Какие бывают поезда

Поезд — это что такое? Какие бывают их виды

какие бывают поезда

Поезд – это вид транспорта, которым чаще всего пользуются жители СНГ, если им нужно выехать за пределы своего населенного пункта. При этом мало кто знает, что до появления железных дорог словом «поезд» называли другой вид транспорта. Давайте узнаем, какой именно, а также немного познакомимся с историей поездов, их видами.

Поезд – это

Сегодня этим словом называют железнодорожный состав из нескольких вагонов, прикрепленных к локомотиву, приводящему весь поезд в движение. Как правило, у поездов есть «голова» (начало) и «хвост» (конец), с обеих сторон которых прикреплено по локомотиву. В зависимости от того, какой из локомотивов сейчас тянет вагоны, расположение «головы» и «хвоста» поезда может меняться.

Кстати, не всем известно, но даже сам локомотив без прицепленных к нему вагонов тоже относится к понятию «поезд».

В странах СНГ поезда номеруются, чтобы не возникало путаницы. Вагоны также получают номера, при этом они неизменны даже в случае смены «головы» поезда.

Что называли «поездом» в прошлом

На Руси слово «поезд» появилось гораздо раньше, чем человечество вообще придумало железнодорожный транспорт. В старину так назывался обоз, состоящий из вереницы следующих друг за другом повозок (зимой — саней). Такие поезда использовались для перевозки провизии и оружия военными, а также торговцами, дабы доставлять свои товары из одного места в другое.

С появлением железных дорог привычное народу Российской империи слово стали использовать в качестве названия как для самого паровоза, так и для него в сочетании с вагонами. Кстати, сами вагоны изначально продолжали называть экипажами.

Интересно, что в подобном значении термин «поезд» сегодня употребляется лишь во время свадебных гуляний. Так называют торжественную процессию жениха, следующую в дом невесты, чтобы забрать ее в церковь или ЗАГС.

Происхождение термина

Существительное «поезд» — это исконно русское слово, которое было образовано от существительного «поездка», а до этого — от глагола «ездить» (перемещаться с помощью транспортного средства).

Сам же глагол существовал еще в праславянском языке. По этой причине он сохранился в современном украинском («їздити»), белорусском («ездзіць») , болгарском («яздя»), чешском (jezdit), польском (jeździć) и других славянских языках.

Первая железная дорога в Российской империи

В Европе впервые был запущен первый пассажирский поезд в сентябре 1830 г. Практичные европейцы довольно скоро осознали, как удобен и практичен, а главное, дешев новый вид транспорта, и вскоре территория самых передовых стран покрылась сеткой из железных дорог.

Через несколько лет после того, как был запущен первый поезд, это заинтересовало и жителей Российской империи, и начались работы над созданием собственного локомотива.

Уже в 1836 году была первая попытка пустить поезд по железной дороге, правда, тогда вместо паровоза вагоны тянула за собой запряженная череда лошадей. После успешных испытаний в 1837 г. был учрежден поезд Санкт-Петербург – Царское Село, который курсировал по специально построенной для него железной дороге. Примечательно, что паровоз для движения этого поезда использовали лишь по выходным, а в будни вместо него вагонный состав по старинке тянули по рельсам запряженные лошади.

Стоит отметить, что успешная демонстрация первой железной дороги и ее возможностей способствовала развитию этой инфраструктуры во всей империи, и к началу нового столетия в России была целая сеть железных дорог.

Какие бывают виды поездов в СНГ

Классификация поездов производится по различным признакам. Чтобы понять, какой поезд к какому виду относится, нужно четко знать его скорость, длину, массу, дальность следования и тип груза.

  • По скорости поезда бывают: скорыми (более 50 км/час), скоростными (140 км/час), высокоскоростными (200-250 км/час) и ускоренными (точной скорости нет, но он движется быстрее скорого и скоростного, не перевозит пассажиров).
  • По длине — обычные без названия, длинносоставные, повышенной длины и соединенные из нескольких поездов.
  • По массе — сверхтяжелые и повышенной массы (более 6000 тонн).
  • По дальности – пригородными, дальними (более 150 км), прямыми (следуют по более чем двум дорогам), местными (в пределах одной дороги следуют менее чем на 700 км), сквозными, участковыми (едут от одной станции до другой), сборными (доставляют вагоны на разные станции).
  • По типу груза поезда бывают пассажирскими, грузовыми (товарными), грузопассажирскими, грузобагажными, почтово-багажными и воинскими.
  • По регулярности: летние, разовые, круглогодичные.

Термины «поезд», «вокзал»: какая между ними связь?

Рассматривая тему о поездах, нельзя не вспомнить о таком понятии, как «вокзал». Хотя вокзалы бывают автобусные, речные, морские, авиационные (аэропорты), чаще всего в умах граждан это понятие прочно связано с железной дорогой. Дело в том, что путешествие на поездах и по сей день остается самым дешевым и доступным для жителей практически любой страны, где есть железная дорога.

Вокзалом называется комплекс из одного или нескольких строений, построенных для обслуживания пассажиров и сортировки багажа. Они размещены в особо важных пунктах следования транспорта (в случае с железной дорогой – в наиболее крупных населенных пунктах).

По традиции на вокзалах можно не только сесть или сойти с любого транспорта, но и узнать расписание поездов, купить билет в кассах, оставить багаж в камере хранения, сходить в туалет или подкрепиться в местном кафе. Также многие вокзалы оборудованы залами ожиданий, комнатами отдыха (или отелями), где каждый пассажир может подождать свой поезд или отдохнуть и привести себя в порядок.

Источник: https://autogear.ru/article/303/062/poezd---eto-chto-takoe-kakie-byivayut-ih-vidyi/

Поезда и вагоны

какие бывают поезда

Категории пассажирских поездов различаются в зависимости от следующих факторов:

1.Дальность следования

Пассажирские поезда делятся на дальние и пригородные (до 200 км, АО «ФПК» не обслуживает) в зависимости от расстояния следования и условий проезда.

2.Скорость движения

Различают скоростные, скорые и пассажирские поезда:

  • скоростные пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не менее 91 км/ч при допускаемых скоростях движения в интервале 141-200 км/ч;
  • скорые пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость от 50 км/ч до 91 км/ч;
  • пассажирские поезда имеют маршрутную скорость менее 50 км/ч.

3. Регулярность движения

Пассажирские поезда делятся на поезда круглогодичного, сезонного и разового назначения.

4. Периодичность движения

Пассажирские поезда делятся на ежедневные, следующие через день (по нечетным или четным числам), следующие по дням недели или числам месяца.

5. Уровень предоставляемого сервиса

Пассажирским поездам с высококлассным сервисом и широким перечнем услуг присваивается категория «Фирменный». Поезда, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом, делятся на поезда повышенной комфортности и без предоставления дополнительных услуг. 

Нумерация

Поезда перевозчика АО «ФПК имеют следующую нумерацию: 

Категория поездаНумерация
Скорые круглогодичные 1-150
Скорые сезонного и разового обращения 151-298
Пассажирские круглогодичные 301-450
601-698
Пассажирские поезда сезонные, разового назначения и детские 451-598
Скоростные 701-750
Высокоскоростные 751-788
Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом(кроме скоростных и высокоскоростных) 801-898
Туристические (коммерческие) 921-940

Типы пассажирских вагонов:

Все вагоны поездов АО «ФПК» оборудованы системой отопления (работает в зимний период, на летний период консервируется). Вагоны в зависимости от класса обслуживания могут быть оборудованы биотуалетами, кондиционерами (работают в летний период, на зимний период консервируются), в них могут предоставляться дополнительные платные услуги, входящие в стоимость проезда.

Все пассажирские вагоны оборудованы кипятильниками или кулерами и пассажирам предоставляется охлажденная кипяченная или бутилированная вода.

В составах пассажирских поездов АО «ФПК» курсируют следующие типы пассажирских вагонов: 

На локомотивной тяге:

Вагоны класса «Люкс»

Вагоны имеют несколько разновидностей: с шестью купе в вагоне, с пятью и с четырьмя. В вагонах, в которых расположено четыре купе, оборудован салон-бар.

Купе вагона класса «Люкс» больше стандартного в 1,5 раза в вагоне с шестью купе и в 2 раза – с четырьмя. В купе 2 спальных места: это диван, который трансформируется в полутораспальную кровать шириной 120 см, и верхняя полка шириной 90 см. В купе – кресло и откидной столик.

В каждом купе – индивидуальный санузел с умывальником, вакуумным туалетом, который функционирует даже во время стоянок, и душем (в вагоне с четырьмя купе – душевой кабиной). Пол в санузле подогревается.

Купе вагона класса «Люкс» оборудовано индивидуальной системой кондиционирования, есть телевизор, DVD-проигрыватель и радио.

Вагоны СВ

В вагоне находятся 8 или 9 двухместных купе с местами для лежания, два туалета с умывальниками.

В купе расположены два нижних или нижнее и верхнее спальное место, стол, зеркало на двери купе и стенах (кроме вагонов трансформеров), вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.

Купейные вагоны

Купейный пассажирский вагон имеет 9 четырехместных купе, 2 туалета с умывальниками.

В каждом купе находятся две верхние и нижние полки, стол, зеркало на двери купе, вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.

В более чем 150 поездах курсируют купейные вагоны со специализированным купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Вагоны МИКСТ

Это вагоны, которые имеют признаки двух типов вагонов («Люкс» и СВ или СВ и купе).

Плацкартные вагоны

Плацкартный пассажирский вагон имеет 9 купе открытого типа, 2 туалета с умывальниками.

Вагон рассчитан на 54 спальных места, по 4 места в каждом купе: два нижних места, два верхних и 18 боковых мест: верхних и нижних. В каждом купе, а также на боковых местах имеется стол, места для размещения ручной клади, крючки для одежды.

Общие вагоны

Вагон с местами для сидения. Как правило, используются плацкартные вагоны – мест для сидения 81, иногда купейные – мест для сидения 54.

Вагоны с местами для сидения

Это вагоны, оборудованные комфортабельными местами для сидения.

Вагоны подразделяются на вагоны со стандартной компоновкой мест (50-70), с улучшенной (до 50) салонного типа и вагоны на базе купейного вагона. В вагонах 2 туалета с умывальниками.

Также в поездах курсируют двухэтажные купейные вагоны, вагоны СВ и с местами для сидения.

Вагоны международного сообщения

В международном сообщении (кроме стран СНГ и Балтии, Китая, Монголии, Северной Кореи) курсируют вагоны «Люкс», СВ и купейные вагоны габарита РИЦ. В страны СНГ и Балтии, Китай, Монголию, Северную Корею курсируют стандартные (как во внутригосударственном сообщении) вагоны «Люкс», СВ и купейные.

Кроме того, во внутригосударственном и международном сообщении курсируют поезда «Стриж« с вагонами (купейные вагоны, вагоны с местами для сидения, СВ, «Люкс») производства компании TALGO;

Моторвагонный подвижной состав

В межрегиональном сообщении курсируют моторвагонные поезда «Ласточка» и другие электро и дизель-поезда с местами для сидения.

Количество мест зависит от конструкции вагона.

Принципиальным отличием моторвагонного подвижного состава от состава на локомотивной тяге является то, что в нем все или некоторые вагоны оборудованы и двигателями, предназначенными для тяги, и салонами для перевозки пассажиров. В поезде с локомотивной тягой вагоны являются несамоходными.

Источник: http://pass.rzd.ru/static/public/ru/accessible?STRUCTURE_ID=5215

Какие бывают типы поездов, категории вагонов, классы обслуживания | Справочная

какие бывают поезда

Все пассажирские поезда дальнего следования делятся в расписании на скорые и пассажирские. Скорые поезда подразделяются на: фирменные и простые скорые. Скорые поезда по маршруту следования делают меньше остановок и время стоянок у них также сокращено по сравнению с пассажирскими. В стоимость билета на скорый поезд включена, так называемая, доплата «за скорость».

По уровню комфорта от пассажирского поезда отличается только фирменный поезд. В расписании он также отмечен «звездочкой», как фирменный.

Такой поезд может иметь собственное название, свой собственный интерьер или оформление. Также часы отправления и прибытия фирменного поезда, как правило, более удобны для пассажиров, а на борту имеется набор дополнительных сервисов.

Виды поездов и их категории

Российские пассажирские поезда дальнего следования, стоящие в расписании, делятся на категории и нумеруются следующим образом:

Скоростные и высокоскоростные поезда – это «Сапсаны», «Ласточки», «Аллегро», «Невский экспресс» и т.д. Скорость движения таких поездов составляет от 140 до 200 км/ч, а общая среднемаршрутная скорость с учётом всех остановок, составляет не менее 85 км/ч.

Для лучшего понимания – это означает, что скоростные поезда в пути находятся почти в два раза меньше времени, чем остальные на этом же маршруте.

Скорые поезда. Большая часть всех российских поездов – это скорые поезда дальнего следования. Они должны следовать по маршруту, со средней скоростью не менее 50 км/ч, с учётом всех стоянок по пути следования. При этом скорый поезд должен быть минимум на 5 км/ч быстрее самого быстрого пассажирского, курсирующего на этом же маршруте.

Фактически, большую часть поездов в расписании составляют скорые, делается это часто за счёт банального сокращения количества и времени стоянок.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  С какой скоростью едет метро

Главное отличие скорого поезда от пассажирского (помимо времени в пути) – чуть выше стоимость билета, но довольно незначительно (на 10-15%). А вот от скоростного поезда – в несколько раз.

Именно скорые поезда стоят в расписании на самом удобном для пассажиров времени отправления и прибытия.

По уровню комфорта скорые поезда подразделяются на фирменные скорые и скорые.

Пассажирские поезда. К обычным пассажирским поездам относятся те, чья маршрутная скорость составляет менее 50 км/ч. Проезд на таких поездах дешевле всего, а по пути следования они делают больше остановок, и каждая стоянка дольше, чем у скорых поездов.

Иногда такой поезд может оказаться единственным вариантом для пассажиров добраться до какой-то станции внутри маршрута, куда нет прямых поездов. Подвижной состав таких поездов обычно включает в себя, как старые вагоны, так и новые – в зависимости от направления и пассажиропотока.

Пассажирские составы делятся на поезда дальнего следования и пригородные поезда с радиусом маршрута до 200 км.

Что такое Фирменные поезда?

Фирменные поезда – это всё те же скорые, которые отличаются от остальных повышенным уровнем комфорта. Как правило, они включают в себя следующее:

  • Всегда новые вагоны.
  • Лучше время в расписании для отправления и прибытия пассажиров.
  • Современные биотуалеты с расширенным набором гигиенических средств.
  • Почти всегда укомплектованы системой кондиционирования воздуха.
  • Постельное бельё улучшенного качества. При посадке верхние полки уже застелены.
  • Высококлассные проводники, и более высокий уровень сервиса.
  • Вагон-ресторан и буфет с возможностью заказать у проводника еду с доставкой в купе.
  • На протяжении всего маршрута в составе находится дорожная полиция.

Источник: https://www.flydex.ru/spravka/tipy-poezdov-i-vagonov

✈ Какие бывают вагоны в поездах

В зависимости от конструктивных особенностей и классов обслуживания выделяют сидячие, плацкартные, купейные и спальные (люксовые) вагоны (хотя, при желании, эту градацию можно расширить). При покупке билетов важно учитывать их особенности, чтобы подобрать оптимальное соотношение между ценой билета и уровнем комфорта во время поездки.
Если вы решили сэкономить на поездке, смело покупайте билеты в сидячие вагоны.

Такие вагоны бывают трёх классов комфортности. Первый класс вмещает до 48 пассажиров. Кресла здесь удобные, с откидными спинками, стоят в три ряда. Проходы просторные, имеется кондиционер. Некоторые вагоны оснащены столиками и телевизорами.

Второй класс включает до 68 мест. Сиденья расположены в четыре ряда, для ног оставлено меньше места. На спинках передних сидений могут быть предусмотрены компактные откидные столики.

В некоторых вагонах установлены кондиционеры.

Третий класс — более 68 мест. Вместо мягких кресел здесь установлены широкие лавки со спинками. Кондиционера и биотуалета нет. Билеты продаются по низкой цене.

Плацкартные

Вагоны плацкартного типа состоят из 9 отсеков. В каждом отсеке расположено по 6 спальных мест, 4 слева от основного прохода и 2 справа. Все нижние полки имеют нечётные номера, верхние — чётные. Места с 37 по 54 — это боковушки, которые немного короче полок в основных отсеках. Места 35-38 расположены возле туалета. Для размещения багажа предназначены третьи полки и рундуки под нижними сиденьями.

Купейные

В каждом вагоне — 9 четырёхместных купе. Боковых полок нет. Купе изолированы от коридора перегородкой с раздвижной дверью. Дверь изнутри закрывается на замок. В купе есть стол, зеркало, четыре ночника, крючки для одежды, вешалки, плотные шторки на окне. Для хранения багажа предназначена ниша над входной дверью. На второй полке можно полноценно сидеть только в одноэтажных вагонах, а в двухэтажных из-за низкого потолка пассажирам приходится всю дорогу ехать лёжа или полусидя.

Люкс (СВ)

Вагон разделён на 8-10 двухместных купе повышенной комфортности. Полки в купе напоминают диванчики с мягкими спинками, которые расположены либо по два снизу, либо вертикально, друг над другом. В каждом купе есть кнопка вызова проводника, сплит-система, иногда ЖК-телевизор. Набор конкретных удобств зависит от класса люксового купе.

Люкс 1Б — это купе с туалетом, душем, ЖК-телевизором, розетками, доступом к беспроводному интерьеру, напитками, питанием и набором свежей прессы. Купе выкупается целиком, даже если в нём путешествует один пассажир. Люкс 1Э отличатся от 1Б только тем, что его не обязательно выкупать целиком. В люксе 1У есть биотуалет и кондиционер, в 1Л нет ни туалета, ни душа.

В 1У и 1Л дополнительные услуги оплачиваются отдельно.

Мягкие

В мягких вагонах расположено от 4 до 6 купе, больше похожих на гостиничные номера. Купе рассчитаны на 1-2 пассажиров. В двухместных купе внизу находится мягкий диван, который раскладывается в спальное место шириной 1,2 м. Верхняя полка имеет ширину 0,9 м. Также здесь есть кресло и стол, в некоторых вагонах встречаются ЖК-телевизоры и небольшие бары.

В стоимость проездного билета входят горячее питание и набор гигиенических принадлежностей для душа. Кроме того, пассажирам на время поездки выдают махровый халат и полотенце.

Эксперты рекомендуют выбирать вагоны, расположенные в середине состава. Такие вагоны считаются более безопасными по сравнению с теми, что расположены в голове или хвосте поезда.

1

Источник: https://www.biletik.aero/handbook/blog/poezda/kakie-byvayut-vagony-v-poezdakh/

Классификация электропоездов

В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на дальние и пригородные в зависимости от расстояния следования и условий проезда.

Приказом Министерства транспорта РФ от 18 июля 2007 г. N 99 установлено, что к категории «дальние» относят поезда, следующие на расстояние свыше 150 км, в составы которых включаются вагоны с местами для сидения и лежания и которые отвечают требованиям, предъявляемым к проезду в дальнем следовании. «Пригородные» поезда могут следовать на расстояние не более 200 км и состоять из вагонов с местами для сидения.

Определение категорий поездов в зависимости от скорости их движения производится исходя из маршрутной скорости движения таких поездов, которая определяется как средняя скорость движения таких поездов от начальной до конечной станции маршрута следования.

Величина маршрутной скорости определяется делением общей протяженности маршрута следования поезда (в километрах) на общее время нахождения поезда в пути следования (в часах) с учетом времени всех остановок на железнодорожных станциях для посадки и высадки пассажиров.

По скорости движения поезда подразделяются на:

  • пассажирские – маршрутная скорость движения которых не превышает 50 км/час;
  • скорые – маршрутная скорость движения которых составляет от 50 до 91 км/час;
  • скоростные – маршрутная скорость движения которых более 91 км/час.
  • Указанная выше классификация относится ко всем пассажирским поездам, в т.ч. и к электропоездам, она характеризует эксплуатационные параметры их использования и условия тарификации перевозок. Для каждого поезда должен предоставляться подвижной состав, имеющий технические характеристики, соответствующие его категории, и обеспечивающие требуемый уровень комфорта проезда.

    Конструктивные типы электропоездов

    Основные конструктивные решения, характеристики и уровень комфорта определяются типом электропоезда. В соответствии с типажом, утвержденным ОАО РЖД в 2008 году, определены электропоезда трех основных типов (в скобках указаны условные обозначения типов):

  • городской (ЭГ);
  • пригородный (ЭП);
  • межрегиональный (ЭМ).
  • Городские электропоезда применяются в транспортных системах крупных городов в пригородном сообщении на расстояния, в основном не превышающие 60 км, с челночным режимом движения по заранее определенным маршрутам со стабильным пассажиропотоком.

    Классический городской электропоезд – наземный аналог (он же альтернатива) метрополитену с небольшими расстояниями между остановками, с преимущественным размещением пассажиров стоя и, соответственно, с большим количеством входных дверей для обеспечения быстрой посадки-высадки большого числа пассажиров.

    Для городских электропоездов устанавливается, как правило, тактовый график движения.

    Получили распространение дополнительные разновидности городских электропоездов:

  • городской экспресс – для обеспечения ускоренных транспортных связей с крупными пригородными районами или городами-спутниками с минимальным числом остановок на маршруте;
  • аэроэкспресс – для обеспечения ускоренных перевозок по маршруту город-аэропорт с минимальным числом промежуточных остановок, с преимущественным размещением пассажиров сидя и специальными вагонами для багажа.
  • Пригородные электропоезда предназначены для обеспечения транспортных связей городов с ближайшими пригородами, а также между соседними населенными пунктами, они предназначены для перевозок на расстояния примерно до 200 км.

    Иногда пригородные электропоезда применяются на расстояниях более 200 км, такие маршруты классифицируются как «дальние» с соответствующими тарифами и нумерацией ниток графика. Универсальность пригородных электропоездов подтверждается наибольшим распространением их в транспортной системе России.

    Салоны пригородных электропоездов оборудуются местами для сидения и размещения пассажиров стоя. Среднее расстояние между остановками на маршрутах, обслуживаемых пригородными электропоездами, обычно составляет от 2,5 до 5,0 км.

    Межрегиональные электропоезда применяются на маршрутах поездов пригородного и дальнего сообщений с устойчивым пассажиропотоком на расстояния от 100 до 700 км между городами с остановками только в крупных населенных пунктах или без промежуточных остановок на маршруте. В межрегиональных электропоездах предусматривается размещение пассажиров на отдельных местах с повышенным уровнем комфорта. В такие поезда иногда продают билеты с указанием номеров мест, а в составе электропоезда предусматривают вагоны-рестораны или вагоны-буфеты.

    Различают дополнительные разновидности межрегиональных электропоездов в зависимости от конструкционной скорости:

  • скоростные – от 141 до 200 км/ч;
  • высокоскоростные – более 200 км/ч.
  • В ранее утвержденных типажах электропоездов и Правилах технической эксплуатации железных дорог вместо «межрегиональный» для поездов на расстояние до 700 км применялась категория «местный».

    Эта граница современными нормативными документами не установлена и определяется из условия обеспечения необходимого комфорта для сидящих пассажиров в течение периода времени нахождения поезда на маршруте.

    Например, в графике движения поездов на 2010 год максимальная длина маршрута, обслуживаемого межрегиональными электропоездами составляет 1100 км.

    Термины «городской» и «межрегиональный» применительно к поездам магистральных железных дорог нормативными документами и законодательством не установлены.

    Эти термины применяются только для определения технической разновидности конструкций электропоездов и не должны использоваться применительно к видам пассажирских перевозок и условиям их тарификации.

    Их применение обусловлено стремлением к большей информативности наименований типов электропоездов по сравнению с терминами, установленными законодательством РФ.

    Также распространены служебные электропоезда и электромотрисы, предназначенные для выполнения перевозок в технологических целях. Обычно они применяются для перевозки бригад рабочих, диагностики инфраструктуры железных дорог или инспекционных поездок.

    Классификация электропоездов по роду тока

    В зависимости от системы электроснабжения в России различают электропоезда постоянного тока напряжением 3 кВ и переменного тока 25 кВ частотой 50 Гц.

    На участках стыкования различных систем электроснабжения применяют двухсистемные электропоезда постоянного и переменного тока.

    За рубежом, в основном в европейских странах, распространены многосистемные электропоезда, в конструкции которых предусмотрена система питания от трех или более вариантов систем электроснабжения.

    На участках примыкания неэлектрифицированных и электрифицированных линий применяются гибридные электропоезда, оборудованные системой питания от тяговой сети и автономной силовой установкой (дизельной, газотурбинной) и/или накопителями энергии. Одним из вариантов гибридных электропоездов является аккумуляторный моторвагонный подвижной состав, в котором в качестве накопителя энергии используются аккумуляторные батареи.

    Олег Назаров

    Источник: http://emupages.ru/techno-class.htm

    Все о поездах РЖД: виды, типы, категориии, бронирование билетов онлайн

    Поездом считается железнодорожный состав, состоящий из нескольких вагонов, прикрепленных к центральному локомотиву, благодаря которому осуществляется движение электропоезда. За границей ЖД фирмы предпочитают нумерацию поездов, чтобы не путаться. Машинисты также получают назначение номера для своего состава.

    Виды и типы поездов РЖД

    Какие бывают поезда? Классификация пассажирских поездов производится по различным признакам:

    1. По времени следования: подразделяются на дневные и ночные.
    2. По скорости передвижения (по преодолимому расстоянию): обычные, скорые (средняя скорость), скоростные.
    3. По типу сообщения (соответствуют дальности маршрута): международный, пригородный, региональный, городской.
    4. Определение класса по названию: «Интерсити», региональный экспресс, отправительский поезд, экспресс ночного следования, скорый состав, пассажирский ночной состав дальнего следования, «Сапсан», «Ласточка», «Евронайт» и «СитиНайт», пригородный или городской поезд.

    Пассажирский поезд России

    Классификация вагонов по типу подразделяется на пассажирские и грузовые.

    Типы вагоновОбозначениеОписание
    Сидячий С Имеются места (мягкие или жесткие) для сидения.
    Общий О Плацкартный вагон, где люди располагаются рядом по трое внизу, верхние полки отсутствуют или просто не используются.
    Плацкартный П 4 стандартных места (два нижних и два верхних) и через проход 2 боковых. Нет ограждений у отсеков.
    Купейный К 4 стандартных места – пассажирское купе, имеются раздвижные двери.
    Мягкий М В большинстве трехместные купе, иногда двухместные, имеются дополнительные условия (душ, телевизор).
    Люкс/СВ Л/СВ Двухместные купе, где обе полки располагаются внизу. Повышенная комфортность, обеспечиваемая дополнительными услугами – работает интернет, есть телевизор.

    Категории вагонов поездов РЖД

    Скоростные поезда в Китае

    СВ (Л) – мягкий с 2–х местными купе;

    Люкс (М) — мягкий с 2-х местными купе с ванной комнатой;

    К (К) – купейный с 4–х местными купе;

    ПЛ (П) – спальный пассажирский вагон открытого типа (плацкартный);

    О (О) – вагон открытого с местами для сидения (общий);

    С (С) – вагон с местами для сидения;

    Классы обслуживания в поездах

    Обслуживание зависит от категории поездов:

    1А – VIP (с кондиционером);

    1Б – бизнес–класс (вагон СВ с услугами, кондиционером);

    1Л – люкс (вагон СВ без услуг);

    1М – продается только целое купе (на одного или двух пассажиров);

    1Е – вагон СВ;

    1С – бизнес–класс в сидячих вагонах (с услугами, системой кондиционирования);

    2Е – эконом–класс в сидячих вагонах (с услугами, системой кондиционирования);

    2К – купейный (вагон без услуг);

    2С – сидячий вагон (без услуг);

    3О – общий (без услуг);

    3П – плацкартный (без услуг);

    2Э – эконом–класс (с услугами, системой кондиционирования);

    Э – приравнивается к эконому–классу;

    Б – приравнивается к бизнес–классу.

    Купе с системой кондиционирования

    Классификация поездов зависит от длины состава, скорости движения, времени следования. Виды поездов подразделяются по другим значениям. Некупейные составы обычно имеют 54 спальных места в группе плацкарта и 81 – в общем режиме. А в купейных составах имеется 4 спальных места, причем нижние койки имеют нечетные номера.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сэкономить на поезде

    С каждым годом компании задаются вопросом, как еще больше повысить условия обслуживания пассажиров, и движутся в верном направлении.

    Поезда дальнего и ближнего сообщения

    Какие места в плацкарте лучше брать

    Еще одними видами поездов РЖД являются составы дальнего и ближнего сообщения.

    Для справки! Согласно статье 12 пункту 3 Федерального закона РФ пассажирам поездов западного, восточного, южного или северного направления запрещено использовать табакосодержащую продукцию.

    Пассажирские составы подразделяются на дальние и пригородные в зависимости от расстояния следования и условий проезда.

    Нумерация поездов

    Типы РЖД составов и их нумерация (номера присваиваются без букв):

    Разновидности РЖД поездовНомера
    Современные круглогодичные 1-150
    Скорые сезонные 151-298
    Пассажирские круглогодичные 301-450, 601-698
    Разового назначения и детские 451-598
    РЖД скоростные классические поезда 701-750
    Высокоскоростные 751-788
    Скорые на основе моторвагона 801-898
    Туристические 921-940

    Скоростные и скорые поезда: есть ли разница

    Разница есть, несмотря на то, грузовой это или пассажирский состав. Скоростные способны развивать скорость до 140 км/час. Также такие электровозы останавливаются лишь на главных станциях. Для скоростных составов требуется специальная железная дорога, предназначенная для высоких нагрузок. К данной группе относятся известные поезда «Ласточка» и «Стриж».

    Скорый поезд способен разогнаться от 50 до 90 км/час. По техническим характеристикам он напоминает обычный состав, только делает меньше остановок. Останавливается лишь в крупных городах и на узловых станциях. Скорые составы способны курсировать в основном на дальние расстояния.

    Скоростные поезда в странах Европы и Азии

    Какие поезда относятся к внеочередным? Это составы чрезвычайного назначения, которые пользуются старшинством по сравнению с другими электричками в отношении отправления на перегон. К внеочередным составам относятся восстановительные поезда и отдельные локомотивы, назначаемые:

    • для предоставления помощи при крушениях и авариях с поездами;
    • для восстановления связи и контактной сети в случаях их нарушения;
    • для восстановления путей при перерыве движения;
    • для тушения пожаров;
    • при снежных заносах.

    Фирменные поезда: уровень сервиса

    Обратите внимание! После ремонта в новых поездах должны находиться вентиляционные системы, телевизоры, wi-fi, кабельное и многие другие привилегии.

    В фирменных составах работают только лучшие машинисты. На проводниках фирменная одежда. В таких составах персонал сам застилает и убирает постельное белье, предлагает напитки. Пассажирам надевают ремни безопасности и выдают газеты и журналы, чтобы веселее проводить время в дороге. Также пассажирам предлагается ряд дополнительных услуг.

    В фирменных составах можно вкусно покушать. Для этого достаточно пройти в вагон-ресторан. Там найдутся блюда на любой вкус:

    • национальная кухня;
    • комплексные обеды;
    • постные блюда.

    В вагоне-ресторане стоят столики для взрослых и детей. Также предусмотрены столы для инвалидов. В общую стоимость билета входит несколько рационов питания.

    Вагон-ресторан в «Сапсане»

    Заказ билетов онлайн и в кассах ЖД вокзалов

    Большинство туристов уже давно заказывают железнодорожные билеты через онлайн-сервисы. На первый взгляд может показаться, что на вокзале можно приобрести билет гораздо дешевле. Но стоит только подумать, сколько времени придется добираться до кассы и сколько отстоять в очереди. Поэтому граждане предпочитают покупать билеты через интернет. Для этого нужно выбрать надежный сайт.

    Для справки! Обычно, покупая билет на сайте, турист попадает прямо в кассу ЖД вокзала. Сами билеты после оплаты отправляют на электронную почту.

    Такой способ очень удобный, так как можно не выходя из дома оформить проездной талон. Сайт не хранит данные и защищает их. Утечка информации не произойдет, так как все данные поступают по защищенным каналам.

    Источник: https://turproezdka.ru/zhd-perevozchiki/kakie-byvaut-poezda.html

    Как устроен поезд

    : 05 февраля 2018 721

    Что такое поезд вообще? Это ряд вагонов без двигателя, тянет которые по рельсам локомотив. Он же движется за счет мотора – электрического или комбинированного (дизеля и электродвигателя). Один локомотив может тянуть несколько десятков вагонов. Когда одного локомотива недостаточно, то состав тянет пара или даже несколько пар электровозов или локомотивов.

    Какие бывают моторы у локомотива?

    • Электромоторы используются только в поездах, которые ездят по одному рельсовому пути на короткие расстояния. Такие поезда получают электроэнергию от проводов, протянутых выше рельсового пути. Исключением являются электропоезда метро — они получают электроэнергию через третий рельс на пути.
    • Комбинированные моторы способны обеспечить такую мощность, чтобы двигать локомотивы, тянущие за собой товарняки с тяжелым грузом. Сгорающее дизельное топливо приводит в действие генератор, который вырабатывает электричество, а электричество питает моторы, приводящие в движение колеса.
    • Ранее электро- и комбинированных моторов в локомотивах, в паровозах стояла паровая машина (именно поэтому тогдашние локомотивы назывались паровозами). Паровая машина приводились в действие с помощью перегретого пара, который получали, сжигая в топках уголь или дрова.

    Почему у поезда стучат колеса?

    Рельсовое полотно состоит из отдельных отрезков рельс в 25 метров каждый. Между ними есть небольшой зазор, он необходим потому, что в летнюю жару металл имеет свойство расширяться, а в зимние холода наоборот сужаться. И данные зазоры обеспечивают подвижность металла без ущерба его эксплуатации.

    Характерный стук колес получается от того, что вагону приходится «запрыгивать» на следующий отрезок рельса, ведь край рельсы, когда на нее наезжает колесо поезда, под весом состава слегка прогибается.

    Стук повторяется в определенной последовательности, которая зависит от веса состава и его скорости.

    В странах, где резкие перепады температур совсем незначительны, рельсы укладываются без зазора и колеса вагона едут по ним без стука.

    Почему нумерация вагонов в поезде не всегда “с головы” и какие вагоны бывают

    Обычно «голова едет впереди» в тех составах, которые двигаются из начальной станции. И наоборот – при отправке из конечной. Но по дороге направление может несколько раз меняться, и локомотив оказывается то с одного, то с другого конца состава. А на станции Киев-пассажирский привычная фраза «нумерация с головы (или хвоста)» теперь заменена новыми ориентирами – восточным или западным направлениями.

    Так что, для того, чтобы разобраться откуда начинается нумерация, следует внимательно слушать, что говорит “тетка, которая объявляет о прибытии поезда”.

    Как расположены вагоны и можно ли садиться не в свой вагон

    Плацкартные вагоны всегда находятся по краям состава, а купейные, СВ и вагон-ресторан – в центре поезда. То есть, если вы купили билет в купейный вагон, вам стоит сразу направляться в центр состава.

    А на станциях, где небольшое время остановки, вы можете садиться в ближайший вагон, а затем пройти в свой уже в движущемся поезде.

    Источник: https://rozklad.spb.ru/sovety/poezd/kak-ustroen-poezd

    Классификация, названия и виды поездов

    Поезда сегодня воспринимаются как тип железнодорожного грузового либо пассажирского транспорта, имеющего явные преимущества перед автодорожной или водной техникой: скорость, удобство передвижения и перевозки багажа или грузов, особые сервисные условия. Что касается комфортности, то относительно этого критерия следует задуматься, поскольку всегда зависит от категории и типа вагонов. Поэтому виды поездов принято различать.

    Общая информация

    В системе РЖД существует классификация поездов, которые подразделяются на ночные и дневные, скоростные, скорые и обычные, пригородные, городские, региональные, междугородние и международные. При этом учитывается время следования состава, скорость его передвижения, преодолеваемое расстояние, дальность маршрута, категория поезда.

    Какого класса и типа следования поезд, так он и будет называться — ИНТЕРСИТИ, ЛАСТОЧКА, САПСАН, СИТИ-НАЙТ, ЕВРОНАЙТ. Тип вагонов зависит от предназначения: грузы или пассажиров перевозят. «Ласточка», «Сапсан» — значит высокоскоростные, «Сити» — имеющие отношение к межгородскому сообщению, «Найт» — ночного следования поезда.

    По своему типу составы РЖД снова классифицируются на категории. Какие бывают поезда:

    • круглогодичные современные;
    • круглогодичные пассажирские;
    • разовые и детские;
    • сезонные скорые;
    • классические скоростные — РЖД;
    • высокоскоростные;
    • скорые моторвагонные;
    • туристические

    По общепринятому стандарту пассажирский вагон характеризуют буквой. Она призвана означать способ расположения каждого пассажира на отведённом ему месте. Например:

    • С — сидячий;
    • О — общий (разновидность плацкарта для троих пассажиров с нижними местами);
    • П — плацкартный (для четырёх пассажиров с двумя верхними, двумя нижними и двумя боковыми местами без ограждений между отсеками);
    • К — купейный (для четырёх пассажиров со стандартными местами типа купе и раздвижными дверями);
    • М — мягкий (чаще для трёх пассажиров, реже двух с мягкими местами и особыми условиями в виде отдельного душа и телевизора;
    • Л/СВ — двухместное купе с нижними местами класса Люкс с повышенной комфортностью в виде интернета и телевизора.

    Класс обслуживания

    Класс обслуживания обозначается номером и буквой. Это зависит от категории поезда и отмечается в билете. Расшифровка разная. Например, принята следующая классификая:

    • 1А (VIP) — при кондиционере;
    • 1Б — бизнес-класс — купе с предложением услуг и кондиционером;
    • 1Л — люкс — купе без услуг;
    • 1М — купе на 1−2 пассажира с условием одновременного бронирования;
    • 1Е — купейный вагон;
    • 1С — бизнес-класс в сидячем вагоне с предложением услуг;
    • 2Е — эконом-класс в сидячем вагоне с кондиционером и услугами;
    • 2К — купе без услуг;
    • 2С — сидячий вагон без услуг;
    • 3О — общий вагон без услуг;
    • 3П — плацкарт без услуг;
    • 3Э — эконом-класс без услуг;
    • 2Э — эконом-класс с предложением услуг и кондиционером;
    • Э — эконом-класс;
    • Б — бизнес-класс.

    Особенности поездов

    Составы без купе рассчитаны на 54 спальных плацкартных места и 81 общее. Составы с купе — 4 спальных места при нечётной нумерации нижних мест.

    Как грузовые, так и пассажирские составы бывают скоростными, способными разгоняться до 140 километров в час, и скорыми, развивающими скорость до 90 километров в час. Их разница ещё и в том, что скоростные поезда останавливаются на станциях чаще и передвигаются по особым железнодорожным путям, предназначенным для повышенных нагрузок, а скорые поезда остановок делают меньше, курсируя на дальнее расстояние.

    Скоростные составы способны домчаться до пункта назначения на пару часов быстрее, в сравнении с другими видами. Популярными среди всех российских скоростных являются «Сапсан», «Ласточка», «Аллегро» и «Невский экспресс». Названия поездов часто отражают их технические характеристики.

    Поездка на САПСАНЕ

    САПСАН — название наиболее звучное. Это высоконадёжный и высокоскоростной состав из 10 вагонов, работающий на европейских линях. Его длина — около 250 метров. Он разработан по технологиям, близким к авиационным, и обладает меньшим весом, причём вся техническая «начинка» устроена либо над его корпусом, либо под ним.

    Поэтому внутри «Сапсана» намного просторнее и уютнее. Благодаря расширенному пространству внутри поезда увеличиваются качественные показатели перевозки пассажиров, количество которых не снижается, несмотря на достаточно высокую стоимость билетов. Вот почему пассажиры чувствуют себя намного комфортнее и чаще выражают благодарность ЖДА (железнодорожной администрации) за предоставленную услугу.

    Интересна и история названия «Сапсана», которая обращает внимание на способность хищной птицы, существующей в природе, разгоняться в момент охоты до скорости свыше 300 километров в час.

    Это является таким же удивительным исключением в мире пернатых, как и техническое преимущество нового поезда, занявшего первый пункт в рейтинге российских составов.

    Технические возможности «Сапсана» ограничиваются нормами для российских железных дорог 250 километрами в час, но по факту его максимально возможная скорость — до 350 километров в час.

    Услуги для пассажиров

    Передвижение на скорых поездах популярно среди туристов, поскольку на малых станциях в некрупных населённых пунктах они не останавливаются, а остановки совершают лишь в крупных городах. У пассажиров появляется возможность осмотреть их достопримечательности. Поэтому наиболее удобный вариант расписания ориентирован, прежде всего, на прибытие и отбытие именно скорых поездов.

    Последние начали своё существование ещё в XIX веке, когда инженеры только начинали изобретать обновлённые разновидности паровозов.

    Понятие «фирменный состав» является синонимом обслуживания на высоком уровне, начиная от высококвалифицированных машинистов и заканчивая дресс-кодом персонала, носящего отличительный значок и профессионально продвигающего свой сервис.

    В поезде такого уровня персонал окружает заботой каждого пассажира: расстилает постельное бельё и убирает его, разносит напитки, застёгивают ремни безопасности, предлагают прессу для чтения и развлечения.

    Спальные места в таком составе отличаются повышенной комфортностью.

    В дополнительные услуги включается пользование уютным вагоном-рестораном, располагающим изысканным меню, в которое могут входить комплексные обеды, блюда национальной кухни, при необходимости — даже постные блюда. Столы в вагоне-ресторане адаптированы для потребностей и взрослых посетителей, и детей, и инвалидов. Важно, что общая стоимость билета в такой поезд включает в себя не один рацион питания, а несколько.

    Некоторые города имеют свой поезд, являющийся их визитной карточкой. Таковы иркутский «Баргузин», калининградский «Янтарь», екатеринбургский «Урал». В России количество фирменных составов исчисляется сотней, а наиболее популярным является «Красная стрела», курсирующая из Санкт-Петербурга в Москву. Это один из первых фирменных составов, который открыл линию «Премиум».

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько мест в плацкартном вагоне поезда

    Разные направления

    Обычные пассажирские составы следуют от станции к станции, не пропуская ни одной остановки. Такие составы удобны для пассажиров, едущих от крупных населённых пунктов до малых и обратно. Зачастую для них это бывает единственным возможным видом транспорта, поскольку на скором поезде они рискуют «проскочить» нужную станцию.

    По внутреннему обустройству и уровню комфортности между обычными пассажирскими поездами и скорыми составами отличия нет. Хотя пассажирам обычного поезда следует планировать на поездку больше времени, что придётся учитывать заранее. Такие поезда известны в России с 1837 года: они начали передвижение ещё по царскосельским железнодорожным путям.

    Электричка известна как состав, работающий от электротяги, а также востребованный пригородный поезд. Предназначена для ближнего междугороднего сообщения.

    Технические возможности позволяют электричке быстро набирать скорость и так же быстро совершать остановки на кратковременных межстанционных перегонах. Составы такого типа экологичны, поскольку не имеют продуктов отработки, выбрасываемых в окружающую среду.

    Относительно недорогие билеты пассажиры приобретают на железнодорожном вокзале незадолго до отправления.

    Туристические составы представляют собой люксовые, комфортабельные поезда, которые перемещаются по запланированному экскурсионному маршруту и служат для перевозки туристов. Заранее понятно, что такой поезд должен отличаться от других уровнем обслуживания и степенью удобства. В России известно несколько туристических поездов: «Кругобайкальский экспресс», «Золотой орёл» (транссибирский экспресс), «Зимняя сказка», «Байкальский круиз» (ретро-поезд) и другие менее популярные.

    Чёткая схема отправления на перегон определяет внеочередные составы, к которым относятся восстановительные локомотивы, оснащённые обязательным переговорным устройством. Их привлекают по востребованию при чрезвычайных ситуациях:

    • для доставления бригад спасателей и медицинских работников в условиях крушений, поездных аварий;
    • для ремонта коммуникаций или железнодорожных путей, пожаротушения, устранения снежных заносов.

    В целом железнодорожная индустрия на месте не стоит, предлагая потребителям усовершенствованные модели поездов, созданных на основе базовых конструкций, но по новейшим современным технологиям.

    В связи с этим сегодня категории поездов и типы вагонов модифицируются, начинают выглядеть как транспорт будущего, механические устройства внутри них уступают место электронным. Это требует от машинистов освоения новых знаний и постоянного повышения уровня квалификации.

    Источник: https://101mesto.com/interesnye-marshruty/klassifikatsiya-nazvaniya-i-vidy-poezdov.html

    Виды поездов дальнего следования. Скоростные типы поездов в России

    Российские современные пассажирские поезда в зависимости от скорости делятся на три категории: пассажирские, скорые и скоростные (есть ещё высокоскоростные, но их мы объединим с третьей группой). К тому же скорые поезда различаются по комфортности: есть фирменные и обычные. В чём разница? Во времени, которое вы потратите на дорогу, и в стоимости проездного билета на железнодорожный транспорт.

    Скоростные и высокоскоростные поезда

    Скоростные поезда – это «Сапсаны», «Ласточки», «Аллегро», «Невский экспресс» и т.д. Список постепенно пополняется.

    • В каждый момент движения их скорость не меньше 140 км/ч, а средняя маршрутная скорость с учётом стоянок – не меньше 85 км/ч.
    • На практике это означает, что скоростным поездом можно добраться от одного города до другого в 2-3 раза быстрее, чем прочими. Скажем, скорый поезд идёт от Санкт-Петербурга до Москвы 7-11 часов, а скоростной – около 4 часов.

    Скорые поезда

    Большая часть российских поездов — скорые. Они должны курсировать со средней скоростью не менее 50 км/ч (с учётом стоянок). При этом скорый поезд должен быть минимум на 5 км/ч быстрее самого быстрого пассажирского из ходящих по этому маршруту. Фактически сейчас большую часть поездов стараются пускать как скорые, часто – за счёт сокращения числа и времени стоянок.

    • Главное отличие скорого поезда от пассажирского (помимо времени в пути) – чуть выше стоимость билета, но довольно незначительно (на 10-15%). От скоростного – в несколько раз.
    • Именно скорые поезда стараются ставить на самое удобное время отправления и прибытия.
    • По комфортности скорые поезда бывают фирменными и нефирменными.

    Фирменные поезда

    Фирменные поезда отличаются от остальных комфортабельностью.

    • Новые вагоны.
    • Биотуалеты с жидким мылом, бумажными полотенцами, одноразовыми сидениями для унитаза и другими необходимыми аксессуарами.
    • Как правило, есть кондиционер (но стоит помнить, что он может сломаться).
    • Более качественное постельное бельё и полотенца, на верхних полках бельё уже постелено.
    • Лучшие проводники, ощутимо более высокий уровень сервиса.
    • Вагон-ресторан с расширенным выбором блюд. Можно заказать еду с доставкой в своё купе.
    • Поезда сопровождает охрана.

    Пассажирские поезда

    К пассажирским относят все поезда с маршрутной скоростью менее 50 км/ч. Они дешевле всего, делают больше остановок и каждая стоянка дольше, чем у скорых поездов. Иногда такой вариант оказывается удобнее. Например, чтобы в дороге было достаточно времени для сна. В состав могут быть включены как старые, так и новые вагоны – в зависимости от наличия. Предугадать это невозможно, но поскольку РЖД планомерно обновляет составы, бояться не стоит.

    Источник: https://poezd.ru/text/poleznaya_informaciya/tipy_poezdov.php

    Классификация поездов по скорости

    Практически все пассажиры знают, что бывают скорые и ускоренные поезда, фирменные и пассажирские состава, но чем они отличаются, известно не многим. Предлагаем устранить этот пробел в знаниях.

    Какими бывают поезда?

    Сначала следует разобраться в классификации железнодорожных составов. Критерием классификации выступает маршрутная скорость, то есть время преодоления расстояния от одного пункта до другого. Подробнее о том, какими бывают поезда в зависимости от скорости, далее.

    Высокоскоростные

    Самыми быстрыми считаются высокоскоростные поезда. Они способны двигаться со скоростью 200−400 км/ч. их особенность заключается в том, что они не могут передвигаться по обычным рельсам. Для них строят специальное полотно, способное выдержать большие нагрузки. Высокоскоростная магистраль появилась еще в 2000-х годах и продолжает активно развиваться. Сейчас самые быстрые составы курсируют из столицы в другие города, а также позволяют из России добраться в европейские города.

    К примеру, самым известным высокоскоростным составом выступает «Сапсан», который курсирует между столицей и Санкт-Петербургом и позволяет преодолеть расстояние между этими городами в два раза быстрее. «Аллегро» является международным высокоскоростным поездом, так как курсирует из Северной столицы в Хельсинки.

    Сейчас РЖД занимается возведением высокоскоростной магистрали, длина которой составляет около 1500 км. По ней смогут ездить поезда со скоростью около 400 км/ч. Она соединит Москву с Поволжьем и Сибирью. Курсировать состав будет двигаться из столицы через Казань в Екатеринбург. В перспективе запланировано строительство подобной магистрали из Москвы в Сочи.

    Скоростные

    Маршрутная скорость таких поездов немного ниже – около 140 км/ч, хотя на ровных участках дороги они могут разгоняться до 200 км/ч. В обычной жизни разделения между скоростными и высокоскоростными составами не делают, так как для передвижения обоих категорий необходимо специальное полотно.

    К этой категории можно отнести:

    • «Ласточку» − поезд, который передвигается со средней скоростью 140-160 км/ч. Ездят такие составы из столицы и Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, а также по Краснодарскому краю.
    • «Стриж» — ездит со скоростью до 200 км/ч по маршруту из Москвы до Нижнего Новгорода и обратно.

    Скорые

    Техническая скорость скорых составов не отличается от пассажирских, но благодаря тому, что они делают мало остановок (только на крупных станциях и вокзалах) расстояние они преодолевают значительно быстрее. Маршрутная скорость таких поездов колеблется от 50 до 90 км/ч. Стоимость билета в немного дороже. На просторах государства ездят сотни таки поездов, причем в разных направлениях.

    К примеру, поезд под названием «Сура» курсирует из Москвы в Пензу, а «Лотос» соединят столицу с Астраханью. Между Москвой и Челябинском курсирует также скорый поезд «Южный Урал». Существуют и другие поезда такого же типа на других маршрутах. Обычно они не имеют специального названия, а просто нумеруются. Скорые поезда отправляются из Москвы практически во все регионы.

    Ускоренные

    Официально такого названия нет. К этой категории относятся грузовые составы, которые передвигаются быстрее обычных поездов. Используются они для перевозки быстропортящихся грузов. Не применяются для перевозки пассажиров.

    Фирменные

    По скорости фирменные поезда относятся к скорым, так как они передвигаются со скоростью 50-90 км/ч. Но это единственное их сходство. Особенностью фирменных составов выступает высокий уровень комфорта и обслуживания. Пассажиры в них могут рассчитывать на набор дополнительных услуг, которые делают поездку максимально комфортной. Базовый уровень обслуживания также установлен на высоком уровне. Проводники, работающие в таких поездах, обязательно проходят специальную подготовку.

    Все фирменные поезда имеют свое название. К примеру, состав, курсирующий из столицы в Пермь, называется «Кама», а из Москвы в Томск – «Томич», из столицы в Киров – «Вятка» и так далее. При покупке билетов следует обращать внимание, имеется ли в проездном документе пометка «скорый». При ее отсутствии поезд будет передвигаться, как обычный пассажирский, но будет иметь комфортные условия и набор услуг для удобства пассажиров.

    Пассажирские

    Преодолевают маршрут такие поезда со скоростью до 50 км/ч, хотя технически они могут ездить не медленнее составов, относящихся к категории «скорые». Главное отличие заключается в том, что они останавливаются на каждой остановке, что существенно замедляет его движение по маршруту. Такие составы пользуются большим спросом, несмотря на то, что двигаются медленно.

    Служит тому две причины:

    1. Стоимость проезда довольно низкая, особенно по сравнению с другими категориями.
    2. На пассажирском поезде можно добраться до небольшой станции или некрупного населенного пункта. Скорые составы на таких станциях просто не останавливаются.

    Пассажирские поезда бывают фирменными, то есть в них улучшенный сервис обслуживания, имеются дополнительные услуги. Примером такого поезда можно назвать «Белые ночи» — состав, который курсирует из Москвы в Вологду. Если в билете нет обозначения «скорый», значит, он по умолчанию пассажирский.

    Количество пассажирских поездов с каждым годом становится все меньше. Им на смену приходят составы, способные передвигаться быстрее.

    Источник: https://rzd-online.ru/novosti/klassifikacziya-poezdov-po-skorosti/

    Что называли «поездом» в прошлом

    На Руси слово «поезд» появилось гораздо раньше, чем человечество вообще придумало железнодорожный транспорт. В старину так назывался обоз, состоящий из вереницы следующих друг за другом повозок (зимой — саней). Такие поезда использовались для перевозки провизии и оружия военными, а также торговцами, дабы доставлять свои товары из одного места в другое.

    С появлением железных дорог привычное народу Российской империи слово стали использовать в качестве названия как для самого паровоза, так и для него в сочетании с вагонами. Кстати, сами вагоны изначально продолжали называть экипажами.

    Интересно, что в подобном значении термин «поезд» сегодня употребляется лишь во время свадебных гуляний. Так называют торжественную процессию жениха, следующую в дом невесты, чтобы забрать ее в церковь или ЗАГС.

    Первая железная дорога в Российской империи

    В Европе впервые был запущен первый пассажирский поезд в сентябре 1830 г. Практичные европейцы довольно скоро осознали, как удобен и практичен, а главное, дешев новый вид транспорта, и вскоре территория самых передовых стран покрылась сеткой из железных дорог.

    Через несколько лет после того, как был запущен первый поезд, это заинтересовало и жителей Российской империи, и начались работы над созданием собственного локомотива.

    Уже в 1836 году была первая попытка пустить поезд по железной дороге, правда, тогда вместо паровоза вагоны тянула за собой запряженная череда лошадей. После успешных испытаний в 1837 г. был учрежден поезд Санкт-Петербург – Царское Село, который курсировал по специально построенной для него железной дороге. Примечательно, что паровоз для движения этого поезда использовали лишь по выходным, а в будни вместо него вагонный состав по старинке тянули по рельсам запряженные лошади.

    Стоит отметить, что успешная демонстрация первой железной дороги и ее возможностей способствовала развитию этой инфраструктуры во всей империи, и к началу нового столетия в России была целая сеть железных дорог.

    Термины «поезд», «вокзал»: какая между ними связь?

    Рассматривая тему о поездах, нельзя не вспомнить о таком понятии, как «вокзал». Хотя вокзалы бывают автобусные, речные, морские, авиационные (аэропорты), чаще всего в умах граждан это понятие прочно связано с железной дорогой. Дело в том, что путешествие на поездах и по сей день остается самым дешевым и доступным для жителей практически любой страны, где есть железная дорога.

    Вокзалом называется комплекс из одного или нескольких строений, построенных для обслуживания пассажиров и сортировки багажа. Они размещены в особо важных пунктах следования транспорта (в случае с железной дорогой – в наиболее крупных населенных пунктах).

    По традиции на вокзалах можно не только сесть или сойти с любого транспорта, но и узнать расписание поездов, купить билет в кассах, оставить багаж в камере хранения, сходить в туалет или подкрепиться в местном кафе. Также многие вокзалы оборудованы залами ожиданий, комнатами отдыха (или отелями), где каждый пассажир может подождать свой поезд или отдохнуть и привести себя в порядок.

    Источник: https://monateka.com/article/178035/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Общественный транспорт