Отмена 270 маршруток в Петербурге: зачем это нужно, к чему приведет и как коснется даже пешеходов
В Петербурге обсуждают реформу, в рамках которой к лету 2020 года будет отменена 271 маршрутка. «Собака.ru» разобралась в нововведениях – зачем они нужны и как скажутся на городе, а также обсудила с экспертом проблемы транспорта и возможные пути их решения.
Это связано с тем, что транспорт и перевозчики по всей стране должны соответствовать федеральному закону «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». Он принят в 2015 году, срок его исполнения – 2020 год. «Фонтанка» в 2015 году писала, что в связи с этим законом город больше не сможет устанавливать верхнюю планку цены проезда в маршрутках и опасается резкого скачка стоимости.
Какие маршрутки будут отменены?
Сейчас их в городе около 660, останется немногим больше половины. Власти объявили об отмене 271 маршрутки. Полный список маршруток, подлежащих отмене, можно увидеть здесь.
Чем заменят маршрутки?
Вместо них появится 97 маршрутов автобусов, их список можно найти здесь.Также их можно увидеть на карте. К использованию с 15 июля 2020 года будут допущены только транспортные средства, приобретенные не позднее 1 января 2018 года, все они будут приспособлены для родителей с колясками и людей с ограниченными возможностями. Также в городе обещают сделать 590 новых остановок.
Чиновники признают, что теперь многим горожанам придется делать дополнительную пересадку: «Если сегодня человек доезжал из точки А до точки Б без пересадок, то [в обновленной сети] есть небольшой процент маршрутов, где будет вынужден в следующем году делать пересадку. Мы предусматриваем единую разовую оплату. То есть мы платим один раз, но доезжаем до нужной точки с пересадкой».
Что думают горожане по поводу реформы?
Петицию против реформы на change.org подписали 3 700 человек. В ней, в частности, говорится: «По проведенным с жителями города встречам уже понятно, что понимания у самих чиновников, как пройдет реформа нет.
И вместо привычных жителям маршрутов наземного транспорта предлагают ехать на метро, с пересадками или другими, в теории, удобными маршрутами. Ни компьютерного моделирования, ни пилотных районов не введено.
Для реформы не готовы ни остановки, ни выделенные линии, новые автобусы тоже не куплены и вряд ли даже заказаны. Не готовы и жители».
Во сколько городу обойдется реформа?
«Фонтанка» писала, что транспортная реформа обойдется городу в 23 млрд рублей. Комитет по транспорту уже заявил о возможном подорожании жетона до 60 рублей.
Ярослав Селиверстов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник лаборатории интеллектуальных транспортных систем Института проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН:
«У нас четко прописан порядок изменения и отмены маршрутов. Основаниями для нововведений могут быть снижение или увеличение спроса, техническое состояние дорог, дублирование одних маршрутов другими. Но любая реформа, которая касается каждого жителя Петербурга, должна быть основана на серьезных исследованиях.
О наличии таковых мне ничего не известно. При чем в городе есть инструмент для их проведения: все транспортные средства оборудованы системой ГЛОНАСС (по крайней мере должны).
То есть вся информация о перемещениях автобусов и маршруток есть, можно оценить средние интервалы, время ожидания, интенсивность движения на различных участках.
Результаты этих исследований должны быть опубликованы и представлены горожанам. Если все 270 маршрутов коммерческого транспорта не соответствуют каким-то требованиям, то должны быть данные по каждому из них в отдельности, критерии оценки. Только так реформа может восприниматься как благо.
Сейчас же кажется, что есть вероятность, что в какой-то момент человек подойдет к остановке и вместо привычных 5 минут будет ждать полчаса. Важно, чтобы город осторожно подходил к изменениям. Если люди будут опаздывать на работу на 40 минут, общая социальная напряженность будет неизбежно расти – те, кто может себе это позволить, будут пересаживаться в автомобили, пробок будет больше, конфликтов – тоже».
Почему в Петербурге особенно важно развивать комфортный общественный транспорт
«Город развивается, количество автомобилей в нем растет. На 2017 год их было порядка 2,4 млн, а на начало 2019 эта цифра выросла минимум на 10%, то есть около 2,7 млн. По темпам автомобилизации Петербург обогнал Москву – у нас на 1000 человек приходится 317 автомобилей. Сейчас в часы пик средняя скорость составляет порядка 8 км/ч – это предельно низко и порождает конфликты. Если автомобилей будет становиться больше, эта цифра станет еще меньше.
Поэтому городу необходимо, чтобы люди отказывались от автомобилей, но они не будут это делать, если общественный транспорт не будет комфортным. А у нас качество обслуживания в нем не растет, потому что постоянно увеличивается количество пассажиров. Необходимо, чтобы автобусы были быстрыми, регулярными, с Wi-Fi, возможностью зарядить телефон и свободными местами».
Чем плохи и хороши маршрутки
«Маршрутки удобны людям, потому что они останавливаются по руке – человеку не нужно идти до остановки, он может выйти где угодно.
Возможно, их хотят отменить, потому что они не соответствуют требованиям по информационному обеспечению, доступности для людей с ограниченными возможностями, количеству квадратных метров на человека или сидячих мест, экологичности. Но в таком случае необходимо вводить новые стандарты и публиковать их.
Если кто-то не соответствует им, то уйдет с рынка – но не потому что мы их запрещаем, а потому что не выдерживает конкуренцию по сравнению с более ответственными перевозчиками».
«Транспортные услуги – это траты первой необходимости, без них жить невозможно. Поэтому цены на проезд должны соответствовать не средней, а минимальной зарплате в городе. Нельзя повышать цены, если зарплата у людей не выросла. Так мы снова увеличиваем социальную напряженность. Новая реформа обойдется городу в огромную сумму – необходимо оборудовать остановки, закупать автобусы. Но нельзя перекладывать это на плечи горожан».
Как менее комфортная система общественного транспорта коснется тех петербуржцев, которые ходят пешком
«Из-за увеличения количества автомобилей ухудшается экологическая обстановка, а соответственно и здоровье людей. Незаметные невооруженным глазом мелкодисперсные частицы – продукты износа двигателя, асфальта, покрышек – наносят вред организму человека, вызывают легочные и онкологические заболевания.
Люди ходят по Шанхаю и Пекину в масках для защиты именно от них. Учитывая, что у нас почти нет деревьев в городе, а уже имеющиеся зеленые зоны отводят под строительство, это особенно опасно и влияет на качество жизни пешеходов, людей, которые стоят на автобусных остановках, и тех, кто перемещается на индивидуальном транспорте.
Это отдельно должно обсуждаться при создании новых стратегий».
В чем причина транспортного коллапса в Петербурге
« причина пробок в Петербурге сегодня – это нерациональная жилищная застройка. Мы должны переходить к планированию структуры городских кварталов, подразумевающее пространство для всех видов транспорта: в том числе индивидуальных вроде самокатов, велосипедов и сегвеев, автобусов, автомобилей.
А сейчас у нас в любые свободные пятна втыкают многоэтажки – и не думают ни о парковках, ни о плотности населения квартала. Если комитеты действуют разрознено и между собой ничего не согласуют, достичь целей, заявленных в транспортной стратегии, невозможно.
Проблема транспорта в Петербурге стоит очень остро, и если не приступить к снижению плотности застройки, никакие реформы не помогут и даже спустя годы умные технологии ситуацию не исправят.
Важно, чтобы город внедрял научные результаты в свою экономику – но в комитетах находятся чиновники, а не специалисты. Из-за этого, несмотря на то, что качественные научные работы у нас есть, люди получают транспортные услуги вчерашнего дня».
Источник: http://www.sobaka.ru/city/city/99164
Кому мешают московские маршрутки?
Московские маршрутки, работавшие в городе больше двадцати лет, постепенно уходят в историю: 15 августа власти столицы отменили все частные маршрутные такси. В Департаменте транспорта заявляют, что с линий исчезли только те маршрутки, которые дублируют путь автобусов.
Правда, общественный транспорт чаще ходить не стал, да и по скорости он значительно уступает частникам: горожане жалуются, что теперь до дома и метро добираются намного дольше, а переполненные автобусы и вовсе мотивируют их отказаться от общественного транспорта в пользу личного автомобиля. Результаты транспортной реформы в Москве обсудили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».
Аргументы «за»
Нововведение затронуло полтора миллиона человек — именно столько граждан ежедневно пользовались маршрутками в Москве. Власти отменили свыше 370 рейсов маршрутных такси. Теперь пассажиров по этим маршрутам перевозят городские автобусы или коммерческие перевозчики, работающие в городе по госконтракту.
По словам заместителя мэра Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, реформа эта направлена прежде всего на совершенствование пассажирских перевозок, на то, чтобы вывести их на мировой уровень.
«А маршрутки вы уже нигде не увидите — там это пережиток прошлого, которому и в Москве пришла пора остаться в прошлом», — объяснял Ликсутов прессе.
Теперь весь наземный транспорт столицы стал работать по единым правилам: маршрутки, где оплатить проезд можно было только наличными, заменены на коммерческие автобусы, в которых принимаются к оплате все билеты единого городского тарифного меню — карты «Тройка», «Единый», «90 минут», а льготники могут ездить бесплатно по социальной карте москвича. Горожане к нововведению отнеслись по-разному: некоторые создают петиции с просьбой вернуть маршрутку в конкретном районе, другие стараются избегать автобусов, а третьи и вовсе не заметили изменений.
«Меня лично эта реформа не коснулась, — сказал член Общественной палаты РФ, лидер Движения «Стоп Хам» Дмитрий Чугунов. — Я езжу на метро и электричке, используя карту «Тройка» сроком действия на год, получается очень выгодно. Однако уход маршруток я поддерживаю — жалоб на низкое качество перевозок у частников всегда было очень много, маршрутки попадали в ДТП, а их водители зачастую не соблюдали скоростной режим».
Не согласиться с этим трудно: шумахеры за рулём маршруток не только превышали скорость, но и часто брали большое число стоячих пассажиров в неприспособленные для этого маршрутные такси. Таким образом, даже при небольшом ДТП люди рисковали получить серьёзные травмы.
Сейчас этого, конечно, не будет — автобусы отвечают всем требованиям безопасности, имеют большую вместительность, оборудованы кондиционером и видеокамерами. Наконец, именно Москве сейчас принадлежит самый молодой автобусный парк в Европе. Коммерческие перевозчики, работающие по государственным контрактам, вывели на маршруты две тысячи новых автобусов.
Теперь средний возраст этого пассажирского транспортного средства в столице не превышает четырёх лет.
Аргументы «против»
Правда, на остановках «по требованию» автобусы не останавливаются. По словам депутата столичного Совета депутатов муниципального округа Таганский Ильи Свиридова, люди больше всего жалуются на то, что время поездки до метро и до дома выросло. В Департаменте транспорта пообещали, что выведут осенью 340 дополнительных автобусов на маршруты в Москве.
Возможно, где-то они и появились, но на многих после исчезновения маршруток образовался «вакуум», а общественный транспорт продолжает ходить с приличными интервалами.
Чиновники говорили об увеличении количества рейсов на 10 процентов. Однако после полной ликвидации маршруток, которые ходили чаще общественного транспорта, эта мера не кажется спасительной.
Теперь на остановках, как правило, скапливается большое число граждан, которые с ужасом ждут, что, когда похолодает, ситуация будет намного хуже. «Решение об отмене маршруток не согласовывалось ни с жителями, ни с местными депутатами, — говорит Свиридов. — Считаю, что это недопустимо, люди должны принимать участие в обсуждении этих вопросов, этой темой должны заниматься на местах».
Кроме того, депутат отмечает, что закрытие частников ударило и по малому бизнесу: к продавцам, лишившимся работы в недавно снесённых ларьках — «объектах самостроя», теперь добавятся и десять тысяч экс-водителей маршруток.
С ним согласен и президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Фёдоров, который считает, что, прежде чем полностью убирать маршрутки, необходимо было дать гражданам привыкнуть к новому порядку, пустив параллельно на дорогу к привычным частникам и новые автобусы.
Кроме того, огромным минусом новой кампании городских властей стала её полная неожиданность для граждан. «Людей никто не предупредил, это стало для них плохим сюрпризом, — комментирует общественник.
— Более того, из-за фактической монополизации перевозок я опасаюсь, что цены на проезд могут вырасти», — предупреждает Фёдоров.
Впрочем, рост цен уже произошёл, правда, не на объектах общественного транспорта, а у так называемых бомбил, которые теперь с большим энтузиазмом поджидают москвичей у выходов из метро в спальных районах. Прождав автобус в течение получаса на дожде или ветре, многие соглашаются на услуги таких горе-таксистов.
«Необходимо вернуть маршрутки в самые оживлённые районы, туда, где нет альтернатив, — считает председатель Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов России» Владимир Соколов. — Сейчас транспортная система столицы на 80 процентов опирается на метрополитен. Но нужно понимать: в случае аварии в метро, которые происходят с определённой периодичностью, граждане просто не смогут доехать до дома».
Действительно, в городе прекрасно реализуются глобальные проекты по строительству новых станций метрополитена, запуcкается новый вид скоростного наземного транспорта — Малое кольцо Московской железной дороги (МКЖД), но вот «точечные» проблемы пока решаются не так успешно. «Понятно, что МКЖД не станет альтернативой маршруткам, — заключает Дмитрий Чугунов. — Потому что и до метрополитена, и до Московской железной дороги надо ещё добраться.
Но нужно понимать, что если сегодня сбудется мечта Департамента транспорта и 10 процентов водителей пересядут на автобусы и метро, общественный транспорт просто загнётся», — считает он.
Что делать гражданам? Аналитики уверены, что уже к зиме ситуация с маршрутками в столице устаканится, скорее всего, появится больше автобусов, да и москвичи привыкнут к новому порядку. Ну а своё отношение к концепции развития транспорта в столице и другим инициативам властей эксперты предлагают горожанам выразить на выборах.
Источник: https://www.pnp.ru/news/detail/141981
После отмены маршруток москвичи засыпали жалобами Департамент транспорта
Москвичи жалуются, что маршрутных такси не стало, а другие виды общественного транспорта ждать на остановках слишком долго. Маршрутки отменили не везде, а в некоторых округах столицы. В то же время, ожидание автобусов увеличилось в среднем на 30 минут. Это стало поводом для отправки жалобы Союзом пассажиров в московский департамент транспорта.
После отмены маршрутных такси летом этого года, время ожидания общественного транспорта заметно увеличилось. В середине августа отменили свыше 300 маршрутов. А что касается северо-востока столицы, то в Медведково, вообще сложилась тяжелая ситуация.
Там отменили маршрутное такси, курсирующее между станцией метро «Медведково», узловой железнодорожной станцией «Лосиноостровская», а также Абрамцевской улицей.
Если до отмены маршрутных такси их ждали не более 5 минут, то теперь на это уходит 30 минут и более.
На юго-востоке Москвы тоже есть проблемные маршруты. Прежде здесь вообще не приходилось ждать отправки «Газели». Как только машины полностью заполнялись пассажирами, они сразу отправлялись. Их маршрут пролегал между рынком «Садовод», четвертым микрорайоном «Кожухово» и станцией метро «Выхино». Маршрутных такси не стало, а интервал между рейсами автобусов вырос вдвое. Это стало причиной появления на ликвидированных маршрутах нелегальных извозчиков.
Руководитель Союза пассажиров лично отправил жалобу в департамент столицы. В письма он сообщил, что прежде автобус №130, курсировавший между Филевским парком и Московским государственным университетом дублировался маршрутными такси. Если их ждали не дольше двух минут, то интервал движения общественного транспорта составляет 15 минут.
Другая проблема – это недостаточное количество автобусов, из-за чего они отъезжают от остановок переполненными, поэтому многие пассажиры остаются ждать следующий автобус. Основная масса пассажиров на остановке МГУ – студенты. Аналогичная ситуация сложилась на автобусных остановках возле станций метро «Фили», «Шелепиха», «Юго-Западная», а также «Улица 1905 года». Кроме того, во многих округах маршрутки исчезли, а автобусов нет до сих пор.
«Южное Измайлово» некоторое время назад было признано самым проблемным округом. Сюда ходили маршрутные такси от станции метро «Черкизовская», а как теперь сюда добираться, люди не знают.
Обращение в Верховный суд
Руководитель московского транспортного Союза выразил общее недовольство всех пассажиров. Он сказал, что небывалые проблемы с маршрутными такси уже вышли за пределы города. В частности, за московской кольцевой автомобильной дорогой, расположено достаточно большое количество поселков. До них жители тоже добирались на
маршрутках. Это было быстро и комфортно. Теперь сюда маршрутные такси не ходят.
Их отмена принуждает владельцев компаний ликвидировать свои предприятия, а машины продавать. Некоторое время после выхода указа маршрутки выпускали на линии нелегально, но водителей штрафовали и даже арестовывали их автотранспорт.
В январе следующего года будут рассмотрены жалобы перевозчиков, в которых они указывают, что Арбитражный суд отказал в иске, предъявленном департаменту транспорта. Ведь существует закон об организованных перевозках. Это значит, что на момент принятия закона легальные маршруты должны быть восстановлены. Владельцам компаний, занимающихся перевозкой пассажиров, обязаны выдать соответствующие документы, подтверждающие их право на продолжение деятельности.
Никто никому такие документы пока не выдал, а маршрутные такси все еще простаивают без дела. Заместитель главы департамента транспорта столицы дал пояснения по этому вопросу. Городские власти имеют право отменять работу маршрутных такси. А что касается перевозчиков, то их допускают к этой работе на конкурсной основе. Данная поправка к закону об организованных перевозках пассажиров была внесена давно и перевозчики были предупреждены.
Смысл транспортной реформы
Новая система пассажирских перевозок начала функционировать в прошлом году. Перевозчикам было предписано работать по государственным контрактам. Расписание, а также маршруты разрабатывали городские власти. Они же получали плату за проезд.
Если до отмены маршрутных такси в столице насчитывалось свыше 500 маршрутов и 6000 маршрутных такси, то теперь осталось 2000 автомобилей на 211 маршрутов. Их, как известно, разыграли на аукционе, о чем своевременно сообщили столичные власти.
Победили следующие восемь компании, занимающиеся перевозкой пассажиров.
Первые новые микроавтобусы появились на городских улицах весной прошлого года. Все они синего цвета. Салоны оборудованы электронными табло, климатическими системами, камерами видеонаблюдения. Любые поездки оплачиваются наличными деньгами или социальной картой. Если прежде водитель высаживал пассажиров в любом месте по их просьбе, то теперь это запрещено. Новые маршрутные такси оборудовали бесплатной беспроводной компьютерной сетью Wi-Fi.
Многие отмененные маршруты дублирует общественный транспорт (троллейбусы, автобусы). Столичные власти утверждают, что эффективными были и являются лишь 142 маршрута, которые никто не отменял. Исчезнувшие «ГАЗЕЛИ» обещают восполнить автобусами.
Спрос на маршрутки значительно вырос. Эта информация поступила от сотрудников «Яндекс.Такси». Они такой ажиотаж обуславливают сезонными причинами. Работники пресс-службы столичного департамента транспорта рассказали, как сотрудники оперативного штаба внимательно
изучают жалобы людей. По каждому письму специалисты выезжают на определенный маршрут, и на месте рассматривает возможность каких-либо изменений. Это может быть изменение расписания, задействование дополнительного транспорта или создание новых остановок. Уже изменено расписание более чем на трех десятках маршрутов.
Ими уже успели воспользоваться 130 млн. человек, из которых 50 миллионов – пассажиры со льготами. Тарифы тоже значительно снизились. По сравнению с прежними ценами, новые расценки снизились на треть.
Это относится не к разовой оплате проезда, а для тех пассажиров, которые приобретают билеты сразу на несколько поездок. Многократно сократилось количество нелегальных маршрутов. С начала этого года было задержано 4500 нелегальных маршрутных такси.
Когда все остановки оснастят электронными табло, тогда на них будут отображаться маршруты.
Новая система перевозки пассажиров маршрутными такси оказалась недоработанной, а ее способность – недостаточной для полноценной работы. До реформы руководители компаний занижали количество перевозок, благодаря чему, сумма для уплаты налогов тоже снижалась.
Разрабатывая обновленную маршрутную сеть, специалисты неправильно определили пассажиропотоки. Данную проблему устраняют по ходу дела: меняют расписание, схемы движения, выпускают на линии дополнительные автобусы.
Уже многие пассажиры заметили изменение и улучшение на многих бывших проблемных маршрутах.
Источник: https://cityreys.ru/blog/posle-otmeny-marshrutok-moskvichi-zasypali-zhalobami-Departament-transporta