Боевой и политический : Полноприводные автобусы Советской Армии
Полноприводные автобусы Советской Армии
В реестре советской автомобильной экзотики — мелкосерийных и опытных моделей — есть и довольно причудливые конструкции, созданные военными. Строго говоря, секретными они не были, но в справочники и каталоги не попадали, да и встретить такие машины живьем можно было очень нечасто. Сейчас — и подавно
Наверное, каждый, кто служил в армии, напрыгался из кузова и в кузов бортового грузовика. Философия главного транспорта для перевозки «личного состава», то есть солдат в переводе с военного на русский (а с некоторых пор на машинах для уточнения даже пишут «люди» — в мое время такой демократии не было), не менялась уже лет восемьдесят.
Но армии, конечно, нужны и другие машины — для передвижных командных пунктов, перевозки офицеров, санитарные, в конце концов. Тут тоже особых инженерных изысков обычно нет. Примерно столько же, сколько существуют грузовики, строят и различные «будки» на их шасси, которые можно сделать санитарными, штабными, ну или какими угодно другими.
У нас такие надстройки принято называть КУНГ, что расшифровывается как «кузов универсальный нормального (нулевого) размера». Строго говоря, далеко не все «будки» (отдельные грузопассажирские модули, известные еще и под именем вахтовки) — КУНГи, но речь сейчас не о них. А о том, что военным хотелось иметь нечто более комфортное с точки зрения вентиляции, отопления, удобное для общения пассажиров с водителем.
Автобус? Да, но не уступающий по проходимости военному грузовику.
38АС (автобус санитарный 38-го опытного завода Министерства обороны) начали проектировать в Бронницах в 1965 году. Хорошо известный полноприводный ПАЗ-3201 (тогда еще ПАЗ-672ВП), кстати, только готовили к производству. Плод трудов армейских инженеров, руководимых Александром Васильевичем Протасовым, был заметно проще павловской машины.
Вместо несущего основания, интегрированного в кузов (как на «пазике»), и измененных под автобус агрегатов — серийное шасси одного из главных военных грузовиков СССР, ГАЗ-66-04. На шасси надели простой по форме и минималистский по отделке автобусный кузов — стальной каркас и клепаные панели с пенопластовым утеплением.
Простой и по технологии изготовления автобус рассчитывали на нехитрое производство армейскими авторемонтными заводами. Вот только ветровое стекло автобус получил большое, не как у 66-го «газона».
Интересно, что 38АС проектировали как вполне серьезный армейский автомобиль, даже с учетом десантирования с самолета АН-12. Именно поэтому инженеры старательно снижали снаряженную массу и высоту машины, доведя их до 4445 кг и 3680 мм. 38АС был выше полноприводного «пазика», но заметно ниже грузовиков с отдельным грузопассажирским модулем.
Машину испытывали, как и любой другой армейский автомобиль — топили в сугробах и грязи, пытали прыжками на пересеченной местности. Автобус с двигателем V8 объемом 4,25 л, мощностью 115 л.с., с клиренсом 315 мм, способный преодолевать брод до 0,8 м, по проходимости практически не уступал «шишиге» и был признан годным к строевой.
На шоссе 38АС мог развить 85 км/ч. Два топливных бака по 105 л обеспечивали расчетный пробег до 870 км. А в салоне — подвод теплого воздуха, электровентиляторы и освещение, а также двадцать относительно комфортабельных мест. Вместо сидений было нетрудно смонтировать другое необходимое оборудование, скажем, медицинское.
Кстати, многие 38АС стали именно санитарными.
ДМБ 1967–1987
Производство начали на Центральном авторемонтном заводе Минобороны № 172 (172 ЦАРЗ) в Воронеже, строившем различные модули на шасси ГАЗ, позднее также КамАЗ и «Урал». Конечно, 38АС массовыми не стали. До 1983-го изготовили 3258 машин. Подготовили даже модернизированный вариант с немного облагороженной внешностью, но в серию он не пошел.
Вместо него с 1983-го, когда 38АС сняли с производства, до 1987-го изготовили еще около 700 экземпляров АПП-66 (автобус повышенной проходимости), опять же разработанный в Бронницах. Он имел еще более угловатый кузов и четырехчастное ветровое стекло от ГАЗ-66.
С конца 1980-х военные пришли к выводу, что вполне могут обойтись куда более дешевыми и простыми в производстве вахтовками. Сколько нынче осталось живых 38АС и АПП-66? Наверняка, немного. Жалко, если не останется ни одного. Неказистые машины — тоже часть нашей истории и заслуживают места в каком-нибудь музее. Хотя бы военном
Масса снаряженная/полная, кг | 4445/6118 |
Длина/ширина/высота, мм | 6230 / 1660 / 3680 |
Колесная база, мм | 3450 |
Колея спереди/сзади, мм | 1800/1750 |
Дорожный просвет, мм | 315 |
Размерность шин | 175/70 R13 |
Тип и кол-во цилиндров | Бензиновый, V8 |
Рабочий объем, см3 | 4251 |
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин | 115/84,6 при 3200 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 290 при 2000–2500 |
Коробка передач | Механическая, 4-ступенчатая, раздаточная коробка — 2-ступенчатая |
Тип полного привода | Подключаемый |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Расход топлива на шоссе,, л/100 км | 35 |
Товарищи и коллеги
Полноприводные автобусы в СССР делали несколько заводов. Крупносерийно на базе массового ПАЗ-672 выпускали ПАЗ-3201. За два десятилетия с 1966 года изготовили почти 14 000 машин. Затем производили ПАЗ-3206, который не снят с производства и поныне. В небольших количествах полноприводные капотные автобусы делал и Курганский завод.
В Бендерах на армейском заводе 101 ЦАРЗ строили полноприводные машины на шасси ГАЗ-63 с типовым кузовом на основе ПАЗ/КАвЗ-651. В 1963-м в Тосно под Ленинградом под именем «Тосно-Гаро» в единственном экземпляре построили полноприводный автобус с кузовом, сделанным на основе ЛАЗ и на трехосном шасси ЗИЛ-157.
А что у них?
Идея полноприводного автобуса занимала не только отечественные конструкторские умы. Такие машины в небольших количествах делали и делают в разных странах для полиции, армии и просто для мест, где мало нормального асфальта, но много горных дорог или снега.
Источник: http://www.off-road-drive.ru/archive/103/Boevoy_i_politicheskiy
Новый 1986 ГАЗ 66 – с хранения, пробег 1400 км
ГАЗ-66 — советский и российский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2,0 т и кабиной над двигателем. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик в Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960—1990-е годы.
Конструктор машины — Александр Дмитриевич Просвирнин.
ИСТОРИЯ
Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 гг. (выпущено крайне малое количество) и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развёрнуто с июля 1964 года. В 1968 году грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах (66-01 и модификации).
В 1966 году удостоен Золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году удостоен Золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В апреле 1969 ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственныйЗнак качества. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.
ГАЗ-66 был принят на вооружение в Советской армии, использовался в народном хозяйстве, после распада СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в Российской армии, в основном в ВДВ и пограничных войсках.
В 1995 году массовое производство ГАЗ-66-11 с модификациями было прекращено. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко», унифицированной с ГАЗ-3307. Последний экземпляр ГАЗ-66-40 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965 941 экз. семейства ГАЗ-66.
Основные модификации газ-66 и специализированные кузова на его шасси
ГАЗ-66 на советской почтовой марке
- ГАЗ-66-1 (1964—1968) — первая модель без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах
- ГАЗ-66А (1964—1968) — с лебёдкой
- ГАЗ-34 — опытный образец с колёсной формулой 6×6
- ГАЗ-66Б (с 1966) — авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла
- ГАЗ-66Д (1964—1968) — шасси с коробкой отбора мощности
- ГАЗ-66П — седельный тягач (опытный)
- ГАЗ-66Э (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-66-01 (1968—1985) — базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах
- ГАЗ-66-02 (1968—1985) — с лебёдкой
- ГАЗ-66-03 (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-66-04 (1968—1985) — шасси с экранированным электрооборудованием
- ГАЗ-66-05 (1968—1985) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
- ГАЗ-66-11 (1985—1996) — модернизированная базовая модель
- ГАЗ-66-12 (1985—1996) — с лебёдкой
- ГАЗ-66-14 (1985—1996) — шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности
- ГАЗ-66-15 (1985—1996) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
- ГАЗ-66-16 (1991—1993) — модернизированый вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса — односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (впоследсттвии устанавливалась также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-40); грузоподъемность 2,3 т
- ГАЗ-66-21 (1993—1995) — народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т.
- ГАЗ-66-31 — шасси для самосвалов
- ГАЗ-66-41 (1992—1995) — с безнаддувным дизелем ГАЗ-544
- ГАЗ-66-40 (1995—1999) — с турбодизелем ГАЗ-5441
- ГАЗ-66-92 (1987—1995) — северный
- ГАЗ-66-96 — шасси для вахтовых автобусов
Экспортные
- ГАЗ-66-51 (1968—1985)
- ГАЗ-66-52 (1968—1985) — с лебёдкой
- ГАЗ-66-81 (1985—1995) — для стран с умеренным климатом
- ГАЗ-66-91 (1985—1995) — для стран с тропическим климатом
Специализированные
- АП-2 — автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка.
- АС-66 — санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых.
- ДДА-2 — дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях.
- ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты».
- МЗ-66 — маслозаправщик.
- Р-142 — командно-штабная машина
- 3902, 3903, 39021, 39031 — передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике.
- 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 — передвижные клиники.
- ГАЗ-САЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Саранск).
- ГАЗ-КАЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Бишкек, Киргизия).
Автобусы
- НЗАС-3964, Волгарь-39461 — вахтовые автобусы (на шасси устанавливался комфортабельный кузов с креслами для пассажиров).
- АПП-66 — автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускался 172 Центральным автомобильным ремонтным заводом только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 г. выпущено около 8 000 экз.
- ПАЗ-3201, полноприводный вариант ПАЗ-672.
- ПАЗ-3206, полноприводный вариант ПАЗ-3205.
Технические характеристики автомобиля газ-66-11
Тип | Двухосный грузовой автомобиль |
Грузоподъёмность | 4 000 кг |
Разрешенная максимальная масса | 5 940 кг |
Длина | 5 806 мм (с лебёдкой) |
Ширина | 2 322 мм |
Высота по тенту без нагрузки | 2 520 мм |
Высота по кабине с полной массой | 2 490 мм |
Колёсная база | 3 300 мм |
Дорожный просвет | 315 мм |
Колея передних колес | 1 800 мм |
Колея задних колес | 1 750 мм |
Радиус поворота | 9,5 м |
Глубина преодолеваемого брода (по дну) | 0,8 м |
Двигатель | ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный, с жидкостным охлаждением |
Рабочий объём | 4 254 см3 |
Мощность | 120 л.с. |
КПП | механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах |
Раздаточная коробка | С понижающей передачей и отключаемым передним мостом |
Привод | задний или полный |
Колёса | специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18 |
Давление в шинах | 0,5-3 кг/см2 |
Максимальная скорость с полной массой | 90 км/ч |
Ёмкость топливных баков | 210 л |
Контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч | 20 |
Марка топлива | бензин А-72, A-76, АИ-80 |
Ёмкость АКБ | 75 А·ч |
Максимальный ток автомобильного генератора | 85 А |
1986 ГАЗ 66 новыйпробег – 1400 км
Боксовое хранение. В идеальном состояние. С птс.
Источник: https://xn--80aafe9bhdrpm.com/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-1986-%D0%B3%D0%B0%D0%B7-66-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B3-1400-%D0%BA%D0%BC-%D1%81-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/