Как устроен биотуалет
Отсутствие канализации раньше решалось обустройством уличного клозета. Сегодня на смену выгребным ямам и деревянным домикам над ними пришли биотуалеты. Создано большое количество различных моделей, отличающихся устройством, принципом действия и размерами.
Их выбор в первую очередь зависит от условий эксплуатации, предназначения и других аспектов. Чтобы не допустить ошибки при покупке аппарата, следует знать не только их виды, но и устройство биотуалета. Что же он собой представляет и как работает? Попробуем ответить на эти вопросы.
:
Назначение и конструктивные особенности
Устройство портативного туалета
Биотуалет внешне очень напоминает обычный унитаз. Но на самом деле это автономное устройство. Большинство моделей не нуждается в подключении не только к центральной канализации, но и к водопроводу.
https://www.youtube.com/watch?v=XJENMVX3ON8
Они могут применяться в загородных частных домах, дачах, городских квартирах. Мобильные биотуалеты используются при проведении массовых мероприятий. Они устанавливаются также в летних кафе, на автозаправках, в местах отдыха и парках.
Конструкционное устройство биотуалета довольно простое – всего две емкости, выполняющие свои специфические функции. Например, в одной может находиться вода для смыва, в другой происходит накопление твердых отходов.
Смотрим видео о компостирующий туалет Separett Villa устройство и принцип работы:
Современный клозет совсем не похож на неудобные и холодные уличные домики, которые еще и сегодня можно встретить во дворах отдаленных населенных пунктов. Его конструкция проста и удобна, он имеет эстетичный внешний вид и может быть установлен в помещении или на открытом воздухе.
Как устроен портативный вариант
Он состоит из двух емкостей, которые имеют разъемное соединение. При заполнении нижней, она легко отсоединяется и транспортируется к месту очистки. В верхнем бачке, в зависимости от модели, может быть вода, в которую добавлены специальные химические, биологические средства или торф.
Смотрим видео о работе портативной модели:
Принцип работы такого биотуалета для дачи основан на воздействии специальных препаратов на отходы жизнедеятельности человека, ускоряя процесс их переработки и устраняя неприятные запахи.
Виды и их принцип работы
Условно все аппараты можно разделить на две группы:
Первые – это небольшие компактные биотуалеты, которые можно легко транспортировать, довольно просто устанавливать и комфортно использовать. Они удобны для применения в далеких поездках на автомобилях, в морских путешествиях на яхтах. Биотуалет стационарный устройство и принцип действия также имеет несложные. Они представляют собой кабинку, внутри которой находится основная часть биотуалета из двух емкостей, опорожнение которых выполняется по мере заполнения.
портативные переносные модели
В зависимости от того, какие используются наполнители такие санитарные системы подразделяют на:
- Химические
- Биологические
- Торфяные
В первых, в качестве обеззараживающего средства употребляются жидкости или порошки на основе формальдегидов. Данный вид портативных туалетов может применяться только в той местности, где проведена центральная канализация, так как его опорожнение допустимо только туда. Отходы экологически небезопасны и их компостирование и использование в дальнейшем невозможно. Поэтому химическая модель не пользуется большим спросом, и ничего биологического в ней нет.
Биологические туалеты – одни из самых экологически безопасных. В них роль наполнителя играет состав на основе микроорганизмов. Такие устройства широко применяются в загородных домах с земельными участками, так как утилизируемые из них отходы затем можно использовать в качестве натурального удобрения. Единственным недостатком данных моделей является высокая стоимость наполнителя.
Смотрим видео принцип работы и устройство торфяных моделях:
Торфяные аппараты требуют подключения к водопроводу. Как работает такой биотуалет, который особенно хорош для дачи? В нем отходы засыпаются смесью, состоящей из торфа, опилок и композиционных добавок.
Такие модели отличаются удобством в использовании, так как являются полностью автономными и не требуют подключения к каким-либо системам. Среди них можно встретить туристический вариант или так называемый биотуалет с пакетами.
В его конструкции вместо контейнера, в котором накапливаются отходы, применяется прочный полиэтиленовый пакет.
Существуют еще электрические или бизнес биотуалеты. Они по внешнему виду практически не отличаются от обычных унитазов. Но могут использоваться только в тех помещениях, где есть возможность их подключения к электросети, так как их функционирование возможно только при работе компрессора и вентиляции.
Смотрим видеообзор о биотуалете электрического типа:
Его принцип действия основан на разделении твердых и жидких отходов, последние выводятся в систему канализации или в дренаж. А твердые продукты жизнедеятельности высушиваются и накапливаются в нижнем баке, который периодически опорожняется.
Как и чем заправляются биотуалеты
заправка портативного варианта
Чаще всего потенциальных покупателей интересует не столько, как устроен биотуалет, пригодный, например, для дачи, сколько, что служит в биотуалете наполнителем и куда его потом девать. В качестве поглощающего материала в таких санитарных конструкциях применяются различные средства.
В зависимости от этого они подразделяются на:
- Компостирующие
- Химические
- С биологической очисткой
В первых в качестве активного вещества применяют смесь торфа с опилками. При использовании данной модели на дно нижнего бака насыпается порция наполнителя. А так как торф обладает хорошими поглощающими свойствами, то его потребуется небольшое количество. Еще одним положительным моментом при использовании такого туалета является возможность компостирования отходов и дальнейшее их применение в качестве удобрения.
В химических моделях роль наполнителя играют специальные жидкости или гранулы. Однако они предполагают очистку накопительной емкости в центральную канализацию, так как являются вредными для окружающей среды. Узнать о наполнении камеры в них позволяют специальные индикаторы.
Данные модели биотуалетов могут применяться не только в помещении, но и в уличных постройках. При использовании их зимой в качестве наполнителя рекомендуется применять антифриз или незамерзающие жидкости, обслуживание биотуалетов такого вида очень простое и доступно для всех.
Средства по уходу за биотуалетами
Модели с очисткой микроорганизмами являются биологически безопасными. В них в качестве наполнителя используются микроорганизмы, способные перерабатывать отходы в компост. Устройство биотуалета данного типа на даче можно считать идеальным вариантом. В них совершенно отсутствуют запахи, а применяемые смеси не имеют вредных примесей, что позволяет утилизировать отходы в компост.
Какой биотуалет выбрать?
Рассмотрев все виды современных санитарных систем и то, как устроен биотуалет, можно легко определиться с выбором оптимального варианта. Но при этом обязательно нужно ориентироваться не только на вид, но и на то, какие биотуалет характеристики должен иметь. Одним из самых дешевых и экологически безопасных является торфяной вариант. Его можно устанавливать как на улице, так и в доме.
Обычно такие образцы изготавливаются из прочных не поддающихся воздействию температур материалов. Единственное о чем нужно уточнить заранее – это имеются ли в комплектации запчасти для биотуалетов, и в том числе вентиляционные трубы. Иначе их придется приобретать отдельно.
Обязательно следует учитывать и объем бака, от этого зависит, как часто вы будете его опорожнять. Например, для семьи из 3-4 человек, возможно, достаточно будет и один раз в месяц. Выбирая размеры биотуалета, а именно нижней емкости, стоит подумать и о том, кто его будет выносить. Ведь заполненный он имеет достаточно большой вес, что потребует определенных усилий.
Высота стульчака имеет значение в том случае, если в доме есть дети. Для них можно купить детский биотуалет или специальное сиденье.
Источник: http://VashBiotualet.ru/biotualet/ustrojjstvo-i-princip-raboty-biotualeta-rassmatrivaem-razlichnye-vidy.html
Биотуалет в поезде
Ранее туалет в поезде у многих пассажиров ассоциировался с чем-то ужасным и неприятным. Выдержать поход в санитарную комнату без закрывания носа под силу не каждому пассажиру. Неприятные запахи обычно слышны даже в коридоре.
К тому же конструкция неудобна, особенно для детей, людей с особыми потребностями и стариков. Сейчас все чаще в поездах встречаются биотуалеты. Их использование вполне можно сравнить с квартирным унитазом.
Наличие новых конструкций делают поездки более комфортными, причем для пассажиров разных возрастов.
Основные преимущества
Туалет в старых вагонах можно сравнить с сортиром в деревне, то есть это просто дырка в полу. Главное отличие в том, что конструкция изготовлена из нержавеющей стали, а также в наличии металлической заслонки. Она открывается после нажатия ногой на специальную педаль. Одновременно с открытием заслонки происходит и смыв воды.
Главный недостаток старых туалетов заключается в загрязнении окружающей среды. При открывании заслонки фекалии и другие отходы «выпадают» на шпалы, над которыми проходит поезд. Отходы никто не убирает и они разлагаются естественным способом.
По этой причине санузел в старых вагонах закрывается проводником на станциях и в санитарных зонах, в частности при движении поезда через город.
Это доставляет пассажирам определенные неудобства, поскольку порой туалет закрывают на продолжительное время.
Биотуалет лишен подобного недостатка, поскольку он не выбрасывает отходы наружу, а скапливает их в специальных емкостях. К основным преимуществам можно отнести следующее:
- Санитарная комната не закрывается на станциях и вокзалах. Сходить по нужде можно в любой момент.
- Полностью отсутствуют неприятные запахи, поэтому пассажирам не нужно закрывать нос платком и сдерживать рвоту.
- Видимая конструкция биотуалета схожая с обычным унитазом. У пожилых пассажиров или детей не возникает трудностей при пользовании. Не нужно ногами взбираться на конструкцию. Достаточно взять в дорогу накладки на унитаз, чтобы сделать все дела в пути с комфортом.
- Не загрязняется окружающая среда. Отходы собираются в бак, а после утилизируются (обычно сливаются в канализацию), поэтому не наносят вред природе.
Особенности конструкции
В вагонах могут применять разные виды биотуалетов, хотя принцип работы в них всегда одинаков. Они должны справляться с несколькими функциями:
- собирать отходы в специальных емкостях;
- обеспечивать смыв;
- предупреждать проникновение неприятных запахов в помещение.
Сама простая конструкция состоит из трех основных элементов:
- унитаза;
- бака с водой для смыва;
- емкости для стоков.
Такие устройства применялись до 2006 года, а после биотуалеты были модернизированы. С 2007 года в поездах стали применяться туалетные системы, имеющее более сложное устройство. Обычно они состоят из следующих компонентов:
- бака для нечистот;
- двух унитазов (могут располагаться в одном конце вагонов или разных);
- системы, создающей вакуум;
- насосов, отвечающих за подачу воды;
- двух кранов;
- электронной системы, которая управляет биотуалетами.
особенность системы в том, что насосы создают внутри вакуум. В связи с этим система должна быть полностью закрытой. Использование вакуума дает возможность быстро убирать фекалии, поэтому исключено присутствие неприятного запаха в санузле. К тому же в воду, которая используется для смыва, добавляются химические вещества.
Они выполняют несколько функций – нейтрализуют неприятные запахи и уничтожают различные бактерии. К тому же «химия» позволяет отделяться воде от твердых частиц. В результате жидкая часть отводится наружу через специальную дренажную систему, а вот твердые стоки утилизируются в канализацию соответствующим способом. Обычно это делается на станциях в специально отведенных местах.
Откачиваются нечистоты через подключенные к бакам шлангам.
Простые правила
В целом пользование биотуалета ничем не отличается от унитаза, установленного в квартире. Чтобы смыть туалет, нужно нажать на кнопку синего или красного цвета, расположенную сбоку. При смыве обычно возникает звук, схожий со звуком реактивного двигателя. Пугаться его не стоит. Причиной служит вакуум, который поддерживается внутри системы.
Главное правило, которое следует соблюдать пассажирам – не бросать в унитаз туалетную бумагу, гигиенические прокладки и тампоны, другой мусор и твердые предметы. Для этого имеется отдельная емкость. При попадании твердых частиц биотуалет может выйти из строя. Сложность ремонта заключается в дефиците специалистов. Они обычно имеются не на всех станциях, а некоторые системы могут ремонтировать и обслуживать мастера, прошедшие обучение от производителя.
Как определить наличие биотуалета в вагоне?
Нередко бывают ситуации, когда в одном поезде имеются старые и новые вагоны с разными санузлами. При покупке билетов невозможно определить, наличие или отсутствие биотуалета в вагоне.
Если покупаете проездной документ в кассе, можно поинтересоваться годом выпуска вагона, хотя кассиры не всегда владеют этой информацией. Если вагон изготовлен в 2007 году и позже, тогда в нем будет современная санитарная комната без неприятных запахов.
Внешне определить новые вагоны Тверского завода можно по особой черте – овальном окне в тамбуре. До 2007 года окна в тамбурах были прямоугольными.
Источник: https://rzd-online.ru/novosti/biotualet-v-poezde/
Как правильно использовать биотуалет в поезде?
Еще не так давно отхожие места в отечественных вагонах вызывали шок и трепет у неподготовленных пассажиров. Мало того, что старый унитаз в «советских» вагонах неудобен для пользователя, так он еще является центром образования неприятных запахов. Сегодня же на радость путешественникам все чаще встречается биотуалет в поезде, который может стать полноценной заменой стандартному квартирному унитазу. Подробнее о том, как подключить унитаз в квартире можете прочитать здесь.
Что собой представляет старый стандартный туалет в вагоне?
Устаревший вагонный «толчок», по сути, являлся подобием дыры в полу, как у деревянного туалета типа «сортир». С той лишь разницей, что в отверстии унитаза из нержавейки находится выпускной коллектор, заслонка которого открывается путем нажатия ногой на специальную педаль. В результате содержимое унитаза отправляется непосредственно на шпалы пролетающей под вагоном колеи. Нажатие на педаль не только открывает заслонку, но и дает старт смыву стенок струей воды.
Конструкция такого устаревшего унитаза не позволяет пользователю полноценно на него сесть, поэтому поход в туалет для детей и престарелых пассажиров превращалась в трудноисполнимое гимнастическое упражнение. Кроме того фекалии, выброшенные на землю, загрязняют железнодорожные пути. В отличие от такого раритетного отхожего места устанавливаемый в современных вагонах пластиковый биотуалет повышает комфортабельность поездки и делает окружающий мир гораздо чище.
Если в поезде или электричке вместо старого туалета установлен биотуалет, то:
- Пользование «гигиенической комнатой» доступно в любой момент, в том числе и во время стоянки или движения по санитарной зоне.
- На расположенных рядом с туалетом местах пассажиры не испытывают дискомфорта из-за наличия неприятных запахов.
- Видимые пассажиру габариты биотуалета позволяют с комфортом выполнять необходимые процедуры, а скрытые емкости имеют достаточную вместительность для приема отходов на протяжении всего пути следования (36 часов без опорожнения бака).
- Система сбора отходов имеет большую степень автономности, высочайший уровень экологичности и лояльности к окружающему пространству, ведь отходы собираются в баки, которые ассенизируются на станциях.
Как работает вагонный биотуалет?
Любое устройство подобного типа, будь то небольшой дачный биотуалет mrlittleideal 24, enviro 10 или биосортир в вагоне, имеют одно единственное предназначение: собирать фекалии в определенную емкость.
При этом нужно обеспечить еще и смыв унитаза, герметичность места сбора отходов и отсутствие выхода неприятных запахов.
Поэтому вагоны могут иметь различие в количестве имеющихся унитазов и конструкционных особенностей системы их обслуживания, но сам принцип работы биотуалета в поезде везде одинаков: есть емкость с водой, есть унитаз и есть бак, куда стекаются нечистоты.
На первом этапе внедрения в российские вагоны биотуалетов, в период с 2003-го по 2006-й годы, была реализована идея трансформации традиционного туалета в био, допустим biolan. В этом случае к обычному вагонному унитазу из нержавейки были присоединены баки для сбора фекалий. Позже, начиная с 2007-го года, новые и капитально отремонтированные пассажирские вагоны стали комплектоваться более совершенной туалетной системой.
Она состоит из:
- двух пластиковых унитазов;
- пары кранов для умывания;
- двух насосов для подачи воды;
- системы создания вакуума;
- обогревающей системы;
- емкостей для сбора нечистот;
- электронной системы управления туалетами.
Отличие состоит в том, что пара унитазов имеет общий сборочный бак и систему, в которой с помощью откачивающего насоса создается вакуум. Это помогает быстро эвакуировать фекалии в бак и обеспечивать замкнутость данной системы, что гарантирует отсутствие источающихся запахов.
Встречаются два разных варианта расположения кабин с умывальником и унитазом в обычных вагонах: с противоположных концов вагона и оба с одной стороны вагона.
Так как нечистоты в поезде состоят в большей степени из воды, то в современных вагонных биотуалетных системах применяется химическая очистка фекальных масс. В бак с водой, которая подается на смыв, добавляется жидкость, позволяющая увеличить эффективность утилизации.
Под действие этой «химии» от фекалий отделяется вода, которую биотуалет через дренаж выводит за пределы сборочного бака. В итоге в нем остается только та масса, которую вывести на землю не представляется возможным. Это позволяет снизить скорость заполнения бака.
Вдобавок эти реагенты «убивают» неприятные запахи.
Пассажирам не нужно знать, как очищается биотуалет в поезде, например separettvilla 9011, ведь эту работу проводят специальные сотрудники железной дороги. На станциях есть специально отведенные места, где есть возможность подсоединить сборочные емкости к канализационной системе и произвести слив накопившихся отходов. Подсоединение производится с помощью шлангов, что снижает риск утечки.
Рекомендации пассажирам: как пользоваться биотуалетом в поезде, чтобы его не сломать?
Пользование биотуалетом в поезде ничем не отличается от использования унитаза в квартире.
После окончания использования унитаза по назначению нужно просто нажать на кнопочку, которая располагается сбоку. Кнопочка эта бывает красного или синего цвета. Нажатие приводит в действие клапан, который в момент открывания издает звук, слегка напоминающий работу реактивного двигателя.
Однако пассажиру мало знать, как смывать биотуалет в поезде – нужно еще придерживаться некоторых правил пользования. Самое главное: в туалет запрещено бросать любые твердые материалы и предметы (туалетную бумагу, женские гигиенические средства или мусор). Для подобных отходов в туалете поезда напротив унитаза установлен специальный сборочный бак. Исключением являются вагоны ВИП-класса, где применяется растворяющаяся туалетная бумага, которую можно без опасения бросать в унитаз.
Выбрасывать бумагу в унитаз separett не рекомендуется по той причине, что сломанный биотуалет на вагоне — инструкция по ремонту починить вряд ли поможет. Производить вмешательство может только специально обученный специалист, который есть далеко не на каждой станции. А во многих новых вагонах и того хуже – находящиеся на гарантии туалетные системы может ремонтировать только представитель компании-производителя.
Игра в рулетку или как узнать вагон с биотуалетом или нет до посадки в него? При покупке билета практически невозможно получить представление о том, будет ли в вагоне биотуалет. Даже фирменные поезда иногда бывают собраны из вагонов разных годов выпуска.
И чаще всего стоимость билета в вагон с биотуалетом и без него является идентичной. Если у кассира есть такая информация, то можно поинтересоваться годом выпуска вагона, куда приобретается билет.
Почти все вагоны выпуска после 2007-го года оснащены биотуалетами.
Есть совет, как узнать есть ли биотуалет в вагоне, осматривая поезд снаружи. Если смотреть на вагоны производства тверского вагонозавода, то те, у которых есть новые туалеты, можно узнать по окошкам тамбурной двери. Они имеют овальную форму при том, что старые вагоны имели там прямоугольные стекла.
Сегодня, когда даже на расположенной в тайге стройке присутствуют биотуалеты сантрест, посещать в поезде отхожее место старого типа мало кому хочется. Поэтому пассажир, купивший билет в вагон без биотуалета, имеет право сходить в тот вагон, где есть современный туалет и воспользоваться им. Правила перевозок разрешают производить подобные действия.
Если биотуалета в поезде нет
Если поездка предстоит в вагоне без биотуалета, то пассажир может попытаться организовать себе зону для гигиены самостоятельно.
К примеру, при перевозке в вагоне инвалида можно использовать биотуалет-кресло, которое позволяет максимально упростить исправления естественных надобностей человека с ограниченными возможностями.
Известно, что биотуалет в медтехнике используется достаточно активно, ведь пациенты могут иметь недержание, нарушение координации движения или неспособность самостоятельно преодолеть путь до унитаза. Кресло-туалет очень похоже на инвалидную коляску, но в сидении у него есть емкость для сбора фекалий.
Если везти предстоит детей, то можно взять с собой биотуалет с пакетами, который любят современные туристы. В нем вместо емкости для сбора отходов присутствует пакет из полиэтилена. Если семья занимает полностью купе, то можно рискнуть взять с собой биотуалет portapottiqube 165l 21л или campapotti, его хватит на достаточно продолжительный маршрут. Но слив 21-го литра отходов потребует значительных усилий, поэтому лучше обратить внимание на более компактные модели.
Сегодня цены на портативные биотуалеты уже приблизились к понятию «демократичные», поэтому решение проблемы отсутствия биотуалета в вагоне при желании найти можно.
В будущем все отечественные поезда будут с биотуалетами. Сегодня РЖД уже не имеет права принимать в эксплуатацию вагоны с уборными устаревшего типа. Производители и ремонтники вагонов изучают рейтинг биотуалетов, стараясь поставить в поезда наиболее совершенные системы.
Вагоны класса «люкс», «микст» и RIC комплектуют большим, чем два, количеством унитазов. Если используется по унитазу на каждое купе, то может быть установлен индивидуальный биотуалет portapottiqube 165 с индикатором или другой, не объединяющий все туалеты сборочным баком.
Источник: http://alikar.ru/kanalizatsiya/biotualet/kak-pravilno-ispolzovat-biotualet-v-poezde.html
Типы вагонов в пассажирских поездах. Виды и классы вагонов РЖД: маркировка и описания
При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.
Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.
Поезда «Сапсан»
Все вагоны кондиционируются.
- 1Р — купе-переговорная, продаётся только целиком. Напитки, кожаные кресла, гардеробная, оборудованная проектором переговорная и многое другое.
- 1В — просто места в вагоне 1 класса, без переговорной. Все удобства и сервис самого высокого класса «Сапсана».
- 1С — вагон бизнес-класса. Кресла и столы, шкафы для вещей, опоры для ног. Высококлассное обслуживание. Розетки при каждом блоке кресел, напитки, горячее питание по меню, свежая пресса и т.п.
- 2С — сидячий вагон эконом-класса. Места у стола и не у стола, вешалки для одежды, место для багажа, наушники.
- 2В — класс «Экономический+» (вагон № 10 и № 20). От эконом-класса отличается тем, что просторнее, розетка возле каждого блока кресел, в стоимость билета входит ланч-бокс, доступен Wi-Fi.
- 2E — места в вагоне-бистро, в стоимость билета включено питание на сумму 2000 рублей по меню. Через интернет можно купить в день отправления и на следующий день.
Поезда «Стриж»
Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе
- 1Е — СВ (VIP). Продаётся купе целиком, в нём могут ехать 1 или 2 пассажира. Верхняя спальная полка складывается, нижнее место трансформируется в два кресла. В купе есть собственный санузел с душем, туалетом и умывальником. Сейф, розетки, расширенный набор путешественника, телевизор с выбором видеопрограмм. В стоимость билета входит питание и постельное бельё. Можно перевозить домашних животных.
- 1Э — аналогичен класссу 1Е, но можно выкупить одно место в купе.
- 1Р — сидячие вагоны 1 класса. Просторно, удобные кресла, в стоимость проезда включено питание, санитарно-гигиенический набор и пресса.
- 2С — сидячие вагоны 2 класса.
Общий вагон
- 3О — общий вагон. Как правило, там расположены те же полки, что и в плацкартном, но продаётся по 3 билета на каждую нижнюю полку. Предполагается, что это места для сидения. В новых поездах эти вагоны делают более удобными и специализированными. Кондиционера и биотуалета может не быть. Разрешён провоз животных.
- 3В — общий вагон без номеров мест. Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано.
Сидячий вагон
Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.
- 1С, 2С, 3С — вагоны с такой маркировкой встречаются в самых разных поездах (от скоростных до пригородных «экспрессов), и условия в каждом случае предполагаются свои. Как правило, 1 и 2 класс кондиционируются (не гарантировано), 3 — нет. Дополнительные услуги зависят от конкретного поезда. Класс (и цена проезда, соответственно) определяется количеством мест в вагоне, типом кресел и т.п.
- 1Р — в двухэтажном сидячем вагоне так маркируются места в купе (например места 133, 134 в поезде 045/046 Москва — Воронеж). В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
- 1В — вагон с индивидуальным размещением, то есть выкупаются все места. В стоимость билета включено питание, пресса, гигиенический набор. Можно попросить плед у проводника.
- 2Р — вагон повышенной комфортности, оснащён кондиционером и биотуалетом. В стоимость билета входят холодные закуски.
- 2В, 3Ж — кондиционера может не быть, дополнительные услуги в стоимость проезда не включены. В вагонах этого класса можно перевозить животных. Учитывайте это, если для вас наличие животных может быть препятствием для проезда или же если вам самим нужно ехать с домашним питомцем. Подробнее о провозе животных в поездах.
- 2Е — сидячий вагон с кондиционером, наличие биотуалета не гарантировано.
Плацкартные вагоны
Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.
- 3Э — плацкартный вагон с кондиционером и биотуалетом.
- 3Т — вагон кондиционируется, биотуалета может не быть.
- 3Д — в вагоне есть кондиционер. Наличие биотуалета не гарантировано. Разрешена перевозка животных.
- 3У — аналогично 3Д, но не гарантировано наличие кондиционера.
- 3Л — кондиционер и биотуалет не предусмотрен.
- Если перевозчик ЗАО «ТКС», то в вагоне класса 3У предполагается наличие кондиционера и биотуалетов. Есть розетки в каждом отсеке, работает видеонаблюдение. Пассажирам предоставляется дорожный набор, постельное бельё. Животных провозить нельзя.
Купе
Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.
- 2Э — кондиционируемый вагон повышенной комфортности с 4-местными купе. В стоимость билета входит питание, пресса, санитарно-гигиенический набор. Можно ехать с домашними животными. В вагоне есть биотуалет.
- 2Э — в двухэтажных поездах — аналогично 2Э в обычных поездах, но не предоставляется гигиенический набор и пресса.
- 2Б — аналогично 2Э, но наличие биотуалета не гарантировано.
- 2К — кондиционер и биотуалет в вагоне, можно провозить домашних животных. Дополнительные услуги (кроме постельного белья) в стоимость билета не входят.
- 2У — аналогично 2К, но не гарантировано наличие биотуалета в вагоне.
- 2Л — никаких дополнительных опций, в стоимость проезда входит только бельё. В вагоне может не быть кондиционера и биотуалета. Можно перевозить домашних животных.
- 2Д — купе без дополнительных услуг, можно отказаться от оплаты постельного белья (в других купейный вагонах нельзя). Наличие кондиционера и биотуалета не гарантировано (зависит от того, в каком вагоне выделены места этого класса). Перевозка животных не предусмотрена.
- Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 2Т подразумевает ужин или завтрак на выбор (есть вегетарианское меню), санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагоны кондиционируются, работают биотуалеты. В купе есть ЖК-монитор, индивидуальные розетки, сейф. Детям выдают подарки, по запросу детский манеж. В вагоне за дополнительную плату можно заказать свежесваренный кофе или чай, приобрести у проводника сувениры или необходимые в дороге мелочи. Провоз животных запрещён.
Люкс (СВ)
Это вагоны с 2-местными купе. Мягкие полки для лежания, в вагоне от 16 до 20 мест. Бельё всегда входит в стоимость проезда, все вагоны кондиционируются. Маркируется как 1 класс.
- 1Б — бизнес-класс. В стоимость билета входят напитки, питание, пресса, гигиенические принадлежности и т.п. Стоимость указана за целое купе, в котором едет 1 взрослый пассажир.Можно везти с собой мелких домашних животных.
- 1Э — то же, что и 1Б, но можно купить одно место в купе, а не выкупать его целиком.
- 1У — дополнительные услуги в стоимость билета не включены (кроме постельного белья), но уровень комфорта соответствует первому классу. Разрешён провоз животных.
- 1Л — вагон СВ. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят, предполагается наличие кондиционера, но биотуалета может не быть. Постельное бельё входит в стоимость билета, провоз животных разрешён.
- Если перевозчик ЗАО «ТКС», то класс вагона 1Б «Бизнес ТК» подразумевает ужин и завтрак, напитки, санитарно-гигиенический набор, тапочки, печатные издания, постельные принадлежности. Вагон кондиционируется, работают биотуалеты и гигиенический душ. В каждом купе — 2 телевизора и индивидуальные розетки, сейф.
Мягкий вагон
Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8–12 мест на вагон.
- 1А — вагон состоит из 4 купе и салона-бара. В каждом купе — душ, биотуалет, умывальник. В купе два места: широкий раскладной диван (120 см) и верхняя полка (90 см, стандартная). Есть кресло. Предусмотрено питание, напитки, пресса. Цена всегда указана за целое купе, ехать могут 1–2 взрослых плюс ребёнок до 10 лет бесплатно (по России). Можно ехать с мелкими домашними животными.
- 1И — аналогично 1А, единственное отличие — нет бара, вместо него в вагоне расположено пятое купе.
- 1М — то же самое, но 6 купе в вагоне.
- 1Г — маркировка вагона в поездах международного сообщения (кроме Финляндии). 4–6 купе в вагоне, в каждом может ехать 1–2 пассажира. С одним взрослым могут ехать вместе двое детей до 12 лет (бесплатно), с двумя взрослыми —один ребёнок до 12 лет. В каждом купе — кресло, широкий раскладной диван и стандартной ширины верхняя полка. Можно выкупать как целое купе, так и одно место в нём.
Вагоны РИЦ
В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.
- 2-местные вагоны РИЦ — по условиям и маркировке аналогичны вагонам класса люкс.
- 3-местные вагоны РИЦ (класс 2И) — трёхместные купе с вертикальным расположением полок. Есть кресло, умывальник. Постельное бельё включено в стоимость билета.
Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.
Приятных путешествий!
Источник: https://poezd.ru/text/poleznaya_informaciya/kategorii_vagonov.php
Как пользоваться биотуалетом?
Биотуалет – это очень удобная и практичная вещь для дачи в любое время года. Также в последнее время подобные туалеты начали устанавливать и в поездах.
Конструкция биотуалета состоит из двух частей, верхней и нижней. Верхняя часть представляет собой специальный резервуар, где хранится жидкость для смыва отходов, а нижняя часть – это сидение с крышкой и емкость для сбора отходов со специальным клапаном, не пропускающим запахи.
Основные плюсы биотуалета:
- Удобство;
- Легкость в установке;
- Практичность;
Как пользоваться биотуалетом на даче
Сначала использования биотуалета, необходимо включить насос. После чего, добавляем определенное количество жидкости в верхний резервуар туалета.
Для поддержания чистоты в туалете можно добавлять в бак еще и специальные жидкости для биотуалетов. Далее воспользовавшись туалетом, нужно открыть клапан, герметично закрывающий бак, после чего все отходы проходят уже непосредственно в нижний резервуар для сбора.
Из-за того, что в таких туалетах хорошо продумана система крепления, данный клапан очень плотно прилегает к основной части, что позволяет осуществлять транспортировку бака для отходов, не нарушая его герметичность.
А во время использования биотулатеа, можно легко определить уровень заполнения бака, открыв клапан или в случае присутствия такового по специальному датчику.
Дальше нужно нажать насос, который отчистит поверхность, протолкнет отходы в нижнюю часть туалета, где они в дальнейшем превратятся уже в однородную массу. После этого закрываем клапан.
Как пользоваться биотуалетом в поезде
Главное преимущество наличия в поезде таких туалетов, заключается в том, что и во время остановки и во время движения по санитарным зонам, ими можно пользоваться.
Причина в том, что отходы будут сохраняться в специальных резервуарах. Использование биотуалетов в поезде в большинстве случаев практически ничем не отличается от их дачных аналогов, кроме того, что обслуживанием подобных туалетов занимаются сотрудники железной дороги.
А после того, как вы воспользуетесь в поезде биотуалетом, вы просто нажимаете кнопку слива и жидкость смывает отходы в специальный резервуар.
Еще одно отличие, таких туалетов от обычных заключается в том, что обычную туалетную бумагу нужно кидать не в унитаз, а в специально предназначенную для этого емкость. Хотя в некоторых поездах используется специальная бумага, предназначенная непосредственно для использования в биотуалетах.
Как пользоваться биотуалетом зимой
Часто возникает вопрос, а можно ли пользоваться биотуалетом зимой? Ответ – да. Но, безусловно, не стоит забывать, что с наступлением холодов, без предварительно проведенных работ, туалет может замерзнуть.
Чтобы этого не произошло, необходимо изначально, еще во время строительства закопать бак на глубину не менее полу метра и хорошо его утеплить.
Также стоит под нужным углом устанавливать трубы тепла, которое будет выделять бактерии, вполне хватит для поддержания рабочего состояния туалета.
Если же туалет не утеплить и не подготовить к зиме, то с наступлением морозов, туалет может замерзнуть до самой весны. В менее тяжелых случаях, нужно будет просто корректировать режим по обслуживанию вашего биотуалета.
Также, для того, чтобы содержимое бака с жидкостью не замерзало, в резервуар с водой обычно доливают антифриз.
Необходимо отметить, что в целях безопасности стоит применять только специальные составы, являющиеся не токсичными и не содержащими этиленгликоля. Такая незамерзающая жидкость еще и дезодорирует воздух, убивая неприятные запахи в туалете.
Источник: http://stroybud.com/kak-polzovatsya-biotualetom/
Эволюция туалета в поезде
Привычные уже для большинства вакуумные и биотуалеты в поездах еще недавно воспринимались как опция повышенного комфорта и многие из нас еще помнят предшественника этого туалета. Да, да, это то самое устройство со сливом прямо на шпалы
Но давайте обо всем по порядку. Немного покопавшись в этом вопросе, появилось желание поделиться с читателем информацией с чего все началось и как все развивалось.
Первая железная дорога
Как известно, началось все с запуска первой железной дороги Петербург – Царское Село в 1837 году. Тогда своей промышленности, работающей на железные дроги не было вовсе и покупали все, включая рельсы и шпалы, а тем более вагоны, за границей.
В первых вагонах, делившихся аж на четыре класса, туалет вообще не был предусмотрен. Ну, оно и понятно – вся поездка занимала не более 35 минут, ведь расстояние от пункта А до пункта Б было всего 27 километров.
В 1843 году началось строительство железной дороги между Москвой и Петербургом. К тому времени на Царскосельской железной дороге насчитывалось 57 пассажирских вагонов. Но для эксплуатации такой магистрали как Москва-Петербург требовалось гораздо больше.
Так как магистраль рассматривалась в первую очередь как грузовая, национальное вагоностроение было ориентировано преимущественно на грузовые вагоны. Пассажирские вагоны в основном закупались за рубежом, но их приходилось переделывать для использования в российских условиях (делать закрытый тамбур, ставить вторые рамы на окна, устраивать теплоизоляцию кузова и пр.) Но туалетов и даже умывальников по-прежнему не было.
Первые отечественные вагоны стали делать с 1846 года, а туалетами их оборудовать только с 1863 года.
Императорский поезд
Особо можно выделить Императорский поезд. Он был создан специально для императора, членов его семьи и свиты. Сам император с императрицей занимали вагон, называемый Опочивальней. В этом вагоне было два кабинета, ванная комната, две уборные и котельная.
Также в составе имелся Детский вагон, Великосветский, Свитский и служебный вагоны, вагон-мастерская, багажный вагон и вагон для второго класса. Все вагоны уже тогда были оборудованы уборными, за исключением вагона Кухни.
Интерьер в вагоне Их Величества был действительно царский, стены были обиты бархатом или кожей, в уборной установлены серебряные умывальники. И хотя ватерклозеты уже были предусмотрены, в перечне предметов для поезда по традиции числились «белые с позолотой ночные фарфоровые сосуды».
Ватерклозеты работали в общем как наши классические унитазы, принцип их работы не менялся на протяжении практически 130 лет.
После падения монархии и установления Советской власти в стране было не до развития вагоностроения, поэтому революционных прорывов в этой области не было.
Развивался в основном парк грузовых вагонов, в конструктивных частях сцепки и кузова.
Советский туалет в поезде мы все прекрасно помним. Практически всегда там неприятно пахло, шатало из стороны в сторону, и вообще, без определенной сноровки туда лучше было не заходить.
Конструкция унитаза была предельно проста: содержимое, после нажатия на педаль, смывается небольшим количеством воды прямо на рельсы и шпалы через открывающееся дно унитаза (заслонку). Система смыва в этом устройстве тоже не очень эффективна, вода расходуется экономично, поэтому подается без напора и в небольших количествах.
Из десятилетия в десятилетие лишь понемногу повышался комфорт, менялась цветовая гамма в отделке санузла, но конструкция оставалась неизменной.
В последние 10-15 лет в этой сфере виден значительный прогресс. В России внедряются различные виды туалетов, в том числе вакуумные и биотуалеты. Данное внедрение что ни на есть комплексное, ведь помимо установки нового унитаза в вагон, потребовалось оснастить вагоны накопительными баками, а станции оборудовать системами откачки накопившихся отходов.
Итак, коротко расскажем, что же такое биотуалет в поезде. «Био» — значит, что при хранении в баках отходов применяются некие составы для их обработки (это могут быть химические реактивы, торф или специальные бактерии). Излишняя жидкость при этом удаляется, а твердая часть, после выгрузки, может применяться даже как удобрение. Преимущества таких туалетов в автономности, для их подключения не требуется ни электричества, ни ассенизационной системы.
Сейчас в России часто используются вакуумные унитазы в поездах.
Мировой опыт использования вакуумных унитазов – более 30 лет. Суть работы в создании вакуума в накопительном баке с помощью электродвигателя, а когда мы нажимаем на смыв – содержимое унитаза с жутким шумом исчезает в сливном отверстии под воздействием воздуха и воды, засасываемых в бак.
Вакуум еще и не позволяет распространятся неприятным запахам. Сегодня в большинстве стран применяется такая система: с помощью вакуума отходы засасываются в приемную камеру, а затем с помощью сжатого воздуха «выталкиваются» в накопительный бак.
Естественно эта система оборудована дополнительным подогревом для использования в наших условиях.
Но ведь туалетная комната унитазом не ограничена. Во всем мире сейчас туалет превращается не в просто «квадратный метр с унитазом и раковиной», а в полноценную уборную с возможностью запеленать ребенка (есть пеленальный столик), разогреть детское питание (имеется микроволновая печь), туалеты оборудованы поручнями для удобства использования стариками и инвалидами, в некоторых есть даже детский горшок. На фото туалет в Норвежском поезде.
Современный российский туалет в поезде далек от того, что мы видели 20-30 лет назад, но еще не вышли из эксплуатации и те «старички», лишний раз с которыми связываться не хочется.
Вот так, например, выглядят санузлы в современных вагонах класса ЛЮКС
Это санузел в вагоне класса МИКСТ
А это туалет в современном отечественном двухэтажном вагоне
Если оглянуться вокруг и посмотреть на туалеты в поездах всего мира, то можно сделать предположения и прогнозы о том, как будет дальше развиваться отечественное вагоностроение в этой сфере.
Начнем с ближайших соседей — с Европы. В Европе народ к комфорту привык, но при этом умеет экономить, а главное – совсем другие расстояния путешествий, поэтому особых новшеств в оборудовании и концепции их туалетов не предвидится, хотя скандинавские страны и задавали тренд развития последние несколько лет. Смотри на фото выше.
Азия. Страна контрастов. Сегодня там можно встретить поезда, где санитарно-технические блага ограничиваются полуметровой дырой в полу в конце вагона. И, с другой стороны – Япония. Японцы вообще славятся своими изобретениями в этой сфере. Вот короткое видео, которое в комментариях не нуждается.
Если обобщить мировой опыт и попытаться представить туалет в российском поезде ближайшего будущего, то он будет обладать такими характеристиками.
- Само помещение будет в 1.5-2 раза больше, чем есть в данное время.
- Унитаз конструктивно будет сочетать в себе вакуумный и биотуалет.
- В поездах дальнего следования будет иметься душ, в независимости от класса вагона.
- Туалет будет оборудован поручнями и другими приспособлениями для малоподвижных групп населения.
- Будет оборудован пеленальными столиками, горшками, микроволновками.
- Должен быть достаточно автоматизирован для санузла общественного места, то есть будет происходит автоматическая смена салфеток на унитазе, смесители оборудованы сенсорами, установлены сушилки для рук и т.п.
- И это все не обязательно должно быть в одном помещении, стоит пожертвовать двумя-тремя местами, ради повышения комфорта пассажиров.
Конечно это лишь обобщение мирового опыта, в скором времени, я уверен, мы увидим новые достижения науки и техники, которые сейчас даже представить себе не можем.
Источник: http://santehprospekt.ru/stati/zanimatelnaya-santehnika/evolyutsiya-tualeta-v-poezde/
20+ вещей, которые мы всегда хотели узнать у проводника поезда, но стеснялись об этом спросить
Поездами в нашей стране каждый год ездят более 1 млн человек. Поезд — это особый колорит: стук колес, кружка чая в подстаканнике, задушевные разговоры. Проводник из Ростова-на-Дону Дмитрий Софьянников в своем аккаунте в рассказал, как выглядит железная дорога «с обратной стороны». Сколько получает проводник, в каком вагоне лучше не ехать и почему вам всегда предлагают купить чай — вот лишь некоторые из вопросов, на которые он ответил.
Мы в AdMe.ru почерпнули для себя много нового, и некоторые вещи изменили наше представление о поездах. Самыми полезными и интересными открытиями мы хотим поделиться с вами.
Полезные бонусы, о которых вы не знали
- В новых вагонах у проводника есть холодильничек. Он предназначен для перевозки детского питания, но если попросить, то проводник может положить туда и ваши продукты.
- Вы не обязаны сдавать постельное белье проводнику, когда выходите на своей станции. И проводник не может заставить вас отнести ему комплект белья, максимум — за полчаса быть готовым к выходу.
- В летний период можно очень дешево ездить на дальние расстояния в хороших вагонах. Скидки на верхнюю полку в купе — 50 %: можно и сэкономить, и избавить себя от плацкарт и постоянной ходьбы по вагону.
- Влажная уборка должна производиться минимум 2 раза в день, сухая — по мере загрязнения вагона, но не меньше 2 раз. Во многих случаях слишком частая влажная уборка вагона проводником приводит лишь к взлету пыли снизу вверх, поэтому проводники не свиньи, это особенности эксплуатации. Исключение — в дождь, это страшный сон проводника: пол моется в 3 раза чаще, а тряпку для вытирания ног обычно перешагивают.
- Если в туалете капает с потолка — дайте проводнику по шапке: он не проследил, чтобы при заправке вагона вовремя отсоединили шланг, и вагон «перелили».
- В купейных вагонах можно перевозить животных.
Dmitry Sofyannikov /
- В старых вагонах в двух тамбурах есть карманы для хранения угля. Там температура ниже, чем по всему составу; если вы везете, например, с севера на юг рыбку, договоритесь с проводником и везите рыбку в этом кармане.
- Проводник обязан оказать первую помощь пассажиру, которому стало плохо. Этому специально учат, поэтому не стесняйтесь просить о помощи. На ближайшей крупной станции в вагон уже придут врачи и проведут профессиональный осмотр. Аптечка также прилагается, но в ней нет лекарств — только бинты, марля, пластыри, перчатки, йод. Проводнику запрещено давать пассажирам свои лекарства.
- Если вы хотите по-настоящему отблагодарить проводника за поездку, позвоните на горячую линию. Вероятность получения премии вырастет в несколько раз.
Чего не стоит делать в поездах
Про запреты на курение и зарядку гаджетов от розеток в вагоне знают почти все. Чего еще не стоит делать в поезде?
- Покупать фрукты, овощи, обеды на небольших станциях у бабушек. Чаще всего такие покупки заканчиваются очередью в туалеты.
- Выходить «размяться» на небольших станциях. Проводнику запрещено выпускать людей на станциях, где длительность стоянки менее 5 минут. Отнеситесь с пониманием, не нужно вот этого «да я быстро покурить». Это вопрос безопасности.
- Передавать посылки (даже конверты).
Dmitry Sofyannikov /
- Напиваться. Проводник имеет право высадить или даже не пустить в вагон пассажира, который кажется ему слишком пьяным; взять пару подтверждений от свидетелей труда не составит. Будь у него даже самый дорогой билет на самое крутое место.
- Срывать стоп-кран. Проводник должен срывать стоп-кран ТОЛЬКО в случае угрозы жизни пассажиров. Во всех остальных случаях составляется акт со штрафом около 5 тысяч. Плюс даже минутный простой поезда на путях обходится в копеечку.
- Везти сверхгабаритный багаж.
Dmitry Sofyannikov /
- Пользоваться матрасом без белья. Если вы решили сэкономить и не купить белье, ваш удел — лежать на полочке или гулять по вагону.
- Обсуждать с проводниками их работу и организацию-работодателя. По корпоративным правилам, проводнику нельзя обсуждать с пассажирами свою работу, поэтому большинство из них не поддержит ваш разговор о том, какие «РЖД» плохие со старыми вагонами.
- Мусорить. Рассовывать и прятать мелкий мусор, раскидывать шелуху от семечек и особенно выкидывать коробки из-под лапши быстрого приготовления в пакет, не слив воду.
Dmitry Sofyannikov /
Про туалеты
- Туалетом во время санитарных зон можно пользоваться, только если надо умыться и почистить зубы, побриться и т. п. Проводник обязан стоять рядом и смотреть, чтобы не использовался унитаз. Если срочно надо сходить ребенку, отказать не имеют права, но в таком случае нельзя нажимать на педаль смыва. Вообще же, санитарные зоны — вещь достаточно условная. При полном вагоне достаточно закрыть туалет за 5 минут до станции и открыть через 5 минут после отправления.
- Кидать бумагу в биотуалет нельзя. Такой туалет не чинится в дороге, и будет страдать весь вагон.
- Жалоба на грязный туалет у одного проводника губит премии всего состава, поэтому в целом ситуация с чистотой в туалетах сильно улучшилась.
Про окна и кондиционер
- 3-е и 5-е купе — аварийные выходы, окна там не открываются, поэтому летом в них невыносимо жарко. И ничего не сделаешь, если нет кондиционера. Учитывайте это, если собрались ехать далеко.
Dmitry Sofyannikov /
- Кондиционер в вагоне работает от генератора, который начинает работать только тогда, когда поезд набирает скорость больше 30 км/ч. Именно поэтому поездка по черноморскому побережью (4 часа со скоростью 30–35 км/ч и остановками) превращается в ад.
- Зона ответственности проводника — чистый вагон и хороший сервис, если сломался кондиционер и в вагоне жарко, то его максимум — открыть форточки и молиться на ремонтников. В вопросе работы кондиционера проводник на стороне пассажиров: смены длятся 12 часов, и все это время надо быть «по форме».
Dmitry Sofyannikov /
О работе проводника
- Ставка проводника 3-го разряда (студентов) плавает от 75 до 85 рублей в час. Самое интересное, что в учет рабочего времени не идет время стоянок: хоть она 2 минуты, хоть 40. Средняя зарплата студента-проводника — 25–30 тысяч рублей в месяц. Может казаться, что для студента это крутая зарплата, но большая часть денег уходит на то, чтобы просто поесть. С 3-го разряда сдаешь на 4-й — работаешь в двухэтажках и «сименсах», зарплата выше процентов на 15.
- Проводники в рейсах моются в туалетах: набирается тазик теплой воды, отрезается донышко от пятилитровки и выливается на себя. В некоторых составах есть услуга — душ в штабном вагоне. Стоит 100–250 рублей, но проводников доходчиво просят не купаться в этом душе.
- Проводник перед рейсом должен быть гладко выбрит.
Dmitry Sofyannikov /
- Проводники не едят одни «дошираки», за время работы учатся готовить на титане гречку с мясом, макароны по-флотски, куриный суп, сосиски и салаты. В вагоне-ресторане их могут также покормить с небольшой скидкой.
- Вагон-ресторан — отдельная каста. Повара и официанты в нем практически живут, и ночью расстилают постель прямо на полу, потому что больше негде.
- План продаж для проводников — грустная реальность. Средний план продаж чайной продукции на пассажира — 25 рублей с человека. Остатки чайной продукции проводник выкупает или продает потом.
- Деньги от продажи благотворительных открыток действительно идут в фонд помощи детям. Этим занимается специальный отдел.
- Сувенирная продукция и лотереи в плане продаж не учитываются. Также обычно начальник поезда дает лотереи, чаще всего 3 штучки — они уже как бы считаются купленными, поэтому задача проводника — по-любому их продать.
Dmitry Sofyannikov /
- Вода в титане не бесконечная, поэтому нужно всегда следить, чтобы заправляли вагон водой. Электрокипятильник тоже работает только в движении, поэтому нужно особо следить за уровнем воды, потому что можно сжечь ТЭНы.
- Летом на многих составах работают студенческие отряды. Большинство из них действительно стараются и работают хорошо, иначе бы их просто не было на составах. Вагонные депо организуют для студентов на лето общежития в старых вагонах на постоянной стоянке.
Dmitry Sofyannikov /
Ради чего стоит работать проводником
Roberto Trombetta / flikr.com
- Наблюдать встречи и расставания — это действительно волшебная вещь, ради которой стоит работать проводником. Целые истории пролетают рядом.
- Если вы хотите сбросить вес, идите в проводники. По словам Дмитрия, за 3 рабочих лета меньше 15 кг он ни разу не терял.
- Работа проводника — место, где можно найти любовь: многие пары начали встречаться, именно будучи напарниками в вагонах.
- Хочешь узнать Россию изнутри — добро пожаловать в вагон поезда! Здесь обсуждают всё самые разные слои нашего общества: от маляров до таможенников порта Новороссийск.
Dmitry Sofyannikov /
Бонус: что же все-таки случится, если в унитаз поезда бросить лом?
Dmitry Sofyannikov /
А вы пользуетесь поездами? Поделитесь впечатлениями от вашей последней поездки в комментариях.
Фото на превью Dmitry Sofyannikov /
Источник: https://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/20-veschej-kotorye-my-vsegda-hoteli-uznat-u-provodnika-poezda-no-stesnyalis-ob-etom-sprosit-1859265/
Для бедных — гравитационные туалеты. РЖД разделит пассажиров на 4 класса
В России могут появиться поезда «эконом-бюджет» класса. Что это такое и зачем нужно?
Что происходит?
«Федеральная пассажирская компания», дочернее предприятие РЖД по перевозкам в поездах дальнего следования, планирует выделить старые вагоны в отдельный «суперэкономичный» класс. В поездах компании будут введены четыре класса обслуживания, сообщает РИА Новости со ссылкой на годовой отчет компании.
Три поезда и четыре класса
Все поезда ФПК будут делиться на три типа: дневной экспресс, ночной поезд, традиционный поезд. Каждый из них будет иметь три класса обслуживания: эконом, комфорт и бизнес. Старые вагоны без кондиционеров и биотуалетов до их полного списания выделят в отдельный временный класс «эконом-бюджет».
Дневной экспресс
В таком поезде предполагаются поездки до шести часов на расстояния до 600 километров.
Бизнес-класс — премиальное удобство и полный сервис гостиничного уровня.
Комфорт — достаточный набор сервисов для удобной поездки.
Эконом — бюджетный вариант с возможностью доступа к дополнительным сервисам.
Эконом-бюджет — сверхбюджетный вариант без сервисов.
Ночной поезд
Поездка на таком составе предполагает возможность полноценного сна. Время в пути до 12 часов, целевые расстояния до 1,2—1,5 тысячи километров.
Бизнес-класс — это СВ и люкс.
Комфорт — купе.
Эконом — открытые вагоны с высокой плотностью компоновки.
Эконом-бюджет — плацкарт.
Традиционный поезд
Он предусматривает поездки более 12 часов на дальние расстояния.
Бизнес-класс — премиальное удобство и полный сервис гостиничного уровня.
Комфорт — достаточный набор сервисов для полноценного сна без высоких затрат.
Эконом — бюджетный вариант с возможностью дополнительных сервисов.
Эконом-бюджет — сверхбюджетный вариант без сервисов с возможностью сна.
Зачем это делается?
Новая градация поездов дальнего следования может быть создана в рамках масштабного обновления парка вагонов.
Год назад ФПК располагала 19 316 пассажирских вагонов. Более десяти тысяч из них старше 20 лет, а средний возраст парка — 18,9 года.
«Запланировано полное и своевременное обновление парка с постепенным переходом на инновационный подвижной состав (примерно 35% парка к 2025 году). За период с 2018 по 2025 год планируется обновить почти семь тысяч вагонов», — говорится в отчете ФПК.
Компания планирует заменить часть традиционных вагонов на двухэтажные, до 2025 года их закупят около тысячи.
Кроме того, как сообщали в РЖД, холдинг разрабатывает концепции новых вагонов. В частности, планируется сделать более комфортными плацкартные вагоны. Проектирование будет идти на основе мнений, полученных от пассажиров и экспертов. В РЖД отмечали, что в случае закупки новых плацкартных вагонов, тарифы на них останутся прежними.
Что дальше?
Даже в самой РЖД не отрицают, что значительная часть парка вагонов ФПК древняя, как бивни мамонта. Многие из них вообще помнят времена СССР, и перемещаться в таких на дальние расстояния очень непросто. Символ подобного путешествия — дыра в стальном полу туалетной кабины, которую в РЖД официально называют «гравитационный туалет». Если компания решила от таких «сервисов» избавляться — это прекрасно.
Однако сразу возникает вопрос о тарифах. Сейчас, судя по всему, нет даже оценок стоимости билетов по классам вагонов. Однако сразу возникают серьезные опасения, что более или менее приемлемые для россиян тарифы как раз попадут в область «эконом-бюджет». И граждане продолжат ездить в старых железных коробках, ледяных зимой и раскаленных летом, туалеты в которых работают лишь благодаря силе земного притяжения.
Хочешь понять, что происходит на самом деле?
Читай канал «Ясно Понятно».
Просто и доходчиво — о самых важных новостях в обществе, политике и экономике. Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.
Источник: https://www.anews.com/p/95064997-dlya-bednyh-gravitacionnye-tualety-rzhd-razdelit-passazhirov-na-4-klassa/
Что значит в поезде нет биотуалета?
» Прочее »
Вопрос знатокам: В билете на плацкарт написано «нет туалета», поезд дальнего следования, это значит нет биотуалета или вообще нет?
С уважением, Сергей Михалев
Лучшие ответы
Нет биотуалета.
Туалеты есть во всех вагонах.
это значит с форточки будешь ссать=)
это вроде значит что место не рядом с туалетом.
это так ржд экономит средства для строительство сахалинского моста?!терпи, серега!в россии-много чудес!полигоны для мусора!?ямочный ремонт дорог?!
отключение горячей воды?!
если нет — то хоспадя побегаешь в соседний вагон — но то что туалета нет — такое крайне маловероятно — скорее биотуалета нет — а нет био — енто ж не беда — ходить в туалет можно всегда, но не вздумай спускать на станции.
В каком месте билета такое написано???
Вы что-то путаете
Прочитайте снова внимательно! Может быть нет биотуалета в плацкарте. Вагоны плацкартные делятся по категориям (буквами) есть вагоны, где есть точно биотуалет, где нет точно биотуалета и есть вагоны где он может быть, а может не быть. Плацкартные вагоны Обычно обозначаются как 3 класс.
3Э — плацкартный вагон с кондиционером и биотуалетом.3Т — вагон кондиционируется, биотуалета может не быть.3Д — в вагоне есть кондиционер. Наличие биотуалета не гарантировано. Разрешена перевозка животных.3У — аналогично 3Д, но не гарантировано наличие кондиционера.
3Л — кондиционер и биотуалет не предусмотрен.
Если перевозчик ЗАО «ТКС», то в вагоне класса 3У предполагается наличие кондиционера и биотуалетов. Есть розетки в каждом отсеке, работает видеонаблюдение. Пассажирам предоставляется дорожный набор, постельное бельё. Животных провозить нельзя.
Такого в билетах не пишут.
это значит что нет биотуалета и будут соблюдаться как раньше санитарные зоны, когда туалеты закрывают
ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
Идти в вагон-ресторан. Там должен быть биотуалет или он с высокой вероятностью будет не закрыт.
Писить в обычный туалет, с дыркой
Расписание остановок с санитарными зонами сразу смотреть и подстраиваться под него.
Идти в вагон, где он есть, либо подстраиваться под расписание
Если нет биотуалета, значит, есть «старорежимный» — обыкновенный.
Ходить в тот туалет, который есть! В чём проблема-то?
Нет биотуалета. Есть обычный
это значит что все на рельсы, а не в мешок с химией
Что обычный гальюн со сбросом отходов на рельсы, поэтому его будут закрывать на «санитарную зону». Биотуалеты не закрывают.
Это значит, что вагон старого типа
нет биотуалета, но точно есть туалеты гравитационного типа и санитарные зоны, на которых эти туалеты закрыты
Это значит-запасайся вот такими ключами и будет те счастье всю дорогу:))
ЭТО ОЗНАЧАЕТ ДРЕСТАЙ В ШТАНЫ
Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/chto-znachit-v-poezde-net-biotualeta
Какаем и писаем в поезде – правила посещения туалета
Вся романтика путешествия на поезде или междугородней электричке заканчивается на том моменте, когда вам захотелось в туалет. Найти его не так уж трудно, достаточно идти на запах, который разносится по всем вагонам. Про электрички то и говорить нечего, там в каждом вагоне такая вонь будто туалет под сидением.
Хотя современные поезда и оборудованы биотуалетами и в них все чисто и прилично, но они на столько большая редкость, что многие знают о них лишь по рассказам изумленных пассажиров, которым довелось прокатиться в таком поезде. В статье пойдет речь о посещении туалета в суровых российских электричках, даны некоторые советы и рекомендации на тот случай, если вам захочется пописять или покакать в поезде.
В поездах дальнего следования туалеты конечно немного лучше и чище нежели в междугородних электричках, но все же и те, и другие оставляют желать лучшего.
ПОЧЕМУ В ЭЛЕКТРИЧКАХ ВОНЯЕТ?
Многие замечают, что в электричках жутко воняет какой-то ссаниной. А почему? Да все очень просто. Это результаты теневого бизнеса сотрудников правоохранительных органов и работников железной дороги. На ночь в электрички загоняют бомжов. Конечно ночлег им дают не по доброте душевной, а за материальное вознаграждение.
К чему следует приготовиться если захотелось какать или ссать в поезде?
Если вам предстоит поездка на поезде, то на всякий случай прихватите с собой пачку салфеток и дезинфицирующую жидкость для рук. Как уже говорилось выше, антисанитария там полнейшая и подцепить кишечную палочку можно на раз два.
Бумаги может там вовсе не быть, умывальник тоже может отсутствовать или не работать. Если речь идет о поездах дальнего следования, то обычно люди садясь в поезд сразу начинают доставать харчи и не мытые руки сыграют злую шутку. Это очень серьезно и опасно для здоровья, простой срачкой может не ограничится.
Оно вам надо? Лучше перестраховаться. Жидкость для рук можно купить в магазине или аптеке.
Что нужно знать о туалете в поезде?
Мало поездов в России оборудовано биотуалетами. В основном какшки скидываются прямо на рельсы. Поэтому посещение туалета в поезде запрещено в населённых пунктах. Из этого следует, что срать придется в движении. Вас будет болтать из стороны в сторону, приготовьтесь.
Также, если вам захотелось в туалет в поезде, то не нужно терпеть до самого последнего момента, особенно это касается электричек. Там скорее всего придётся занимать очередь.
КАК ВЫЯВИТЬ ХОДИЛ ЧЕЛОВЕК В ТУАЛЕТ В ЭЛЕКТРИЧКЕ ИЛИ ПОЕЗДЕ?
Тут всё очень просто. Там такая вонь, вы мгновенно провоняетесь даже стоя рядом с этой комнатой. А после её посещения, запах будет следовать за вами ещё минут 5.
Какаем в поезде – основные моменты
Если вы едите в электричке, то там как правило нет унитазов, а вот в поездах они есть. Но садится на них голой задницой не стоит. Там куча всякой заразы. Лучше вообще на него не садится. Поэтому будем срать в полу сидячем положении, конечно неудобно и ни о каком правильном испражнении тут речи идти не может, да и жопа может измазаться какашками. Но придется потерпеть.
Необходимо хорошенько упереться, чтобы не свалиться с ног в самый ответственный момент, а то будет полный финиш. А как там упрёшься? Слава Богу помещение маленькое и можно опереться руками о стены. Скорее всего до вас другие пассажиры поезда уже срали в таком положении и стены в тех местах достаточно грязные. Хрен его знает, что они трогали до этого. Поэтому не беритесь там голыми руками, воспользуйтесь салфеточкой.
По завершению всех процедур обязательно вымойте руки, если есть такая возможность, и обработайте дезинфицирующей жидкостью для рук, о которой мы ранее говорили.
На рельсах романтики нет!
В интернете можно встретить много фото на фоне железнодорожных рельс. Но на самом деле все не так красочно, как кажется. Там полно мазуты. А если вы загородом, то это может быть и не мазута вовсе, а испражнения пассажиров поезда, покрытые маслом.
Как нужно писать в поезде?
Справить нужду по-маленькому в электричке мужчинам гораздо проще. Достаточно достать свой шланг и направить его в нужное место. Но старайтесь целится метка, чтобы не обоссать все вокруг, если вагон пошатнётся, а на скорости они сильно шатаются. Здесь нет никакого подвоха, следует оставлять чистоту за собой. Если все пассажиры поезда будут более аккуратны, то и туалеты будут значительно чище и вонять будет меньше. Но увы, многие люди по своей натуре свиньи.
Женщинам писать в поезде немного сложнее. Стоя им вряд ли удастся это сделать. Поэтому писать девушке в электричке надо будет также, как и какать. Конечно, если вы в юбке, то можно попробовать.
ВНИМАНИЕ!!!
Загородом не стоит стоять вблизи проезжающего поезда. Как уже говорилось, говно сбрасывается на рельсы. На скорости оно сразу же размазывается по ним, но вот если посетитель туалета бросил туда какой-то предмет, то он может срикошетить и ранить вас. Будьте аккуратны. Если же вы являетесь пассажиром, то не бросайте в толчок поезда предметы.
Путешествие на поезде может преподнести массу сюрпризов. Железная дорога — это не место для развлечений. Не стоит пренебрегать правилами поведения и безопасности на железной дороге. Будьте внимательны и не слишком доверчивы.
ЧТО МОЖЕТ ПОДЖИДАТЬ ВАС В ТУАЛЕТЕ ПОЕЗДА?
Если вы думаете, что антисанитария это единственное, что поджидает вас в туалете поезда, то ошибаетесь. Пользователи интернета наверняка натыкались на виде со скрытых камер в общественных туалетах. И в туалете поезда тоже может быть спрятана камера. Хотя установка камер запрещена в туалетах и раздевалках, но плохие люди не дремлют.
В эфире был сайт о какашках, мы желаем вам удачи в пути и пусть у вас всё будет хорошо. Низкий вам поклон, всегда рады видеть вас на страницах нашего сайта.
С облегчением!
Источник: https://kakashich.ru/kakaem-i-pisaem-v-poezde/
Биотуалет в поездах: где находится, куда ходить по нужде, если отсутствует
Российские поезда до недавнего времени имели старые, постсоветские конструкции. Все изменилось в 2017 году, когда ФАС обязала РЖД оборудовать вагоны биотуалетами. Медленно, но РЖД выполняет требование и производит замену старого оборудования.
Биотуалет в вагоне поезда — это то же самое, что и обычный унитаз, но содержимое в нем перерабатывается, а не накапливается или смывается. Приставка «био» в данном случае означает, что отходы перерабатываются с помощью биовеществ.
Как устроен старый стандартный туалет в поезде
Старая туалетная комната имеет размер метр в дину и ширину. Большое окно, через которое хорошо видно гражданина, справляющего нужду. Маленькое зеркало, расположенное на высоте около 170 см.
Туалет старого образца изготовлен из железа, с вмятинами для ног на ободке. Внизу имеется педаль для спуска отходов прямо на вагонные пути. Рядом с унитазом есть ручка для фиксации положения во время справления нужды.
В туалете поезда имеется раковина и полка для средств личной гигиены. РЖД предоставляет своим клиентам мыло и туалетную бумагу.
Подобный вид туалета одинаков для купейных и плацкартных вагонов. Основные составляющие уборной РЖД:
- унитаз;
- раковина;
- зеркало;
- полка;
- мусорная корзина.
К недостаткам туалета старого типа относятся:
- неприятный запах;
- трудности в использовании (для детей, пожилых людей, инвалидов и беременных);
- загрязнение окружающей среды отходами жизнедеятельности человека;
- невозможность использования туалета на станции (его закрывают за 30 минут до и после прибытия поезда на станцию);
- маленькая кабинка;
- неудобный унитаз.
По санитарным нормам туалет должны мыть каждые тридцать минут. Однако запах присутствует даже после обработки моющими средствами. Схема работы указана на двери кабинки.
Как выглядит, устроен и работает вагонный биотуалет в поездах РЖД, чем отличается от стандартного
Вагонный биотуалет отличается от обычного тем, что не спускает отходы на улицу. Все нечистоты идут в бак. На станциях его периодически чистят.
Какой вагон лучше выбрать в поезде
Принцип его работы: в смывной бачок поступает вода, при нажатии на кнопку отходы вместе с водой поступают в общий бак. Отходы всасывает вакуумная установка, которая не позволяет запахам распространяться по туалетной кабинке. Далее, смешиваясь с водой, они поступают в бак. Система отделяет воду от экскрементов. Очищенная от твердого кала вода сливается наружу. Непереработанные остатки хранятся в баке до их утилизации на станции.
Внимание! В биотуалет нельзя выбрасывать мусор! Это может привести к его поломке.
Преимущества вагонного биотуалета:
- не пропускает неприятные запахи наружу;
- не загрязняет окружающую среду;
- гигиеничен;
- всегда в открытом доступе;
- легок в использовании (на него не нужно взбираться);
- кабинка просторнее в полтора раза.
К минусам можно отнести то, что его легко вывести из строя. Починить устройство под силу только мастеру на оборудованной станции.
Примерная система работы вакуумного унитаза
Вагоны с биотуалетом и кондиционером
Правила поведения в поезде
Биотуалет имеется в вагонах:
- люкс (1А, 1И, 1М, 1У);
- бизнес-класса (1Б, 1Э, 1Е);
- первого класса;
- повышенной комфортности (2Э, 2К,2Р);
- улучшенной компоновки мест (1С, 2С, 1Р,1В);
- плацкартных (3Э,3П).
К данному перечню относятся и сидячие вагоны. Буквы и цифры — аббревиатура класса обслуживания. В билете он указан.
Люкс места помимо обустроенной уборной имеют:
- кондиционер;
- гигиенический набор (мыло, шампунь, гель для душа).
Кондиционер имеется в вагонах:
- люкс (1А,1М, 1И — кондиционер в купе);
- повышенной комфортности (1Б, 1Э,1У,1Л, 1Д, 1Э — один кондиционер на весь вагон);
- купе (2Э, 2Б, 2К, 2У, 2Л);
- плацкартных (3Э,3Т,3Д,3П);
- улучшенной компоновки мест (1Р, 1В,3Р, 1С,2С);
- сидячих (2Е, 2С, 2В, 2Е).
Обратите внимание! Кондиционер в купе и в вагоне — это разные вещи. Наличие кондиционера в купе предполагает его установку в комнате с четырьмя пассажирами (личное пользование). Кондиционер в вагоне — это одно устройство на весь вагон (от 36 до 54 человек).
Вагоны, наличие биотуалета в которых нужно уточнять:
- купе (2Б, 2У);
- плацкартные (3Э, 3Р, 3Д, 3Т).
Вагоны, биотуалет в которых отсутствует:
- плацкартные (3Л,3У);
- купе (2Л);
- общие (3О, 3В).
Значок биотуалета — WC c изображением листа дерева сверху.
Туалет в поезде «Ласточка»
«Ласточка» — скоростной электропоезд (не путать с электричкой), курсирующий между определенными городами. Состоит из пяти вагонов. Туалет в поезде есть, но не во всех вагонах. Оборудовали уборной только первый и пятый вагоны.
Разрешается передвигаться по всему поезду, однако лучшим решением будет – забронировать билеты в вагонах с туалетом. Гражданин вправе самостоятельно выбрать место в транспорте. Покупать билеты лучше за месяц до даты отправления.
Туалет в поезде плацкартного вагона
Как и в купе, находится на разных концах вагона. Представляет собой маленькую кабинку, обычно перед станцией, если это обычный туалет, к ней выстраивается очередь.
Плацкарт — это необязательно старый и разваливающийся туалет, подобные вагоны могут быть оборудованы биотуалетом. Их наличие необходимо уточнять на кассе.
Плацкарта — дополнительная карточка к основному билету. Не наделяет ее обладателя возможностью пользоваться дополнительными услугами. Она содержит следующую информацию:
- номер вагона и места в нем;
- название пункта назначения;
- название станции (отправления и прибытия);
- название жд вокзала;
- дату и время прибытия и отбытия;
- класс, место и количество человек в вагоне.
Как пользоваться туалетом в поезде
Использование обычного туалета может вызвать некоторые затруднения у детей, инвалидов, пожилых и беременных. Дети в силу возраста могут не удержать равновесие на столь шаткой конструкции. Им необходима поддержка.
Как пользоваться биотуалетом в пассажирском поезде, чтобы его не сломать
Можно ли пить пиво в поезде
При использовании биотуалета в поезде нужно соблюдать единственное правило — ничего не бросать в унитаз. Для бумаги и иных отходов имеется мусорная корзина. Биотуалет предназначен только для переработки человеческих отходов.
В кабинке имеется табличка с правилами пользования биотуалетом. Также биотуалет нельзя:
- проверять на прочность;
- загрязнять;
- совершать иные действия, ведущие к поломке техники.
Биотуалет в поезде схож с домашним. Никакие лишние действия производить не нужно. В кабинке может не оказаться бумаги, перед посещением уборной пассажирам рекомендуется взять ее с собой. На летнее время горячую воду РЖД чаще всего отключает.
К плюсам новой уборной можно отнести чистоту и порядок. Сотрудники РЖД утверждают, что это связано с ремонтом и переоборудованием. Отсутствие неприятного запаха делает посещение данной кабинки менее отталкивающим.
Почему нельзя бросать бумагу и иные отходы в биотуалет?
Переработка отходов природного происхождения происходит благодаря органическим соединениям, которые добавлены в утилизирующую жидкость туалета. Эти элементы не могут переработать искусственные материалы, из-за чего происходит сбой в работе системы.
Рядом с дверью туалетного помещения пассажирского вагона висит табличка с правилами пользования биотуалетом. Еще одна табличка расположена внутри уборной.
Куда ходить по нужде, если биотуалет в поезде отсутствует
Если в поезде нет биотуалета, то это значит, что во всех вагонах поезда есть только стандартные уборные с устаревшим унитазом. Две уборные имеются в каждом вагоне поезда.
Что значит «нет биотуалета в вагоне»? Это означает, что конкретный вагон не оборудован биотуалетом, но обязательно имеется обычный. Биотуалет при этом может находиться в другом вагоне поезда.
Обратите внимание! На сайте РЖД есть информация о наличии биотуалета в конкретном вагоне. Информация находится в открытом доступе.
Если биотуалета нет в вагоне, можно:
- пойти в обычную уборную;
- перейти в другой вагон (проводница подскажет, какой вагон оборудован биотуалетом);
- дождаться остановки поезда на станции.
В ФЗ «О железнодорожном транспорте» нет пункта об обязательном присутствии биотуалета в поезде. Возмущаться по данному поводу бессмысленно.
Сегодня РЖД не имеет права принимать в эксплуатацию вагоны, в которых установлены туалеты устаревшего типа, поэтому с каждым годом процент поездов, оборудованных биотуалетами, будет расти.
Источник: https://turproezdka.ru/prochee/biotualet-v-poezde.html