый образец проектировался на протяжении 2-х лет.
фото ЗИЛ-118 «Юность» салон
Кузов автобуса несущий и вмещал 17 сидячих пассажирских мест. Пассажиров от водителя отделяласдвижная стеклянная перегородка. Щиток приборов и руль были заимствованы у ЗИЛ-111. Общая высота салона способствовалаудобной посадке и высадке пассажиров.
Автомобиль был оборудован сдвижными форточками передних боковых стекол и опускающимисястеклами пассажиров. Место водителя оборудовано управлением освещения салона, микрофоном и зеркалами заднего вида.В ЗИЛ-118 использовались элементы трансмиссии и ходовой части от лимузина. Два топливных бака емкостью 160 литров.
располагались в задней чисти кузова. Коробка передач была автоматической.
фото ЗИЛ-118 «Юность»
Заводские испытания начались в марте 1962 года. В процессе дальнейшей работы над автомобилем, сталопонятно, что его надо рассматривать как полноценный автобус и относить “Юность ” к автобусам малой вместимости.“Юность” в те годы являлась явным фаворитом в своем классе из-за большей вместительности, экономических показателей.
Автобус неоднократно награждался международными наградами. За участие в соревновании в Ницце представителям ЗИЛа были присужденыбронзовая медаль Комиссариата по туризму и вымпел инициативного туристического комитета. В конкурсах и технических испытаниях участвовало 129 машин 50 фирм.«Юность» доказала, что может на равных бороться с любым соперником.
В ее копилке оказались самые значимые награды. Большой приз конкурса — кубок Оргкомитета
ЗИЛ-119 1971 г
Служебный автобус ЗИЛ-119 увидел свет как дальнейшее развитие ЗИЛ-118. Впервые был представлен на ВДНХ вовремя проходившей там летом 1971 года выставки новинок отечественной автомобильной промышленности. Экспонировался также намеждународной выставке «Автосервис-73» в Москве.
Изящные обводы кузова, лаконизм декоративных элементов, выразительная окраска — вот характерныечерты этого 18-местного автобуса.
Он базируется на узлах шасси легкового автомобиля ЗИЛ-114 и двигателе грузовика ЗИЛ-130.Среди отличительных особенностей конструкции — гидроусилитель руля, независимая подвеска передних колес, кондиционер воздухаи радиоприемник в салоне. Машина выпускается опытными партиями.
Год начала изготовления — 1971; колесная формула — 4×2; двигатель: рабочий объем — 5966 см3;мощность — 150 л. с.
/110 кВт; трансмиссия — гидромеханическая; длина — около 8900 мм; масса в снаряженном состоянии —около 3300 кг; наибольшая скорость — 120 км/ч.
Членовоз
Материал из Lurkmore
A long time ago, in a galaxy far, far awayСобытия и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
Эта статья состоит из уныния и отчаяния. Сделайте с ней что-нибудь.Пожалуйста. |
Членовоз (от ЧЛЕН ЦК КПСС и ВОЗить) — серия железных вёдер с гайками, которых отличал ряд нехарактерных (а примерно до начала 00-х и невозможных!) для нашего автопрома особенностей. Эти автомобили:
- хорошо ездили;
- красиво выглядели;
- ломались в специально отведённых для этого местах.
Правда, в большинстве случаев их практически невозможно было получить в личную собственность, или даже просто покататься, за что они и получили своё характерное название. Выпускались в основном московским автогигантом ЗИЛ, и некоторые — нижегородским ГАЗом. Но, что характерно, детям в СССР везло больше: редко у какого анонимуса в детстве не было модельки «Чайки» или ЗИЛа.
В отрыве от культурного контекста, членовозы (как и все остальные образцы советского автопрома) по сути были аналогами или копиями топ-моделей американских производителей (Buick, Packard, Chrysler Imperial, Cadillac).
На своё время это были автомобили, обладавшие всеми возможными последними наворотами — автоматической коробкой передач, кондиционером, кожаным салоном и электростеклоподъёмниками, в то время как остальной автопром тогда ещё представлял из себя набор типичных для своего времени европейских автомобилей среднего класса без особых изысков.
[править] Происхождение мема
По словам вдовы винрарного советского карикатуриста руками Виталия Пескова, слово «членовоз» сочинил именно он. Пруф: [1]
Кстати, о Пескове. Он еще нарисовал over 9000 карикатур, винрарный мульт «Пиф-паф, ой-ой-ой» и мультик перед фильмом «Ирония судьбы». Так-то.
В настоящее время слово «членовоз» перешло в разряд общеупотребительных и даже стало словарным.
[править] Кто на чём ездил при Совке
Это Эпическая Победа!
Когда совок только появился, своих собственных автомобилей у ещё Той Страны не было. Точнее они были, но их правильнее было бы называть самобеглыми повозками, оставшимися в наследство от царя-батюшки-автолюбителя и в основном произведённые на Руссо-Балте или за бугром.
Когда Генри Форд со своей «моделью Т» пришел к успеху, у нас, не долго думая купили у него сразу завод стоимостью тринадцать миллионов тогдашних долларов, и поставили его в городе Горьком, наладив выпуск «модели А» с условиями перехода к «модели Б». Эти форды и стали первыми массовыми легковыми автомобилями в СССР.
В принципе, любой автомобиль поначалу можно было купить, ограничения были скорее фактические — население было бедным, и больших сумм денег не было ни у кого. Для решения этой проблемы в московском подразделении ГАЗа начали производить народный автомобиль под названием КИМ-10.
Однако началась война и на идею доступного ведра пришлось забить.
Во время войны удалось приобрести значимое количество Мерседесов, БМВ и Опелей у немцев, которым они стали больше не нужны в связи с их смертью или взятием в плен. Трофейные иномарки доставались генералам и инвалидам.
В то славное время в принципе считалось, что иметь любой автомобиль простой человек не может, ибо не в состоянии его содержать — раз, и слишком жирно — два.
Алсо, у Юрия Никулина был трофейный Adler Trumpf Junior, который и был ведром передвижения Труса, Балбеса и Бывалого в Кавказской пленнице.
Однако, сразу после войны к идее всеобщей автомобилизации вернулись. Захватив трофейный автозавод (какой ?)и запилив его в ДС, запустили в производство на КИМе «Опель Кадетт», благо всё было рядом. Устаревшая, но хорошо освоенная конструкция позволила снизить цену до 8000 рублей — по сравнению с «Победой» за 25k. Население поняло намёк и стало брать что дают.
Однако, когда на АЗЛК наконец-то сделали нормальную машину, то её стоимость выросла вдвое. Внезапно, там нарисовали концепт самого нищебродского говновоза и отправили его на сборку в Хохляндию. Это был Москвич-444, срисованный с Фиата-600.
Отдан на растерзание в Запорожье на завод «Коммунар» с конструкцией подвески и задним расположением двигуна, скопипизденными с Volkswagen Käfer (тот самый Жук) и с незначительными изменениями стал известен в миру как ЗАЗ-965 («Горбатый»).
Появившийся табель о рангах (Запорожец — для нищебродов, Москвич, позже Жигуль — для cостоятельных парней, «Победа», «Волга» — самое крутое из того, что можно купить за деньги.
Ещё в свободной продаже внезапно имелся самый настоящий членовоз — ЗИМ/ГАЗ-12 — но стоил он 40000 рублей, что примерно в четыре тысячи раз превышало общее число людей, его купивших.) не более, чем уcловность. При Совке даже сраный Запорожец был Машиной. А Машина была показателем неебической крутости, статусности и состоятельности.
Простой инженер с зарплатой в 120 рублей мог даже о таком ведре, как Запор, только мечтать. Да, и не стоит забывать, что имей ты финансовую возможность разом купить хоть 10 Волг, было такое понятие как «очередь»-аналог сингапурских автоаукционов, которая могла тянуться годами.
Так что если кто-то предлагал продать место в очереди на тот же Запорожец, как правило, тот, кому предлагали, не отказывался, накопи он уже хоть миллион советских фантиков с Ильичами. А все потому, что при совке покупали не то что круто или хочется, а то, что тупо получается достать.
Космонавтам, видным партийцам, народным артистам, ценным научным работникам доставалась в подарок «Чайка», КГБшники ездили на чешских Tatra 603/613, Лимузин ЗИЛ — руководителю не ниже главы республики/посла дружественной страны. Самые отличившиеся могли-таки, в виде исключения, обзавестись натуральными иномарками. У Гагарина была французская «Матра», двухместное спортивное купе.
И это в начале-то 60-х! Ездил он, впрочем, в основном не на ней (да и вообще водила был аховый, как и большинство лётчиков), а на положенной по должности как полковнику-начальнику Центра Подготовки Космонавтов служебной «Волге». Добыл за границей машину и Маяковский(правда, не себе, а Лиле Брик).
К началу 80-х у многих других слоёв появилась возможность приобщиться к иномаркам — тогда уже можно было наблюдать кучу иномарок с советскими номерами, при чём не только купленных на свои деньги — милицейское начальство (кстати, даже не слишком высокого ранга) вполне могло рассчитывать на BMW, дипломаты из капстран ездили на «Линкольнах» и «Кадиллаках», начальство РПЦ на Тойотах и Ниссанах. Ещё в 1984 году. А вообще см. внимательнее фильм «Блондинка за углом» (1984).
Драндулет там явно не «Волга». Или кино «Мираж», где присутствуют дофига европейских Фордов, Audi 80, Volkswagen Käfer (Жук), у самих ГГ настоящий Понтиак, ИРЛ хозяином которого был расовый латыш и у девки был настоящий спортивный Форд с классической компоновкой.
[править] Отношение в обществе
было двояким. С одной стороны, проносящиеся на максимальной скорости по перекрытым дорогам автоколонны вызывали тонны ненависти у рабочего класса и мегаджоули баттхёрта у всех без исключения автолюбителей.
С другой стороны, снятые с боевого дежурства «Чайки», а иногда и ЗИЛы, были непременным атрибутом любой свадьбы, как сейчас белоснежные длинные Линкольны и Хаммеры с глухой тонировкой, а разъезжающие на парадах или встречающие космонавтов светло-серые ЗИЛы олицетворяли военную и технологическую мощь той страны.
[править] Л-1
Первая попытка сделать членовоз была предпринята в Питере на заводе «Красный путиловец». Получившийся пиздец был доверху набит свистелками и перделками, регулярно ломался, а первые шесть выпущенных машин так и не смогли показать Сталину, потому что они все застряли в разных местах по пути в Москву. Оставшиеся 240 автомобилей пустили на запчасти для танков, а отличившийся коллектив отправили на специально сформированное подразделение АМО-ЗИЛ в Москву.
[править] ЗИС-101
- Кровавый тиран стряхивает голубиный помёт пылинки со своего членовоза
- Звериный лик тоталитаризма
После питерского фейла было решено не париться по поводу копипасты с американских автомобилей, а тупо купить у них самих. В The Budd Company, штат Мичиган, было отправлено полтора миллиона долларов и рисунки с пояснениями того, что должно получиться. Через 16 месяцев оттуда прислали чертежи и деревянный макет из бука, на который полагалась закреплять стальные листы для получения конечного результата.
Из города Горький раздался приглушенный смех, потому что ГАЗ-М-1 давно перешел на штамповку. Но полтора миллиона потраченных долларов стало жалко, и решив, что американцам виднее, таким нехитрым образом наклепали аж восемь тысяч семьсот пятьдесят две штуки.
А учитывая, что все прочие машины были мобилизованы на войну, с которой не вернулись, и на которую длиннющий деревянный ЗИС не мог попасть даже при желании, то после войны оказалось, что энтих зисов в москве — как грязи.
[править] ЗИС-110
После разрушительной войны, окончившейся беспощадным вином советского народа над германцами, японцами и прочими хаоситами, стало ясно, что нужен новый членовоз, чтобы срочно показать быдлу, кто здесь главный. От идеи снова заказать машину у америкосов пришлось отказаться, так как отношения с ними на почве холодной войны как-то не складывались.
Пришлось напрячь собственный коллектив — на этот раз копипиздингу в равной мере подверглись Паккард 180 выпуска 42-го и Кадиллак 75-й серии выпуска примерно тех же лет. Баттхёрта же американцев избежать не удалось — те заявили, что автомобиль был сделан на оборудовании, которое СССР не вернул по ленд-лизу.
Бронированный вариант для Сталина имел кондиционер !Что интересно, моторчег был оснащен гидрокомпенсаторами клапанов и на холостом ходу был практически бесшумен. Для тех лет не хило.
После прихода к власти Хрущёва статус ЗИС-110, как автомобиля для элиты, был несколько понижен, поскольку их тогда довольно много передали в таксопарки и заставили в Москве катать пассажиров по Садовому кольцу за умеренную плату, а кабриолеты с той же целью ссылали на юга. Но зато простым гражданам впервые довелось массово покататься на таких больших и комфортабельных легковых машинках. См.внимательно кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию».
[править] Вот по дороге едет ЗИМ и я им буду задавим
Источник: https://web.archive.org/web/20170809225610/http://lurkmore.net/%D0%A7%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7
Ретротест микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность»
Всемирную известность машина получила благодаря оглушительному успеху на XVIII Международной автобусной неделе в Ницце в 1967 году, где советскому автобусу удалось завоевать сразу 12 призов, включая Кубок Оргкомитета и Серебряную медаль Французской федерации кузовостроения. Восторги признанных экспертов и призовые места международных выставок не оградили «Юности» от забвения: потом их раскидало по стране, и многие пропали без вести.
Такова краткая история микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность», созданного коллективом молодых и талантливых энтузиастов в начале второй половины двадцатого века. Всем, кто когда-либо интересовался этой уникальной машиной, она известна. Через полтора десятилетия было создано второе поколение, счёт построенных автомобилей составил восемь десятков, из которых на сегодняшний день сохранилась примерно треть.
Один из автобусов первого поколения, 1965 года выпуска, шасси № 008 трудился в Таганроге, обслуживая закрытый НИИ.
После череды долгих странствий и сложных переговоров бежевый ЗИЛ-118 приобрело и восстановило до практически аутентичного состояния предприятие, созданное группой уже немолодых энтузиастов на базе МСЦ 6 АМО ЗИЛ (бывший «шестой цех», где изготовляли легковые ЗИЛы и «Юности»), именуемое в наши дни «Завод индивидуальных лимузинов – ЗИЛ». Можно сказать, в хорошем смысле затейливой фразы, что первая «Юность» вернулась к родные пенаты
До 100 км/ч машина разгоняется почти за 15 сек.
Чтобы попасть на водительское место, открываю переднюю левую персональную дверцу и не без усилий, из-за отсутствия подножки, забираюсь в кабину. «Машинное отделение»: компоновка автобуса переднемоторная, кабина отгорожена от пассажирского салона сплошной стенкой, в которой сделано окно со сдвижной форточкой.
Двигатель расположен справа от водителя, кругом плавные обводы передней панели с массой хромированных рычажков и панорамное ветровое стекло. Чем-то интерьер ассоциируется с уменьшенной копией «677-го» ЛиАЗа, только в люксовом исполнении.
Позже я пойму – сравнение вполне уместно хотя бы потому, что помимо общей компоновки здесь привычно басит в унисон с завыванием двухступенчатой АКП родственный V-образный бензиновый двигатель, а кабина через час работы на полигоне будет пылать благородным потогонным жаром несмотря на то, что на улице прохладно и дождливо.
Салон на 15 посадочных мест с непривычным панорамным обзором.
Если второе поколение «Юности» на рабочем месте представлено симбиозом клавиш и приборов грузовых и легковых автомобилей ЗИЛ согласно традициям дизайна начала 1970–1980-х годов, то у первенца ЗИЛ-118 свой неповторимый стиль комбинации приборов, в котором лишь знатоки продукции московского автозавода найдут элементы флагманских ЗИС-110 и ЗИЛ-111. Немало совпадений с этими автомобилями у нашей «Юности» и в трансмиссии, и в ходовой части, но об этом чуть позже.
Под этим люком спрятана АКБДополнительный отопитель под сиденьем для обогрева салона.плафон осветительныйЗамок люка крыши
Эргономика
Обзор на рабочем месте – лучше не придумаешь! Я неплохо уселся, обнаружив две регулировки водительского сиденья (это немало для авто, разменявшего шестой десяток) с пухлой подушкой и короткой спинкой без подголовника.
Глянул в маленькие кругляши зеркал заднего вида, установленные на отдельных хромированных «куриных ножках», попробовал на ощупь светлое и тонюсенькое по сегодняшним меркам рулевое колесо, в ступице которого красовался рубиновый, что кремлёвские звёзды на башнях, логотип автозавода.
Водительское место Просто загляденье!ДВ/СВ-радиоприёмник АТ-64 от «Москвича».
Основное внимание педальному узлу, потому что здесь четыре педали, и это при живой и здравствующей АКП. Перечисляю слева направо: стояночный тормоз, раздвоенная по обе стороны рулевой колонки тормозная педаль и акселератор. Самое главное, чтобы у водителя не возникло желание выжать несуществующее сцепление, в противном случае последствия резкого торможения без уважительных причин непредсказуемы.
Селектор АКП. «Д» — «Drive»Тут аж 4 педали: стояночный тормоз, двойная тормозная педаль и акселератор.Обивка дверей без излишеств — норма для 60-х
Вытягиваем хромированный грибок воздушной заслонки карбюратора и несколькими оборотами стартёра пускаем немного доработанный короткоходный (диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 95 мм) «130-й» двигатель.
Через несколько секунд самоустраняется большой люфт рулевого механизма, спасибо мощному насосу ГУР, а слух ласкают густые басы, подтверждённые полутора сотнями «кобыл» и четырьмя сотнями ньютонометров крутящего момента, который достигается уже чуть выше полутора тысяч оборотов в минуту, хотя, по ощущениям, вообще чуть ли не с холостых – величина рабочего объёма движка имеет значение!
Новейший на то время карбюраторный двигатель V8 (с заводским номером 009). Доступ к большинству узлов приемлемый. Сложности могут возникнуть только с заменой свечей зажигания.
Вполне подходит современности
Для дефорсированной V-образной «восьмёрки» ЗИЛ-130 (позднее он носил индекс ЗИЛ-508) четыре тонны снаряжённой массы «Юности» – не нагрузка, ведь двигатель рассчитан на более тяжёлые грузовики и даже автопоезда. Вспомним хотя бы ЗИЛ-130В1 с полуприцепом ОДАЗ-885.
Перевожу селектор АКП в положение «Д», плавненько натягиваю акселератор и автобус весьма стремительно, но в то же время очень плавно набирает скорость.
Рама ЗИЛ-111, которая лежит в основе «Юности», имеет длинную базу, дополнительные надрамники образуют ещё и длинные свесы. Эти факторы требуют определённой специфики контроля за габаритами, в общем, не очень большого автобуса (габаритная длина 6,9 м).
«Юность» легка на полигоновские подъёмыизящное зеркало
Автобусные навыки вождения вспоминаются из-за посадки в переднем свесе и хвостатой задней части. Однако свойственная лимузинам, но не автобусам, удлинённая колёсная база напоминает о себе в поворотах, стремясь зарезать бортом траекторию.
Недостаточный контроль при помощи малюсеньких круглых зеркал с лихвой компенсируется отличным обзором гигантской площади остекления радужного кузова.
Тормоза работают вполне адекватно, а объёмный двигатель, хоть и скромный по мощностным показателям, и морально устаревшая двухступенчатая АКП успешно и неоднократно справились с группой уклонов, крутизной до 18% и горным серпантинам автополигона НИЦИАМТ.
Безупречно работал и ГУР, никак не выдавая своего присутствия: на высокой скорости рулевое колесо наливалось тяжестью следящего действия и обратной связью, а при медленных манёврах руль становится легче лёгкого.
Передняя подвеска от ЗИЛ-111, но со стабилизатором.Задний мост с амортизаторами двустороннего действия.Выключатель массы. Оставался неизменным и на последних моделях ЗИЛ-41047.Главный тормозной цилиндр от более поздней модификации, для двухконтурной тормозной системы.Ведущий мост модернизированный от ЗИС-110.
Конические подшипники ступиц регулируются корончатой гайкой.
Подвеска мягкая, иногда кажется даже слишком, но эта конструкция не для скоростной рулёжки, а для комфортной и быстрой, но не дёрганой езды.
Вы станете утверждать, что такая езда невозможна? Спросите любого водителя ГОНа (ГОН – Гараж особого назначения, входит в структуру ФСО) – они вам всё объяснят.
Если разогнаться выше 80 км/ч, что происходит довольно быстро, курсовая устойчивость ухудшается – «Юность» первого поколения начинает «гулять», требуя корректирующих действий достаточно большой амплитуды. У более поздних модификаций микроавтобусов, ЗИЛ-118К, ЗИЛ-119 и ЗИЛ-3207, построенных на базе ЗИЛ-114, ЗИЛ-115, ЗИЛ-41047, этой проблемы нет, так как там в передней подвеске появились торсионы. Напомню, в основе ходовой части ЗИЛ-118 лежит легковой ЗИЛ-111.
Но, осмысливая эти замечания, я пришёл к удивительному выводу. Предмет сегодняшнего теста, один из немногих автомобилей, который несмотря на возраст вполне пригоден и для сегодняшнего движения. Далеко не на каждом современнике «118-й» «Юности» я бы решился отработать смену в большом городе. А здесь это мне вполне по силам, только сменю джинсы на лёгкие шорты, а вместо рубашки с длинными рукавами одену «майку-алкашку».
Увы, чёрт возьми, в таком наряде как-то неприлично водить представительские машины
Что до расхода топлива, то о нём не принято думать за рулём подобного спецтранспорта, да и стоил низкооктановый бензин в то золотое время оттепели сущие копейки
изящество в мелочах
В качестве пассажира
На прощанье немного посижу на пассажирском месте в салоне, почувствую себя пассажиром. Не сажусь, а плюхаюсь в мягкое кресло. У сиденья толстенная плюшевая подушка, которая обволакивает непривычной, как в современном автомобиле, анатомической конструкцией, а упругой податливостью.
Источник: http://bestautorus.ru/2019/02/10/%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81%D0%B0-%D0%B7%D0%B8%D0%BB-118-%D1%8E%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/
ЗиЛ-118 Юность, обзор микроавтобуса автолегенды СССР
29.04.2019
ЗиЛ-118 — советский микроавтобус, который отличался футуристичным дизайном. Причиной создания нового продукта в конце 50-х годов прошлого века стал спад производства транспорта представительского класса. Новый автомобиль на базе шасси ЗиЛ-111 разработали, чтобы поддержать команду профессиональных мастеров, работающих над авто премиум-класса.
Общая информация о ЗиЛ-118
Технологическое оснащение новаторством не отличалось. Особого внимания требовал дизайн микроавтобуса. Название «Юность» придумала Татьяна Киселёва, которая трудилась над созданием интерьера. Всё сделано для доставления максимального комфорта пассажирам во время поездки.
Главной особенностью транспорта стало остекление. Оно создавало чувство лёгкости и непринуждённости во время передвижения. Окна вдоль бортов образовывали одно панорамное, а дополняла их наполовину стеклянная крыша. Крыша также оснащалась люком, который можно открывать.
Экстерьер получился необычным, он опередил своё время. Над его созданием трудились Эрик Сабо и Александр Ольшанецкий. Каждая деталь выполнена на высоком уровне. Взгляд цепляют красивые боковые зеркала, необычные формы фонарей, напоминающие что-то из ряда космического.
Высокой оценки транспорт удостоился от Н.С. Хрущёва. Его устроит внешний вид, техническое оснащение и уровень комфорта в салоне. В 1967 году «Юность» собрала 12 наград на международной автомобильной выставке. А главная победа заключалась в том, что конкурентов у машины не было. Она стала уникальной и неповторимой.
Эксперты сулили новой разработке огромный успех, но массовый выпуск требовал серьёзного финансирования. Составленный план производства на 7 лет требования не удовлетворял. Постоянные проблемы мешали запуску серии, а пока его постоянно откладывали, инженеры продолжали улучшать своё детище.
История развития ЗиЛ-118
Высокие чиновники новый продукт встретили скептически. Несмотря на это, команда проекта работала, практически, в секретном режиме. Разработка началась в 1960 году. Первый опытный образец представили через год. Основные параметры сохранились от лимузина 111-й модели. Габариты микроавтобуса получились больше.
При создании первых макетов дизайнеры вдохновлялись Chevrolet Corvair Greenbier Sportswagon. От него взяли вагонную компоновку. Получив большие размеры, транспорт превосходил американский аналог по легкости и гармоничности. Автолегенда СССР сильно выделялась на фоне советских автобусов того времени.
Первый опытный образец отправился на испытания в городских условиях. Прошёл несколько сотен километров, показал себя надёжным автомобилем, который способен перевозить людей. После этого руководство завода имени Лихачёва присмотрелось к проекту и направило в правительство страны просьбу о финансировании серийного выпуска.
После положительной оценки Хрущёва все заговорили о больших перспективах нового микроавтобуса. Хрущёв представил интересы продукта в правительстве, после чего политическая основа составила план выпуска на ближайшие годы. Запуск производства обернулся крахом — за пять лет собрали семь экземпляров. Предприятию требовалось выпускать по 1000 единиц в год, чтобы проект оказался прибыльным.
Инженеры не сдавались, создавая новые модификации автомобиля. С помощью них расширялась сфера применения. В середине 60-х годов у одной таксомоторной организации появился автобус ЗиЛ-118 Юность. Его использовали в качестве маршрутного такси. Больницам предложили модель с индексом «А», которая получила надстройку на крыше, позволяющую в комфортных условиях работать врачам.
Отсутствие финансирование объяснялось отсутствием интереса к транспорту у первых лиц государства. Они привыкли передвигаться на лимузинах премиум-класса. Необычный дизайн не вписывался в строгую экономику Союза. В последующие годы американцы предлагали наладить совместный выпуск, а Ford хотел выкупить патент, но получил отказ от руководства страны.
В 1971 году предприняли ещё одну попытку осуществления планов в жизнь. Появилась модификация с индексом «К». Дизайн адаптировали под реалии Советского Союза. Он потерял свою уникальность, стал угловатым и типичным. Новая версия потерпела крах. На улицах Москвы не появилось ни одного экземпляра.
Несмотря на это, «К» привлекала внимание различных структур. Им требовалось по несколько экземпляров для создания машин специального назначения. Комитет Госбезопасности СССР оборудовал автомобиль под передвижную стацию радиоразведки. Ещё один вариант — мобильный командный пункт для генсека, через который он мог открывать прицельный огонь по городам ядерными ракетами.
В 90-х годах завод имени Лихачёва решил сменить путь развития. Получив десятилетний заказ на выпуск полдюжины машин каждый год, специалисты создали новый микроавтобус, который получил номер «3207». Распространённость новое авто не получила из-за высокой стоимости и моральной старости. Через год история закончился, когда ввели стандарт на высоту салона автобуса (полметра).
Характеристики и устройство ЗиЛ-118
Технические характеристики автолегенды СССР следующие:
- Вместимость — до 17 человек;
- Длина — 6,8 метров;
- Ширина — 2,1 метра;
- Высота — 2 метра;
- Колёсная база — 3,76 метра;
- Клиренс — 20,5 сантиметров;
- Вес — 5,3 тонны;
- Объём двигателя — 6 литров;
- Количество цилиндров — 8;
- Мощность — 150 лошадиных сил при 3,6 тысячах оборотах;
- Максимальная скорость — 120 км/ч;
- Разгон до 100 км/ч — 60 секунд;
- Средний расход топлива — 28 литров на 100 километров.
Разработчики планировали создать комфортный автобус для перевозки пассажиров по городу. особенность — дизайн, который отличался от других автобусов, передвигающимся по городам СССР. Над проектом работали молодые, но талантливые специалисты. В 1959 году проект зарегистрировали под названием ЗиЛ-118.
Кузов и салон микроавтобуса «Юность»
Длина кузова немного превышала 6,8 метров. Колёсная база получила 3,76 метра, а ширина составила 2,1 метра. Такие размеры позволили оборудовать в салоне 17 сидячих мест для пассажиров. Облицовочные панели делали из стали. Они соединялись с каркасом посредством сварки. Свободно пространство между ними заполнили полиуретаном, что обеспечило высокое качество термо- и звукоизоляции.
Водительская кабина от пассажирской зоны отделена перегородкой. Половина остеклена, посредине есть дверь. Силовая установка закрыта капотом, который состоит из двух откидывающихся частей. При полном открытии капота техник получает свободный доступ ко всем техническим узлам. Приборная панель и дизайн руля скопированы с лимузина 111-й модели. Водительское сиденье настраивается в продольной и вертикальной плоскостях.
Ширина входной двери составляет 88 сантиметров. Такого размера хватает для свободной посадки и высадки пассажиров. Если возникают трудности, ближнее к входу сиденье можно откинуть, что даст ещё больше пространства. Широкое лобовое стекло обеспечивало водителю полный обзор дорожной ситуации.
В задней части автомобиля имеется дверь, которая необходима для погрузки багажа. Если свободного места не хватает, можно демонтировать задний ряд сидений. Высота салона — 1 395 миллиметров. Её хватало для посадки людей, но перевозить стоящих пассажиров становилось невозможным.
Для комфортной температуры в салоне в зимнее время года в конструкции присутствует отопительное оборудование. Оно работает за счёт охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя, вентиляции и приспособления для обдува лобового стекла.
В тёплое время год открывались форточки или центральный люк на крыше для доступа в салон свежего воздуха.
Для передвижения в ненастную погоду водителем используется омыватель лобового стекла и два дворника. Для улучшения обзора существует центральное зеркало заднего вида. Ослепление солнечными лучами невозможно за счёт наличия противосолнечных козырьков. В распоряжении водителя имеется микрофонное устройство для оперативной подачи объявлений пассажирам. В распоряжении пассажиров имеются пепельницы, крючки для одежды, светильники и радиоприёмник.
Мотор и КПП ЗиЛ-118
Под капот микроавтобуса установили упрощённый вариант силового агрегата с лимузина премиум-класса. Он отличался высокой надёжностью и стабильностью работы. При 150 лошадиных силах мог разгоняться до 120 км/ч. Два топливных бака вмещали 160 литров горючего. Полной заправки хватало на 575 километров пути.
Автоматическая коробка передач оснащалась гидромеханической передачей. Это упростило управление транспортом, улучшило старт с места и разгон. Благодаря такой КПП снизилась нагрузка на силовой агрегат и детали силовой передачи. Запас рабочего ресурса микроавтобуса увеличился. Остальное техническое оснащение осталось неизменным. С ЗиЛ-111 перешла подвеска, ходовая часть, рулевой механизм и колёса.
Испытание на прочность
Автолегенда СССР прошла суровые практические испытания. Её отправили на поездки по междугородним маршрутам, на пути встречались, практически, все виды дорог. Это позволило конструкторам узнать о сильных и слабых сторонах.
Недостатки впоследствии исправили, а на преимущества сделали акцент.
После проведения обширного испытания руководители завода имени Лихачёва встали на сторону молодой команды разработчиков и обратились в правительство страны с просьбой о помощи развернуть массовый выпуск транспорта.
Какой можно сделать вывод?
ЗиЛ-118 — очередная легенда отечественного машиностроения, которая, несмотря на высокий потенциал, не увидела серийного выпуска. Уникальный транспорт, который получил международные награды, не вписывался в экономику страны, по мнению первых лиц государства.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/zil-118/